Цель: Учить вызывать экстренные службы спасения по телефону, учить принимать решения в экстремальных ситуациях, формировать привычку всегда быть внимательным при играх и прогулках. ознакомление школьников с элементарными правилами оказания первой помощи при несчастных случаях.
Задачи:
- Образовательные: формировать представление у учащихся о том, что мы называем экстремальной ситуацией и где она может возникнуть.
- Коррекционные: развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать; формировать навыки работы с опорным конспектом, продолжать развивать умение работать с иллюстрациями.
- Воспитательные: подчеркнуть, что принятое рациональное решение способствует предупреждению поступков разрушающих здоровье, воспитание бережного отношения к собственному здоровью, воспитание правовой культуры школьников и навыков выживания в экстремальных ситуациях.
Элементы содержания: Опасность. Опасные и безопасные ситуации. Правила поведения на улицах и дорогах, на воде, в экстремальных ситуациях. «Из любой ситуации выходы есть, возможностей много – их просто не счесть!», случайные повреждения и оказание первой помощи.
Оборудование: Цветные карандаши, рабочая тетрадь, иллюстрации, карточки с сюжетными картинками, игрушечный телефон, плакаты, памятки для учащихся, слайды.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Водная часть.
Учитель беседует с детьми о том, что человек иногда попадает в экстремальные ситуации. Главное в такой момент – не испугаться, не растеряться и принять правильное решение. Но случается и такое, что человек сам создает такие ситуации из-за невнимательности, неправильного обращения с окружающими предметами. Дети вспоминают о том, что люди попадают в различные экстремальные ситуации. В этих ситуациях можно вести себя по-разному, но выбранный вариант поведения должен быть ориентирован на сохранения здоровья.
3. Основная часть урока.
Сообщается цель урока. Пусть дети объяснят, что такое в их понимании экстремальная ситуация, и приведут примеры. Учитель записывает варианты ответов на доске. К каждой записанной на доске экстремальной ситуации подбирается вариант поведения. Когда весь перечень исчерпан, учитель делает обобщение. В ходе обобщения дети приходят к выводу, что в сложных и трудных обстоятельствах можно, либо постараться выйти из ситуации, либо принимать меры по само спасению.
Класс делится на 4 – 6 групп. Каждая группа получает карточку - задание, на которой коротко описывается экстремальная ситуация. Дети читают задание, обсуждают свои варианты в группе, распределяют роли участникам, проигрывают сценку перед другими группами и объясняют, почему ими выбран тот или иной вариант поведения. Учитель знакомит детей с номерами телефонов экстренной службы. Они вместе пробуют правильно «вызвать» службы экстренной помощи по телефону.
Окружающее человека пространство можно условно разделить на открытое (река, улица, поле и т. д.), закрытое (школа, дом и т.д.) и замкнутое (лифт, подвал, закрытая комната и т.д.). В открытом пространстве ребенок может обратиться за помощью, пытается сам выйти из ситуации или предпринимает действия по само спасении, то же и в закрытом. В замкнутом же пространстве у ребенка остается два варианта поведения: звать на помощь или самому принимать меры по спасению.
Ребята, сегодня мне хотелось бы предложить вам несколько советов и памяток о безопасности жизнедеятельности.
В жизни человека может произойти несчастье, и всегда ему на помощь приходят службы спасения. Давайте назовем их вместе.
При пожаре это ….(пожарные).
При тяжелом заболевании это… (врачи)
Чтобы задержать хулигана и обезвредить преступника это… (полицейские)
Учащиеся по картинки должны сами продолжить, и определить
Памятка № 1 (Слайд 2.)
- Если ты оказался дома без родителей, никому чужому или малознакомому без родителей дверь не открывай, как бы ни представлялся незнакомец;
- Если пытаются открыть входную дверь, вызывай полицию по телефону «02», точно укажи адрес, а затем с балкона или с окна зови на помощь соседей или прохожих;
- Не входи сразу в подъезд многоэтажного дома, если перед тобой туда вошел одинокий мужчина или молодой парень;
– Не садись к незнакомым или мало знакомым лицам в автомобиль, даже если очень хочется покататься.
