Методическая цель: Применение методов пространственного анализа на уроках географии мира.
Учебные цели:
- Сформировать представление о возникновении городов в пределах «Центральной оси развития» Зарубежной Европы;
- математически доказать причины образования городов именно в данном месте (географические экстремумы);
- продолжить развивать навыки работы с географическими картами, статистическими справочниками и другими источниками информации.
Оборудование:
- Интерактивное оборудование,
- презентация к уроку,
- настенная карта «Зарубежная Европа»,
- циркули (большой демонстративный и ученические),
- бланковки (3 шт.),
- фломастеры красные (3 штуки),
- линейки (3 штуки), атласы (10 и 7 кл.),
- энциклопедии «Страны и города»,
- статистические данные в таблицах,
- контурные карты Зарубежной Европы,
- карточки для проведения рефлексии.
Ход урока
5. Выводы:Роль преподавателя | Работа суворовцев |
I. Организационный момент | |
II. Актуализация темы (5 мин.) | |
Выступление преподавателя: – Мы завершили изучение особенностей расселения и хозяйства региона Зарубежная Европа. И сегодня я вам предлагаю не совсем обычный урок. До сих пор мы в основном констатировали факты, изложенные в учебнике, а сегодня проведем собственное исследование причин формирования в Зарубежной Европе так называемой «центральной оси» развития, стержнем которой является линия Рейн – Рона. В границах этой «оси» живет 120млн. человек при плотности 300 человек на 1 кв.км. и сосредоточено 2/3 всего экономического потенциала региона. Тема нашего урока- города на Рейне и ваша цель сегодня - познакомиться «поближе» с ними. О том, что города всегда, в основном, формировались в долинах рек вы знаете с раннего детства, а вот почему, задумывались ли вы? Согласно экономической теории, города стали развиваться, когда общество перешло от простого воспроизводства к расширенному. Экономический прогресс обеспечил появление излишков продовольствия, необходимого для обеспечения несельскохозяйственного населения, концентрирующегося на ограниченной территории. При этом местоположение каждого конкретного города предопределялось географическим положением: они располагались в наиболее выгодных в стратегическом отношении местах, обеспечивавших преимущества для обороны от внешних врагов, выполняя функции торговых центров. Попробуем проверить эту информацию относительно городов Зарубежной Европы, расположенных на Рейне. |
|
Выступление суворовца (физико-географическая характеристика реки Рейн; задание получено заранее). | Слушают выступление суворовца, вспоминают материал 7 класса. |
Просмотр видеофрагмента «Путешествие по Рейну». | Смотрят видеофрагмент на интерактивной доске. |
III. Исследовательская работа суворовцев (15 мин.) |
|
– А сейчас попробуем проанализировать ситуацию на Рейне, обосновать размещение городов на нем, «пройдем» Рейн от истока к устью и закрепим путешествие работой в контурной карте. Для этого предлагаю сформировать 3 группы, определяю общие задачи для групп: выполнение работы на бланковке, выбор информации из энциклопедии и справочных материалов, оформление контурной карты (обозначить города и крупные формы рельефа по течению реки. | Самостоятельно в группах распределяют задания, работают по своему направлению. (Во время работы звучит 9 симфония Бетховена – уроженца г. Бонна) |
IV. Представление результатов работы (20 мин.) | |
1. Что выявила работа с бланковками?Мы математически обосновали положение крупных городов на Рейне. Они стоят в локальных экстремумах рейнской долины, в местах, куда неизбежно в условиях равнинной и лишенной резких контрастов местности сходятся множественные межместные связи. Но все ли так чисто в результатах эксперимента? Нет ли странных нарушений правил? Таких случаев мало, но они есть. Первый вид нарушений- территориальный сектор большой, а город невелик (Констанц). Второй вид- когда к большому городу тянется незначительный сектор (Дуйсбург) | Выступление суворовцев: представление и расшифровка бланковок, определение городов в экстремумах, выявление закономерностей и исключений из правил. |
2. Выступление суворовцев с работой в контурных картах. | Выполняя работу в контурной карте определяют, что горы, даже не очень высокие, являются препятствием для формирования крупного города. |
3. Выступление суворовцев с информацией о городах (сопровождается показом слайдов на ИД). | |
V. Выводы (3 мин.) | |
В географической реальности выполняются общие принципы организации пространства. | |
1. Не бывает города «самого по себе», каждый в большей или меньшей степени испытывает внешние воздействия. | |
2. Не бывает равной проницаемости во всех направлениях; во всяком пространстве есть заведомо предпочтительные траектории (заготовленные природой каналы) для распространения связей; во всяком пространстве есть барьеры – препятствия для распространения связей. | |
VI. Рефлексия суворовцев (2 мин.) |