Для учителей это давно азбучная истина: если школьники хотят овладеть знаниями, то эффективность познавательного процесса существенно возрастает. Однако часто приходиться слышать от учащихся школы фразы, выражающие нежелание выполнять домашнее задание, и даже идти в школу. Некоторые дети не стремятся расширить запас своих знаний: пассивны на уроках. Им большее удовольствие приносит деятельность, не связанная со школой. Почему это происходит? Почему же дети не хотят учиться? Этот вопрос встал передо мной, как, только закончив обучение, я пришла работать в сельскую школу. Проблема оказалась вполне очевидна. В сельской школе учатся дети в основном из простых рабочих семей со средним достатком, есть учащиеся из малообеспеченных семей. Они не видят для себя личностной перспективы, и многие не заинтересованы в изучении английского языка, считая, что он не нужен в будущей профессии. У части учеников положительная мотивация к изучению предмета недостаточна, а порой и вовсе отсутствует, так как при изучении английского языка они сталкиваются со значительными трудностями и не усваивают материал в силу особенностей памяти, восприятия и мышления. Всё вышеперечисленное указывает, что учитель должен создать источник внутренних сил ребёнка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться. Учитель должен создать такие условия, в которых ребенок испытывал бы уверенность в себе и внутреннее удовлетворение; он должен помнить, что ребёнку необходимо помогать добиваться успеха в учебной деятельности. А для этого нужно создавать ситуации успеха.
На уроках иностранного языка основой для преподавателя является создание ситуации успеха в коммуникативной деятельности учащихся. Испытывая чувство успеха в коммуникативной деятельности на уроках иностранного языка, обучаемый переживает радость, эмоциональный подъём. Переживание успеха в учебном общении внушает ему уверенность в собственных силах; повышается самооценка, появляется желание вновь достигнуть хороших результатов в коммуникативной деятельности, чтобы ещё раз пережить радость успеха.
Таким образом, ситуация успеха на уроках иностранного языка выполняет функцию коммуникативно – развивающей сферы и помогает учащимся эффективно осуществлять иноязычное общение и взаимодействие друг с другом и с педагогом.
В ходе учебного общения на занятиях по английскому языку создаются естественные условия для достижения ими коммуникативной успешности.
Реализация данных условий осуществляется на основе внедрения в учебный процесс специально разработанного комплекса заданий.
Наиболее приемлемыми являются: упражнения игрового характера, пение, хоровая декламация, изобразительная деятельность, инсценирование сказок, разгадывание кроссвордов, ребусов, загадок.
– Игровые упражнения развивают фонематический слух, восприятие речи, внимание, память; повышают учебную мотивацию, самооценку обучаемых.
– Пение, хоровая декламация способствуют овладению учащимися навыками правильной артикуляции, формируют чувство ритма и темпа.
– Изобразительная деятельность (рисование, лепка, работа с мозаикой и использование трафаретов) активизирует умственную и речевую способности.
– Разгадывание ребусов, кроссвордов стимулируют творческое мышление, память, внимание, развивают лексические навыки.
Некоторые приемы работы на уроках английского языка.
Использование песен на изучаемом языке очень эффективно. Например, чтобы лучше запомнить формы глагола to be, можно с ребятами спеть песенку “ I am, He is”.
I Am, He Is.
I am, he is, she is, it is, we are, you are, they are.
Благодаря использованию песен ребята приобщаются к культуре страны изучаемого языка, при работе с песней создается хорошая предпосылка для всестороннего развития личности ребенка, ибо песня стимулирует образное мышление и хороший вкус.
Песню можно использовать:
- для фонетической зарядки на начальном этапе урока;
- с целью отработки звуков и интонации;
- на этапах введения и закрепления грамматического материала;
- при работе над аудированием.
Нравятся детям песенки “Jingle Bells” и “Animal Friends”.
Jingle Bells.
Dashing thro’ the snow
In a one-horse open sleigh
O’er the field we go,
Laughing all the way;
Bells on bobtail ring,
Making spirits bright,
What fun it is to ride and sing,
A sleighing song tonight.Refrain:
Jingle Bells!
