Образовательная программа: «Гармония».
УМК: «Букварь» М.С. Соловейчик.
Цель: познакомить с новыми звуками [с], [с'] и буквой С с.
Задачи:
Образовательные:
- учить выделять звуки из слов, давать им характеристику;
- учить узнавать буквы, обозначающие гласные и согласные звуки;
- формировать навык чтения слогов и слов с вновь изученной буквой.
Развивающие:
- развивать у учащихся устную речь, фонематический слух, память, внимание, мышление;
- развивать познавательный интерес учащихся.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к чтению.
- расширять коммуникативные способности детей.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Оборудование: учебник «Букварь» М.С.Соловейчик, мультимедийная презентация, иллюстрации птиц.
Ход урока
I. Организационный момент.
– Прозвенел звонок веселый,
Все готовы? Все готово?
Мы сейчас не отдыхаем,
Мы работать начинаем.
<Слайд 1>
II. Повторение изученного.
Урок мы начнем с повторения того, что изучили на предыдущих уроках.
– Какая буква лишняя? Почему? <Слайд 2>
– Что общего у этих согласных?
– Какая лишняя буква на этих листочках? <Слайд 3>
Прочитай слог, дополни до слова. <Слайд 4>
– Ещё раз прочитайте слоги, где согласный мягкий.
ΙΙΙ. Актуализация опорных знаний и постановка проблемы.
К нам сегодня на урок прилетели гости. Кто это?
1. Загадки. <Слайд 5>
– Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика. (Синичка)
– Какой первый звук в слове синичка? Охарактеризуйте его. ( согласный, глухой, парный, мягкий)
– Чернокрылый, красногрудый,
И зимой найдёт приют:
Не боится он простуды –
С первым снегом
Тут как тут. (Снегирь)
– Какой первый звук в слове снегирь? Охарактеризуйте его. (согласный, глухой, парный, твёрдый)
– Какие это птицы? (зимующие)
– Они ждут от вас зимой помощи. Как вы им можете помочь? (сделать кормушки) <Слайд 6 >
– Кто догадался, какую букву принесли наши гости? (На доске появляются синичка, снегирь, буква с.)
– Сегодня на уроке мы научимся читать слоги, слова и предложения с буквой С .
IV. Работа над новым материалом.
1. Знакомство с буквами Сс
― Посмотрите, какой буквой обозначаются звуки [с ], [с']
– На что похожа буква? <Слайд 7>
– Полумесяц в небе темном буквой «с» повис над домом.
– Села мышка в уголок, съела бублика кусок.
– Шел конь, подковами звеня, как буква «с», следы коня.
2. Разминка. Игра «Где звук?».
– Если услышите звук [с], или [с'] – встаньте. (Сосна, ваза, лиса, Вася, заяц, озеро, осина)
– Различаем твердый и мягкий с.
– Если слышим твердый с – топаем, если мягкий – хлопаем.
– Саша, Сеня, Соня, Серёжа, Света, Слава, Стас.
– Как одним словом можно назвать эти слова? (имена)
– Как пишутся имена? (с большой буквы)
3. Работа по учебнику «Букварь» с. 84-85
4. Физкультминутка
Потрудились – отдохнём,
Встанем, глубоко вдохнём.
Руки в стороны, вперёд,
Влево, вправо поворот.
Три наклона, прямо встать.
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили,
Всем улыбки подарили.
5. Игра «Эхо»
– Я буду произносить слова, а вы конец слова. Ответ у вас всегда будет начинаться с буквы С с.
Барсук (сук), место (сто), песок (сок), заслон (слон), присоска (соска), восемь (семь).
6. <Слайд 8> Из слов убежала буква С. Найдите беглянку и поставьте на место так, чтобы получилось слово.
V. Закрепление изученного материала.
– Ребята, вы готовы работать дальше? (да)
1. Работа в группах.
– А задания вам будет давать …Как вы думаете, кто? (мудрая сова) <Слайд 9>
– Она просит найти её схему.
- 1-я группа доказывает, сколько слогов в слове.
- 2-я группа показывает голосом ударный слог.
- 3-я группа даёт характеристику звукам 1 слога.
- 4-я группа даёт характеристику звукам 2 слога.
2 задание – отгадать ребусы.
Проверка <Слайд 10>
– Наши гости, синичка и снегирь, довольны, что они сегодня многому научились на уроке вместе с вами. <Слайд 11>
Они спрашивают у вас:
– А что больше всего вам понравилось на уроке?
– А в чём вы испытывали затруднения?
VI. Итог урока.
– С какой буквой мы сегодня познакомились?
– Эта буква – гласная или согласная?
– Какие звуки она обозначает?
– Спасибо! Урок окончен.