Цели:
- Формирование понятий «лад», «мажор», «минор» на основе работы с музыкальными произведениями.
- Развитие музыкального слуха через чувственно-образное восприятие музыкальных произведений.
- Воспитание любви к музыке посредством постижения её характера в различных видах музыкально-творческой деятельности.
Оборудование: магнитофон, диски, карточки со словами, иллюстрации, цветные карандаши.
Рекомендуемый музыкальный материал: П.И. Чайковский «Марш деревянных солдатиков», «Вальс», «Физкульт-ура!» Музыка Ю.Чичкова, «Полька». Музыка Ю.Чичкова, «О ленивом червячке» Музыка В.Ефимова. Слова В.Новикова, «Три подружки» Д.Кобалевского, «Почему медведь зимой спит?». Музыка Л.Книппера. Слова Л.Некрасовой.
Ход урока
I. Организационный момент
Музыкальное приветствие
Распевки «Курочка красавица», «Лесная песенка».
II. Повторение пройденного.
Вначале урока давайте вспомним, какие 3 основных направления в музыке вы знаете? (перечислить киты).
Танец Песня Марш
Игра «Угадай-ка» (Слушание фрагмента музыкального произведения и определение китов).
III. Работа по теме урока.
Сегодня на уроке музыки мы попробуем провести очень интересное исследование. Смотрите, слушайте, думайте и рассуждайте.
Послушайте стихотворение (на доске)
На мишку уронили пол
Лапу мишке оторвали
Его равно не брошу всё
Что хороший потому он.
- Вижу, вы удивлены. Почему?
Теперь обратите внимание на нотный текст музыкального произведения. С ним произошли непонятные изменения. Смотрите и слушайте….
- Вижу в ваших глазах опять удивление. Вы не понимаете, что происходит, но подождите ещё немного: всему свое время. Посмотрите на картинку. Что на ней изображено? (Рисунок разрезан на 4 части и неправильно сложен).
- Итак, что обо всем этом вы можете сказать? (Музыка на музыку непохожа. Какая-то картинка, но непонятно, что на ней. Беспорядок какой-то).
- Вы правы: беспорядок какой-то! Одним словом разлад. Но почему произошел разлад в стихотворении, музыкальной пьесе и рисунке? (Не на своем месте слоги, звуки, части рисунка).
- Значит, что нужно сделать, для того что бы понять? (Исправление ошибок. Вместе с детьми читаю стихотворение, слушаем фрагмент музыкальной пьесы на инструменте «почему медведь зимой спит?, рассматриваем рисунок» Приложение 1).
- Что вы теперь обо всем этом можете сказать? Кто попробует сделать вывод?
Вывод. Для того, чтобы понять стихотворение, услышать музыку, увидеть рисунок, нужно чтобы слова, звуки и фрагменты рисунка были на своих местах, в нужном порядке.
- Значит, если прежде был разлад, то сейчас явился Лад. Следовательно, какой сегодня будет тема урока? (Ответы детей …. ЛАД).
IV. Введение новых музыкальных понятий.
Звуки из которых композитор строит музыку, очень разные: высокие и низкие. Высокие – звонкие, тонкие; низкие – густые, грубые. Вспоминаем: медведь – внизу, птичка – вверху. (Звучат различные звуки по высоте, дети поднимают и опускают руки). Звуки также бывают громкие и тихие, быстрые и медленные, плавные и прыгающие.
Все звуки составляют мелодию. Вы в классе ладите друг с другом? (Ответы детей).
Вот и звуки в мелодии ладят. Сочетание звуков называется лад. Лады бывают разные. Если мелодия веселая – мажор, грустная – минор. (Приложение 2)
Лад отличается друг от друга настроением (характером).
- А может ли музыка нарисовать портрет человека?
Слушание «Три подружки» Д. Кобалевского
- I – Злюка (грубая, злая, драчливая)
- II – Плакса (печальная, злая, тихая)
- III – Резвушка (игривая, мягкая, добрая) (Приложение 3)
- Какие 3 характера отражены или нарисованы композитором? (Злой, плаксивый и добрый)
А как вы себе представляете добрую девочку, а каким цветом? Плаксу? Злюку?
С какой вы хотите дружить? Почему?
Вот как музыка нам помогла описать девочек. Делаем вывод.
Вывод. Музыка выражает черты характера человека, рисует его.
- Сейчас вам предстоит выполнить следующее задание: вы должны нарисовать цветик-семицветик. После того, как прозвучит музыкальный фрагмент. Вам нужно будет определить лад и раскрасить лепесток нужного цвета. (Приложение 4)
Слушание музыкальных фрагментов.
V. Разучивание песни
Музыка может наделить и сказочных зверей чертами человеческих характеров, выразить их чувства и переживания. Вот про такого горе-медвежонка поется в песне «Почему медведь зимой спит?».
Слушание песни.
Какой характер у героев этой песни? (Ответы детей).
Разучивание песни по фразам.
VI. Итог урока. Рефлексия.
Что нового вы узнали на уроке? (Ответы детей).
А завершить урок я хочу пожеланиями. Я хочу, чтобы ваши сердца были всегда добрыми, чистыми, искренними по отношению ко всем окружающим вас людям. Радуйтесь, мечтайте, творите добро: учитесь ладить друг с другом. (Слова говорю под спокойную музыку раздаю сердечки детям.).