Урок-обобщение "Роль античной философии в развитии мировой философской мысли"

Разделы: История и обществознание


Вся жизнь моя была
Пустым лишь звуком,
Пока не знал я тебя, наука
О философия, любовь моя!
Во сне и наяву любовью грежу я!
И думаю все снова и снова что же было первым -
Слово, а может апейрон, а может быть огонь?
Твои пути извилисты и трудны
Я думаю о том, как выйти за порог
И с кем из мудрецов начать мне диалог?

Домашнее задание.

1. Повторение изученного материала

2. Изобразите в художественных образах основные философские идеи и понятия

3. Придумайте задание или вопрос для своих товарищей

4. Составьте философское высказывание, используя пять основных форм умозаключения

5. Приготовьтесь к разговору двоих, троих, четверых философов, которые в беседе должны определить - общее и различия в своих взглядах.

Вступительное слово учителя.

Представьте себе, что мы преодолели временные рамки и перенеслись через века в древнюю Грецию. Нам очень повезло, мы попали на заседание клуба философов, на котором присутствуют представители различных философских школ и направлении. Греки-любзный народ, узнав, что мы интересуемся историей философии, они приглсили нас к участию в заседании клуба. Мы с большой радостью согласились. Хотя греки разговоры и диспуты прогуливаясь, узнав наш странный обычай, учиться, сидя за столами, из уважения к нам, они решили провести заседание клуба философов традиционным для нас образом. Поэтому, сядем поудобнее и примем участие в обсуждении философских вопросов. Выступающие, из уважении к присутствующим, встают, чтобы все их хорошо видели и слышали.

Задания и вопросы предложенные учащимся:

1. Назовите этапы древнегреческой философии и их временные рамки.

2. Каковы основные направления древнегреческой философии ?

3. Какими мифами и легендами окружены имена древних философов?

4. Чем кроме философии занимались:

  • Фалес
  • Зенон
  • Аристотель
  • Пифагор?

5. Кто из философов пренебрегал мнением людей?

6. Кто призывал к умеренности?

7. Кто призывал к наслаждению жизнью?

8. кто из них вам наиболее симпатичен? Свое мнение обоснуйте.

9. С какими философами связаны следующие строки:

- Как в начале творенья, над бездной безмолствует Логос, и орудует Хаос, скрежещущей злобы снегами.

10. О ком идет речь?

- Он утверждал, что основой всего сущего является Огонь, а все остальное-различные формы огня.

11. Четыре стихии лежат в основе мирозданья:

А) Какие это стихии?

Б) Кто из философов утверждал это?

12. В колесницу запряжены два коня. Колесницей управляет возничий.

А) Что это за возничий и что это за кони?

Б) Кто из философов создал такой поэтический образ?

В) Что он хотел этим сказать?

13. Кому принадлежат следующие слова:

- Платон мне друг, но истина дороже!

Как вы думаете, почему он так сказал, и в чем он был несогласен с Платоном?

14. Числа-вот главное. Мы любим - 1, 2, 3, 4, а еще 10. Мы утверждаем, что существует мистика чисел.

- Кто мог сказать такие слова? Почему?

15. Ученик всегда должен идти дальше учителя, таков закон жизни!

Кто из учеников превзошел своего учителя?

16. "Философ я, у вас в глазах мое ничтожество я знаю"

А) о ком сказал эти слова Баратынский?

Б) По какому поводу сказаны эти слова?

17. "Все подвергай сомнению" - сказал философ и тут же усомнился в своих словах.

А) Как называется это направление в философии?

Б) Кому принадлежат эти слова?

18. Проведите диалог:

А) О государстве-между Платоном и Аристотелем

Б) О смысле жизни-между киниками и эпикурейцами.

19. "Лучше сойти с ума, чем испытать наслаждение:В мороз надо обнимать мраморную статую, а летом лежать в горячем песке."

- Что это за философское направление?

- Почему оно так называется?

20. Перипатетио - что означает это слово? Используя его как ключ к разгадке, вы придете к философу и вспомните какой метод обучения можно использовать, кроме обучения за столом или партой.

21. Слово учащимся:2-3 человека представляют философские направления в художественных образах(домашнее задание) .

22. Он не был афинянином. Со своими учениками ему пришлось заниматься в портике.

А) Как звучит слово портик по латыни?

Б) Какое название полчило это философское анправление?

В) Кто был его основоположником?

Г) У этого слова есть и другой смысл. Какой же?

23. Слово учащимся:2-3 ученика читают составленные умозаключения и объясняют их (домашнее задание) .

24. Представьте, что встретились четыре философа:

  • Эпикур
  • Диоген
  • Пиррон
  • Зенон.

Им было предложено высказаться по одному вопросу:"как вы относитесь к мудрости? "

Озвучьте возможные высказывания этих философов.

25. "Разум человека очень противоречив . Это кажется мне горьким или сладким, я не признаю, что это на самом деле так. Но я все равно невозмутим."

Кто мог сказать эти слова? Согласны ли вы с этим философом или нет? Обоснуйте свое мнение.

26."Сад-это учение. Ограда -логика, деревья - физика. Фруктовые плоды - этика."

Что является главным? Представители какого философского направления высказывались таким образом?

27."Этика, эстетика и прочая чепуха"-так однажды сказал В. В Маяковский.

Составными частями какого учения являются эти науки?

Какие вопросы они рассматривают?

Мог ли поэт всерьез сказать эти слова об этих науках, или это была шутка?

28. Кто из философов говорил о себе:"Я знаю, что я ничего не знаю. А остальные люди не знают и этого."

Как вы думаете, почему о н так говорил?

29."Все совершается по Логосу, который вечен, всеобщ и необходим".

Кто мог сказать эти слова?

Какой смысл вкладывал в эти слова Гераклит?

Какой смысл вкладывали в это слово другие философы?

30. Письменное тестирование.

1. Соедините стрелками имена и опорные понятия:

Анаксимен вода, архе, стойхейон
Гераклит апейрон, движение
Анаксимандр огонь, панта реи
Фалес воздух

2."Существует четыре формы бытия"-эта идея принадлежит

А) Демокриту

Б) софистам

В) физиологам

3. В его учении основные положения о:

  • Человеке
  • Об обществе
  • И метод
  • Кто этот философ?

А) Аристотель

Б) Сократ

В) Гераклит

4. Соотнесите идеи и их авторов.

"Платон мне друг, но истина дороже" киники
"Я знаю, что я знаю мало" стоики
"Лучше сойти с ума, чем ипытать наслаждение Сократ
"Покорного судьба ведет а непокорного тащит" Аристотель

5. Труды Аристотеля являются вершиной древнегреческой философии. Приведите не менее пяти положении его учения.

1.

2.

3.

4.

5.

6. Перечислите философские направления идеалом которых был мудрец.

7. Что объединяет этих философов? К какому напрвлению они относятся?

  • Фалес
  • Анаксимандр
  • Анаксимен
  • Гераклит
  • Демокрит

8. Объясните значение следующих понятии:

А) перипатетио

Б) киники

В) портик

Г) сомневающийся

Д) релятивизм

Е) детерминизм