I. Тест «Насколько ты уверен в себе?»
-
Ты узнал, что твой приятель говорит о тебе плохо. Ты:
А) Поищешь удобный случай выяснить с ним отношения;
Б) Перестанешь с ним общаться, и будешь избегать встреч. -
Когда ты входишь в автобус, тебя грубо толкают. Ты:
А) Громко протестуешь;
Б) Молча пытаешься пробраться вперёд;
Е) Ждёшь, когда войдут все, и тогда, если получится, входишь сам. -
Твой одноклассник отстаивает противоположную твоей точку зрения. Ты:
Б) Не высказываешь свою точку зрения, так как всё равно не сможешь его переубедить;
Д) Отстаиваешь свою точку зрения, пытаясь доказать свою правоту. -
Ты опоздал на школьный вечер. Все места уже заняты, кроме одного в первом ряду. Ты:
Б) Стоишь у двери и ругаешь себя за опоздание;
Д) Без колебаний направляешься в первый ряд;
Е) Долго решаешь, идти или не идти тебе в первый ряд, но потом всё-таки проходишь на свободное место. -
Согласен ли ты с тем, что твои одноклассники часто используют тебя в своих интересах?
Д) Да;
Е) Нет. -
Трудно ли тебе вступить в разговор с незнакомыми людьми?
Д) Да;
Е) Нет. -
Ты купил вещь, бракованную вещь. Легко ли тебе вернуть покупку?
Б) Нет;
В) Да. -
8. Можешь ли ты сказать, что твои одноклассники более уверены в себе, чем ты?
Д) Нет;
Е) Да. -
Твои друзья требуют от тебя услуги, которая чревата неприятностями. Легко ли тебе отказаться от её исполнения?
Б) Нет;
В) Да. -
У тебя есть возможность поговорить с известным человеком. Ты:
Д) Используешь эту возможность;
Е) Не используешь. -
11. Учитель поручает тебе позвонить в учреждение и договориться для класса о встрече. Ты:
Б) Под любым предлогом отказываешься;
В) Звонишь без колебаний;
Е) Собираешься с духом и звонишь. -
Тебе поставили незаслуженно низкую оценку. Ты:
Б) Молча переживаешь;
Г) Споришь с учителем по поводу этой оценки. -
Ты не понимаешь объяснений учителя. Ты:
Б) Не будешь задавать вопросов учителю;
В) Спокойно попросишь объяснить ещё раз;
Г) Улучишь удобный момент и задашь вопрос после уроков. -
Ты пришёл в кинотеатр. Люди, сидящие возле тебя, громко разговаривают. Ты:
Б) Терпишь шум, а потом ругаешься с ними;
В) Просишь их перестать разговаривать;
Е) Молча терпишь. -
Ты стоишь в очереди. Кто-то пытается пролезть перед тобой. Ты:
Б) Глотаешь обиду и молчишь;
Д) Даёшь отпор. -
Легко ли тебе вступить в разговор с представителем противоположного пола, который(ая) очень нравиться?
Б) Очень трудно;
В) Легко;
Г) Очень трудно начать, потом легче. -
Ты идёшь на рынок. Легко ли тебе торговаться?
А) Да;
Б) Нет. -
Волнуешься ли ты, когда тебе нужно выступить перед классом?
Б) Да;
Д) Нет. -
Тебя хвалят перед классом. Ты:
Б) Не знаешь, что сказать в ответ;
Д) Благодаришь за похвалу;
Е) Спокойно воспринимаешь благодарность. -
При хорошем знании предмета ты хотел бы сдавать письменный или устный экзамен?
А) Устный;
Б) Письменный;
В) Мне всё равно, какой экзамен сдавать.
Результаты теста.
А – 3 балла, Б – 0 баллов, В – 5 баллов, Г – 2 балла, Д – 4 балла, Е – 1 балл.
Подсчитайте общую сумму.
- 12 баллов – сильная неуверенность в себе.
- 12–32 балла – низкая уверенность в себе.
- 33–60 баллов – средний уровень уверенности в себе.
- 61–72 балла – высокая уверенность в себе.
Более 72 баллов – очень высокий уровень уверенности в себе.
II. Тест «Характер»
Отвечайте на вопросы «Да» или «Нет»
- Считаете ли вы, что у многих ваших знакомых плохой характер?
- Раздражают ли вас повседневные мелкие обязанности?
- Верите ли вы, что ваши друзья преданы вам?
- Вам неприятно, когда незнакомый человек на улице говорит вам «ты»?
- Способны ли вы ударить собаку или кошку?
- Часто ли вы принимаете лекарство?
- Вам надоедает ходить в один и тот же магазин за продуктами?
- Тяготят ли вас общественные обязанности?
- Способны ли вы ждать опаздывающего человека более пяти минут?
- Способны ли вы ждать телефонный звонок, не проявляя беспокойства?
- Часто ли вам приходит в голову мысль о вашей невезучести?
- Часто ли меняется ваша фигура?
- Можете ли вы с улыбкой воспринимать подшучивание друзей?
- Нравится ли вам жизнь вашей семьи?
- Злопамятны ли вы?
- Раздражают ли вас изменения в природе или «у природы нет плохой погоды»?
- Случается ли вам с самого утра быть в плохом настроении?
- Раздражает ли вас современная живопись, музыка и песни?
- Надоедает ли вам присутствие в доме чужих людей?
Обработка результатов.
