Цель: Расширять знания детей о полезном ископаемом - угле. Включить детей в поисково-познавательную деятельность через опытно-экспериментальную работу.
Задачи:
- образовательные - систематизировать знания детей об угле: его происхождении, свойствах, значимости для людей; закреплять умение исследовать предмет с помощью разных органов чувств;
- развивающие - развивать познавательный интерес к окружающему миру; обогащать словарный запас детей; формировать связную речь, память, внимание, воображение; способность наблюдать, исследовать, делать выводы, обобщать;
- воспитательные - воспитывать интерес и любовь к родному краю; бережное и ответственное отношение к миру неживой природы.
Словарная работа: уголь, полезное ископаемое, шахтёр, шахтёры, чёрный, твёрдый, хрупкий, не прочный, тяжёлый, пачкает.
Материалы к занятию: уголь, молотки, салфетки по кол-ву детей, рисунки детей по сказке, книга по Кузбассу, листы бумаги для рисования углём, тазики с водой, кусок угля для воспитателя, магнитофон, клеёнка, фартуки и нарукавники для детей.
Предварительная работа: беседы о стране, крае, полезных ископаемых, добываемых в области; рассматривание альбома и коллекции полезных ископаемых, чтение и беседа по сказке, рисование по содержанию сказки, разучивание динамической паузы " Матушка-Земля", знакомство с центром экспериментирования, подготовка персонажа - Уголька.
Ход занятия
Сюрпризный момент.
Педагог: - Нам в группу пришло письмо.
(раскрывает конверт и восклицает)
- О, да здесь загадка!
"Да и нет не говори, а предмет ты назови:
Это не продукт, а полезное ископаемое
Не мягкий, а твёрдый
Не лёгкий, а тяжёлый
Не белый, а чёрный
Так что это?"... (Уголь)
Ребёнок читает стихотворение:
С виду неприглядный камень,
Он в земле лежит пластами.
Чтоб наверх его поднять
Надо в шахте побывать.
Педагог: - Дети, а что такое уголь? (Это полезное ископаемое)
Уголёк (выбегает из укромного местечка)
- Это точно про меня!
- Здравствуйте, дети, я Уголёк.
- Чтобы было интересно, расскажу я сказку об угле, о его роли в жизни людей.
2. Уголёк:
Уголь очень важный и нужный людям. Попадёт Уголь в дом. Затопит хозяйка печь. Напечёт блинов, пирогов. Приходите, гости, дорогие. Угощайтесь на здоровье!
Педагог: - Дети, посмотрите перед вами рисунки по теме - уголь. Из этих рисунков мы составим книгу. Выберите рисунок, подходящий к отрывку.
- Вова, какой рисунок подходит к рассказанному отрывку (ребёнок выбирает рисунок)
Монолог Вовы: - Это дом. Из трубы идёт дым. Значит в доме затопили печь. Хозяйка напекла блинов, пирогов и ждёт гостей.
(ставит картинку в центр)
Педагог:- Это будет первая страница нашей книги, название которой вы придумаете сами.
Педагог:- А попадёт уголь на теплоэнергостанцию, специальные котлы закипят, забурлят. Машины заработают. И побежит по трубам горячая вода. А по проводам - электричество. И тепло в нашем доме и светло.
- Даша, найди рисунок , который подходит к отрывку.
Монолог Даши: - Это многоэтажные дома. В окнах этих домов горит свет.
Педагог: - Так откуда, дети, берётся электричество? (ответы детей)
- Это вторая страница нашей книги.
Уголёк: А попадёт уголь на большой металлургический завод. Растопит уголь железную руду в сталь. А потом уж делай что хочешь. Хочешь - рельсы для поездов. Хочешь - машины разные.
Педагог: - Сразу несколько рисунков могут проиллюстрировать этот отрывок. Какие?
Монологи детей по рисункам:
- Это завод. Он называется металлургический. На заводе варят сталь.
- Из стали делают рельсы. По рельсам едут поезда.
- А это транспорт. Детали для автомобилей тоже делают из стали.
Педагог: - Это последние страницы нашей книжки.
Уголёк: И даже, когда уголь отдаст своё тепло людям - его зола очень ценное удобрение и строительный материал. - Вот какой я важный и очень нужный!
Педагог: - Дети у каждой книги есть обложка. Как вы думаете, какой рисунок станет обложкой нашей книжки?
(Уголёк берёт последний рисунок)
Уголёк: - Так это же я Уголёк. Это мой портрет.
Педагог:- Этот рисунок и будет обложкой нашей книги. Это портрет Уголька.