Задание:
Составь словосочетания по образцу:
Машина - полицейская машина.
Жезл - … жезл.
Свисток - … свисток.
Рация - … рация.
Пост - … пост.
Памятка № 2 (Слайд 3.)
- Избегать в темное время суток улиц и переулков с плохим или слабым освещением, не ходить домой короткими, но опасными, особенно пролегающими через лесопарковую зону, дорогами, дабы сократить путь до дома, так как это очень удобное место для преступников;
- Не доверяйте случайным знакомым;
- Если чувствуешь, что тебя преследует незнакомый человек, зайди в ближайший магазин, любое людное место или попроси взрослого прохожего проводить до дома;
- Не садись к незнакомым или малознакомым лицам в автомобиль, даже если очень хочется покататься.
Задание: Продолжить советы и рекомендации.
Памятка № 3 (Слайд 4, 5.)
- Как правильно вызывать пожарную службу?
- Что и в какой последовательности надо называть:
- объект;
- что горит;
- адрес;
- номер подъезда;
- этаж;
- код (для входа в подъезд);
- фамилия;
- телефон;
- сколько этажей в здании;
- есть ли опасность для людей.
Если возгорание произошло в квартире, при этом необходимо помнить:
- во-первых, выделяющийся дым очень опасен, он содержит ядовитые вещества от него нельзя защититься, даже если дышать через сырую тряпку;
- во-вторых, даже при успешном тушении не теряйте из виду путь к своему отступлению, внимательно следите за тем, чтобы выход оставался свободным и незадымлённым;
- в-третьих, если на вас загорелась одежда: нельзя бежать, это лишь усилит горение, надо быстро сбросить воспламенившуюся одежду, а если это не удалось, следует упасть и кататься по полу (земле), сбивая пламя.
Задание: Рассмотри фрагмент картинки о пожаре. Расскажи, что здесь изображено. Опиши одежду пожарных. Какая это одежда? Как ты думаешь, из какого материала ее изготавливают?
(Из специального – огнеупорного, защищающего тело человека от огня.) А как называется головной убор пожарного? (Каска.)
Памятка № 4 (Слайд 6.)
- Как можно потушить горящий электроприбор?
- отключить электроэнергию, накинуть на него одеяло, покрывало, чтобы прекратить доступ воздуха.
- нельзя тушить водой аппаратуру, включенную в электросеть!
- небольшое пламя на обесточенном телевизоре можно залить водой, но при этом надо находиться сзади или сбоку от телевизора во избежание травм при возможном взрыве кинескопа.
- при возгорании масла на сковородке необходимо сразу же плотно закрыть сковородку крышкой или выключить плиту.
Задание: Продолжить советы и рекомендации.
На доске вывешивается плакат с написанными или нарисованными правилами оказания первой помощи.
Первая помощь при травмах:
Вывихи – смещение суставных концов костей.
Симптомы – боль в конечности, невозможность движений в суставе;
Помощь:
- холод на область поврежденного сустава;
- обезболивающие средства (анальгин);
- создать неподвижность конечности;
- доставить пострадавшего в лечебное учреждение.
Перелом (открытый, закрытый) – повреждение кости нарушением ее целости.
Симптомы - резкая боль, невозможность движения в конечности, появление отечности, нарушение ее формы и длины;
Помощь:
- наложить шину ( подручный материал);
- борьба с шоком или предупреждение его;
- доставить пострадавшего в лечебное учреждение;
Ушиб – механическое повреждение мягких тканей без нарушения целости кожи.
Симптомы – боль, опухоль на месте повреждения, возможен кровоподтек (синяк).