Поставьте себе по одному баллу за каждый отрицательный ответ на вопросы: 1, 2, 4, 5, 6, 7, 8, 11, 12, 15, 16, 17, 18.
Поставьте себе по одному баллу за каждый положительный ответ на вопросы: 3, 9, 10, 13, 14, 19.
Подсчитайте баллы.
- Если вы набрали больше 15 баллов, то с вашим характером можно жить хорошо. Вы покладисты, люди, которые рядом с вами, могут радоваться. Вы доброжелательны и тактичны, рядом с вами не бывает неловкости.
- Если вы набрали от 8 до 15 баллов, то у вас ещё не всё потеряно. В вашем характере есть недостатки, но много и достоинств. Вам только нужно не поскупиться раскрыть свои достоинства. Хотя это для вас достаточно непросто. Вы боитесь потерять свой авторитет в глазах окружающих.
- Если вы набрали меньше 8 баллов, вашим родным и близким, друзьям не позавидуешь. Рядом с вами по жизни идут ссоры и конфликты, которым вы не можете противостоять из-за своего характера. Характер характером, но можете ведь и у разбитого корыта остаться.
III. Тест «Умеешь ли ты ухаживать за больным?»
-
Нормальная температура человеческого тела составляет …
А) 36,4°С;
Б) 36,9°С;
В) 36,6°С. -
При повышенной температуре человеку следует давать …
А) больше питья;
Б) больше еды;
В) больше лекарств. -
Если в доме нет лекарств, то температуру можно снизить …
А) положив холодный компресс на лоб больного;
Б) выпустив больного на свежий воздух;
В) переместив больного поближе к холодильнику. -
Если лекарство нужно принимать за полчаса до еды, а завтрак будет в 9 часов 15 минут то, во сколько больному стоит дать лекарство?
А) в 8 часов 50 минут;
Б) в 8 часов 55 минут;
В) в 8 часов 45 минут. -
Признаками пищевого отравления являются…
А) повышенная температура;
Б) головная боль;
В) тошнота, рвота, диарея. -
Если термометр для измерения температуры нечаянно разбился, то следует…
А) выбросить стеклянные осколки;
Б) быстро и тщательно собрать шарики ртути в закрытую тару и выбросить их;
В) не обращать внимания.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
а | 1 | 3 | 3 | 1 | 2 | 2 |
б | 2 | 1 | 2 | 2 | 1 | 3 |
в | 3 | 2 | 1 | 3 | 3 | 1 |
- Если ты набрал 6–9 очков, то самостоятельный уход за больным покажется тебе делом трудным и хлопотным. Придётся постоянно обращаться за посторонней помощью.
- Если сумма твоих очков от 10 до 14, то при желании ты можешь стать неплохой сиделкой близкому человеку. Стоит лишь быть немного внимательнее к советам взрослых.
- Если ты набрал 15–18 очков, можно сказать, что ты надёжная, почти профессиональная сиделка. Твоему подопечному будет уютно, тепло и приятно болеть рядом с тобой. Может быть, в будущем тебе стоит подумать о карьере медицинского работника или даже врача?
IV. Методика Кроуна-Марлоу «Шкала социальной желательности»
Инструкция для старшеклассников: «Внимательно прочитайте каждое из приведённых ниже суждений. Если вы считаете, что оно верно и соответствует особенностям вашего поведения, то напишите «да», если же оно неверно, то – «нет»
Содержание теста
- Я внимательно читаю каждую книгу, прежде чем вернуть её в библиотеку.
- Я не испытываю колебаний, когда кому-нибудь нужно помочь в беде.
- Я всегда внимательно слежу за тем, как я одет.
- Дома я веду себя за столом так же, как и в столовой.
- Я никогда ни к кому не испытываю антипатии.
- Был случай, когда я бросил что-то делать, потому что не был уверен в своих силах.
- Иногда я люблю позлословить об отсутствующих.
- Я всегда внимательно слушаю собеседника, кто бы он ни был.
- Был случай, когда я придумал вескую причину, чтобы оправдаться.
- Случалось, я пользовался оплошностью человека.
- Я всегда охотно признаю свои ошибки.
- Иногда, вместо того чтобы простить человека, я стараюсь отплатить ему тем же.
- Были случаи, когда я настаивал на том, чтобы делали, по-моему.
- У меня не возникает внутреннего протеста, когда меня просят оказать услугу.
- У меня никогда не возникает досады, когда высказывают мнение, противоположное моему.
- Перед длительной поездкой я всегда тщательно продумываю, что взять с собой.
- Были случаи, когда я завидовал удаче других.
- Иногда меня раздражают люди, которые обращаются ко мне с вопросами.
- Когда у людей неприятности, я иногда думаю, что они получили по заслугам.
- Я никогда с улыбкой не говорил неприятных вещей.
Ключ для обработки результатов:
За каждый ответ, совпадающий с ключом, начисляется 1 балл.
Ответы «Да» – на вопросы 1, 2, 3, 4, 5, 8, 11, 14, 15, 16, 20.
Ответы «Нет» – на вопросы 6, 7, 9, 10, 12, 13, 17, 18, 19.
Общий итоговый показатель «мотивации одобрения» по шкале получают суммированием всех «работающих» вопросов.
Интерпретация: Чем выше итоговый показатель, тем выше мотивация одобрения и тем, следовательно, выше готовность человека представить себя перед другими как полностью соответствующего социальным нормам. Низкие показатели могут свидетельствовать как о неприятии традиционных норм, так и об излишней требовательности к себе.
Полностью текст работы приведен в Приложении.