Jingle Bells!
Jingle all the way,
Oh! What fun it is to ride
In one-horse open sleigh!
Пение на уроках английского языка позволяет включить в активную познавательную деятельность каждого ребенка, создает предпосылки для дружной коллективной работы в атмосфере положительных эмоций.
Нужно стараться давать детям такие задания на уроках, которые стимулировали бы их творческое мышление, например: ребусы, головоломки, чайнворды и так далее.
Приведу примеры заданий.
- Образуйте новое слово:
1) из названий двух предметов, представленных на рисунках, составится новое слово (bookshelf);
<Рисунок 1>
2) если над рисунком помещена какая-либо буква, ее нужно включить в слово так, чтобы получилось другое слово (three);
<Рисунок 2>
3) если над рисунком обозначена зачеркнутая буква, ее надо исключить, а если рядом с зачеркнутой буквой помещена другая, то она заменяет зачеркнутую (big);
<Рисунок 3>
4) к букве (или буквам) присоединяется название предмета.
Получается новое слово (that);
<Рисунок 4>
5) если перед рисунком или цифрой изображена запятая, то первая буква в названии предмета или обозначении (словом) цифры исключается. Если запятая обозначена справа от рисунка, то не прочитывается последняя буква в названии предмета(in);
<Рисунок5>
6) если изображены два предмета один в другом, то нужно помнить о предлоге in (wind, sing).
<Рисунок6>
2. Прочитав, последовательно буквы на каждой ступеньке, вы узнаете новую английскую пословицу. Стрелка показывает, от какой буквы следует начинать. (Every dog has his day – Будет и на нашей улице праздник).
<Рисунок 7>
3. Восстановите порядок слов вопросительного предложения.
Затем ответьте на вопрос.
Like you to do ask questions?
(Do you like to ask questions?)
Постепенно дети сами начинают составлять такого рода задания. При этом они прочно усваивают лексический материал, запоминают написание слов, учатся работать со словарем.
Один из видов творческой деятельности, который можно использовать на уроках в школе – это сказки. Дети разыгрывают их по ролям и очень любят иллюстрировать сказки. Например, сказка “Утенок и цыпленок”.
The Duckling and the Chick.
- A Duckling jumped out of the egg. “I am here”, she said.
- ”Me too!” said the Chick.
- ”I am going for a walk”, said the Duckling. “Me too!” said the Chick.
- ”I am digging a hole”, said the Duckling. “Me too!” said the Chick.
- ”I have found a warm”, said the Duckling. “Me too!” said the Chick.
- ”I have caught a butterfly”, said the Duckling. “Me too!” said the Chick.
- ”I want to swim. I am going to the river”, said the Duckling. “Me too!” said the Chick.
- ”Look! I am swimming!” said the Duckling.
- ”Me too!” said the Chick and jumped into the river.
- ”Oh, help!” cried the Chick,
- The Duckling pulled the Chick out of the river.
- ”I am going to swim again”, said the Duckling. “Not me!” cried the Chick.
Таким образом, необходимо применять на уроке приемы, создающие ситуацию успеха: упражнения игрового характера, разгадывание кроссвордов, ребусов, шарад, занятия изобразительной деятельностью, инсценирование сказок.
Применяя все эти приемы, учитель главной целью для себя определяет установить контакт с детьми, то есть научить учащихся чувствовать свободно и раскрепощенно на уроке, что способствует успешному общению учащихся на английском языке, а следовательно и достижению хороших результатов в учебной деятельности.
Главное назначение ситуации успеха на уроках английского языка – создание условий, которые способствуют устранению неуверенности учащихся, и напротив – формированию уверенности и желания достигнуть хороших результатов коммуникативной деятельности.
Ситуация успеха – самый эффективный стимул познавательной деятельности. Поэтому создание ситуации успеха – важнейшее направление в работе любого учителя, которое позволяет повысить самооценку учащихся, развить их уверенность в себе, преодолеть неуспеваемость.