Помощь:
- холод (лед, холодная вода);
- покой поврежденной части;
- при сильном ушибе – доставить пострадавшего в больницу;
- Из-за внезапности травм люди часто теряются, пугаются или действуют неумело. Но если вовремя и правильно оказать медицинскую помощь, то можно избежать серьезного ухудшения здоровья и даже гибели человека. Если ты поранился или тебя укусило животное и из раны течет кровь, не надо пугаться, плакать, впадать в панику. Необходимо быстро обработать края раны йодом или зеленкой. Саму ранку йодом смазывать нельзя. Чтобы грязь и микробы не попали в обработанную ранку, а так же чтобы рана меньше болела, ее нужно прикрыть, забинтовать или заклеить бактерицидным лейкопластырем. Затем как можно скорее обратиться в травм пункт к врачу.
- При падении или внезапном сильном ударе человек может сломать кость. Такая травма называется переломом.
Переломы закрытые и открытые (Слайд 8.)
- Если осколки кости прорвали кожу и видны из кровоточащей раны, то такой перелом называется открытым. В этом случае нужно попытаться остановить кровотечение и обработать края раны. Чаще перелом бывает закрытым. При этом осколки не видны, но поврежденная нога или рука сильно болит, быстро отекает – и на месте перелома возникает бугор. Нужно
- Позвать на помощь взрослых.
- Обеспечить покой поврежденной конечности, чтобы обломки кости не могли двигаться и вызывать боль.
- Наложить шину или ровную дощечку – на поврежденные места так, чтобы их середина была на месте перелома.
- Затем обернуть место перелома чем – ни будь мягким.
- Обязательно вызвать скорую помощь и показать пострадавшего врачу.
При растяжение связок (Слайд 9.)
При оказании первой медицинской помощи необходимо обеспечить покой и приложить холод к поврежденному месту. На ногу следует наложить шину, а руку зафиксировать с помощью косынки или прибинтовать к туловищу. После этого пострадавшего следует доставить к врачу.
Практическая работа в парах.
Блиц-опрос
- Какие модели поведения в экстремальных ситуациях вы знаете?
(Звать на помощь, стараться выйти из ситуации, принимать меры по само спасению) - Если вы потерялись на улице, к кому можно обратиться за помощью?
(К полицейскому). - Назовите номер телефона пожарной команды, полиции, «скорой помощи», аварийной газовой службы?
(01, 02, 03, 04) - Как определить место купания на водоемах?
(По указательному знаку.) - Вы не умеете плавать. Можно ли лежать на надувном матрасе на воде? Почему?
(Нельзя, потому что течение вас может отнести далеко от берега, матрас может в любой момент спуститься.) - Чем обрабатывается поверхностный укус собаки?
(Теплой мыльной водой, дезинфицирующими средствами, накладывается чистая повязка.) - Ты возвращаешься домой один, в подъезде у лифта встречаешь незнакомого человека. Он предлагает подняться с ним. Твои действия?
(Вежливо отказать.) - Ты идешь по улице без взрослых и видишь, что тебя преследует незнакомый человек. Куда ты можешь побежать?
(Домой, в дом друга, в школу, зайди в ближайший магазин). - Чем помочь человеку, на котором загорелась одежда?
(Накрыть его одеялом или чем-либо подобным, чтобы прекратить доступ кислорода, и продолжать его катать). - Почему от дыма погибает больше людей, чем от огня?
(Дым содержит ядовитые вещества.)
Упражнение: «Пожарная, полиция, врачи, газовая служба»
Учащиеся встают по кругу. У ведущего в руках мяч.
Сейчас мы будем бросать друг другу мяч. Тот, кто бросает мяч, говорит одно из четырех слов: « пожарная, полиция, врач, газовая служба», а тот кто ловит мяч, говорит, если прозвучало слово «пожарная» - название 01 или огонь, огнетушитель, каска и т. д. ; «врач» - название 03 или шприц, градусник, аптечка и т. д.; «полиция» - название 02 или рация, свисток, уголовный кодекс и т. д.; «газовая служба» - название 04 или газ, противогазы и т.д. По ходу выполнения упражнения ведущий побуждает участников увеличивать темп. Упражнения направлено на развитие беглости мышления.
4. Итог урока.
- Что нового узнали на уроке?
- Что, на ваш взгляд, самое трудное в данных ситуациях?
- Что было самым интересным?
Выставление оценок.
5. Домашнее задание.
- Нарисовать плакат по теме данного урока.