- Какая содержательная книга у нас получилась. Как мы её назовём?
(предложения детей)
- Спасибо тебе ,Уголёк, присаживайся к детям.
- Так какую же пользу приносит уголь людям? (ответы детей)
- А кто помогает углю выйти из шахты? (Шахтёры)
- Эта профессия очень важная, трудная и почётная.
- Вот так выглядит шахтёр после работы (показ фотографии)
- Эта фотография шахтёра тоже пойдёт в нашу книжку.
Педагог: - Устали? Поиграем!
3. Физминутка: " Матушка-Земля"
Матушка-Земля (дети поднимают руки вперёд и
Даров полным полна! разводят в стороны)
Шахтёр идёт на добычу,
На добычу угля, (дети маршируют)
Раз-два
Раз-два
Ох и тяжкая эта работа ("тянут канат"
Уголёк добывать из земли и отбрасывают его назад)
Уголь наш
Славен всегда! (поднимают руки вперёд и вверх)
Во всех городах
Во все времена!
4. Педагог: - Дети, посмотрите, что я для вас приготовила (выношу на подносе кусок угля). Что это? (уголь)
- Мы сегодня много говорили об угле, а сейчас познакомимся с его свойствами. Пройдите в лабораторию.
- А в лаборатории надо работать в специальной форме.
- Чтобы работать в лаборатории нужно знать основные правила поведения. Расскажите правила (дети перечисляют правила)
- Посмотрите друг на друга. У вас всё аккуратно надето?
- Подойдите, пожалуйста, к столу и займите свои рабочие места.
- Дети, посмотрите , что вы видите на столе?
- Итак, дети, у каждого из вас на столе лежит уголь, молоток, салфетка. Эти предметы нужны для того , чтобы провести исследование с углём.
- Возьмите уголь в руки.
- Даша, какого цвета уголь? (уголь чёрного цвета)
- Дети, он твёрдый или мягкий? (уголь твёрдый)
- Вова, как ты понял, что уголь твёрдый? ( я попробовал надавить на него или сжать в руке)
- Инесса, скажи пожалуйста, уголь прочный? (ответ ребёнка)
- Проверим. Делайте как я. Положите уголь в салфетку, накройте её и ударьте молотком. Что произошло? (уголь рассыпался на мелкие кусочки)
- Значит уголь прочный или нет?
- Докажи, Лиза, что уголь хрупкий (при ударе уголь рассыпается на кусочки) - Дети, значит уголь твёрдый, но не прочный.
Уголёк: - Друзья, познакомимся ещё с одним свойством.
Педагог: - Зачем нам нужна вода?
- А я знаю, мы опустим свои кусочки угля в воду и посмотрим, что с ним будет .
- Почему уголь утонул? (уголь утонул, потому что он тяжёлый)
- Покажите мне свои руки. Посмотрите на свои перчатки.
- Дети, поиграем пальчиками. Делай как я.
- Ой, а что это на белых листочках, откуда появились следы?
- Сделаем вывод? (уголь пачкает)
- Возьмите уголь и проведите им по бумаге. Что вы увидели? (уголь рисует)
- Правильно, уголь оставляет след на бумаге.
5. - Пофантазируйте, превратите свои отпечатки в разные рисунки. (включаю музыку) Педагог: - Дети, какая у вас богатая фантазия. Какие разнообразные рисунки у вас получились.
- Лиза, расскажи, во что ты превратила свой отпечаток?
- Элеонора, чей рисунок тебе понравился? Почему?
- Лена, как ты думаешь, что нарисовал Вова?
- Положите уголь на место и вытрите руки салфеткой.
- Теперь повести свои рисунки на доску. Потом ваши рисунки добавим в нашу книжку. Работа наша в лаборатории закончена. Уберите за собой своё рабочее место. Снимите форму и повести в раздевалку.
- Подойдите, пожалуйста, ко мне.
6. Педагог: - Дети, сколько всего нового мы сегодня узнали!
- Про что мы говорили на протяжении всего занятия? (про уголь)
- А уголь это что? (уголь - это полезное ископаемое)
- Так какие же свойства имеет полезное ископаемое-уголь? (Ответы детей)
- Уголь добывают шахтёры. Уголь лежит в недрах нашей земли. Наша Кемеровская область богата каменным углём.
- Подойдите, пожалуйста, к карте.
- Лиза, обведи границу Кемеровской области.
- Кто скажет, в каких городах нашего Кузбасского края добывают уголь?
- Уголёк, отметь эти места флажками.
- Спасибо вам за совместную работу. Мы многое узнали и многому научились друг у друга.