Обобщающий урок-игра по теме "Изготовление ночной сорочки без плечевого шва"

Разделы: Технология, Коррекционная педагогика


Место урока в структуре образовательного процесса: Урок по учебному плану, 7 класс, Раздел «Швейное дело», Подраздел «Технология изготовления швейных изделий».

Форма урока: Игра-соревнование.

Цель: Систематизировать знания об изготовлении ночной сорочки.

Задачи:

  • Обобщить и закрепить знания по теме «Изготовление ночной сорочки без плечевого шва»;
  • Развивать основные мыслительные процессы у учащихся: логическое мышление, внимание, память (учить анализировать, выделять главное, сравнивать, обобщать);
  • Воспитывать внимательность, прививать эстетический вкус, развивать интерес к изучаемому предмету, а также взаимовыручку и коммуникативные навыки у учащихся

Оборудование и методическое оснащение:

  • Мультимедийное оборудование;
  • Презентация Приложение 1
  • Учебник «Технология. Швейное дело. 7 класс: учебник для спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида Г.Г. Мозговая, Г.Б. Картушина»;
  • Карточки-задания для команд

Ход урока

I. Организационный момент.

Проверка списочного состава класса.

Проверка готовности учащихся к уроку.

II. Сообщение темы, целей урока. Актуализация знаний.

Учитель: Какое швейное изделие вы сшили на предыдущих уроках? (Ночную сорочку).

За время изготовления ночной сорочки вы получили знания о назначении сорочки, о видах тканей для пошива ночной сорочки, о фасонах ночной сорочки, о видах отделки и швах, используемых для ночной сорочки и многое другое. И сегодня у нас обобщающий урок.

Слайд 2. Тема нашего обобщающего урока: «Искусство кройки и шитья».

И сегодня на уроке вам предстоит показать и обобщить все знания и умения, которые вы приобрели в процессе изготовления ночной сорочки и, которые помогут вам сшить ночную сорочку самостоятельно, активно участвуя в игре-соревновании «Искусство кройки и шитья».

III. Условия игры.

Класс делится на две команды: «Иголочка» и «Ниточка». Форма работы разная: коллективная и индивидуальная.

Учитель: Задания игры будут разные: коллективные и индивидуальные для каждого игрока. Выполняя задания игры, вы должны показать не только свои знания, но и умение слаженно работать в команде. За каждый правильный ответ вы будете получать вот такой смайлик, а мои помощницы-эксперты будут мне помогать оценивать ваши ответы. Будьте внимательны, важно не только быстро выполнить задание, но особенно важно отвечать правильно. В процессе игры будет действовать правило «поднятой руки», с места не выкрикивать, иначе ответ не будет засчитываться и право ответа перейдет к соперникам.

IV. Игра.

Учитель: в качестве разминки я предлагаю вам первое задание: БЛИЦТУРНИР, которое содержит общие сведения, изученные вами в разделе «Швейное дело» (машинные швы, виды одежды и др.).

Задание: Каждой команде даётся по четыре группы слов, в каждой группе по 4 слова, одно из которых лишнее по логике. Нужно найти лишнее слово с пояснением (например, кепка, косынка, фартук, шляпа (лишнее слово: фартук)).

Слайд 3.

1. «БЛИЦТУРНИР»

Задание: Учитель по очереди задаёт вопросы командам, на которые они должны быстро ответить. За каждый правильный ответ команда получает смайлик. Если команда отвечает неверно, право ответа переходит соперникам.

Вопросы блицтурнира
Для команды «Иголочка» Для команды «Ниточка»
  • Простыня, наволочка, скатерть, пододеяльник (скатерть).
  • Сантиметровая лента, угольник, ножницы, линейка (ножницы).
  • Стачной, двойной, смёточный, шов вподгибку (смёточный).
  • Платье, сарафан, ночная сорочка, блузка (ночная сорочка).
  • Юбка, брюки, ночная сорочка, шорты (ночная сорочка).
  • Ножницы, игла, линейка, булавка (линейка).
  • Тамбурный, петельный, запошивочный, крестообразный (запошивочный).
  • Скатерть, салфетки, простынь, полотенце (простынь).

Слайд 4.

2. «ЮНЫЙ МОДЕЛЬЕР»

Учитель: вы знаете, что прежде чем приступить к изготовлению любого швейного изделия, в нашем случае ночной сорочки, необходимо продумать свою модель, нарисовать эскиз изделия, выбрать вид отделки, чтобы ваша ночная сорочка приобрела свою индивидуальность, то есть смоделировать своё изделие. Я предлагаю перевоплотиться в модельеров, выполняя следующее задание.

Задание 1: На экране даны эскизы моделей ночных сорочек, по описанию на карточках командам нужно выбрать модель, соответствующую данному описанию. Внимательно читайте описание и выберите соответствующую описанию модель сорочки. Приложение 2.1

Задание 2: Каждой команде дан комплект пазл, на которых изображены ночные сорочки, угаданные вами в предыдущем задании. Вам необходимо собрать из пазл картинку с угаданной моделью ночной сорочки. Команда, справившаяся первой с заданием, получает смайлик.

Учитель: Посмотрите, пожалуйста, на вырез горловины данных моделей. Форма горловины у этих сорочек одинакова или различна? (различна). А скажите, с помощью какой детали обработан вырез горловины этих сорочек? (подкройной обтачкой). Ответьте на следующий вопрос: форма обтачки будет зависеть от формы горловины или нет? (форма обтачки зависит от формы горловины).

И я предлагаю следующее задание:

Слайд 5.

Задание 3: Найти соответствие эскиза выреза горловины ночной сорочки и выкройки подкройной обтачки и отметьте в своих карточках (раздаются карточки-задания каждой команде). Та команда, которая справится с заданием, поднимает руку. Приложение 2.2

Слайд 6. Верный вариант ответа.

А теперь проверьте себя, сверяя свой ответ в карточке с правильным ответом на экране, исправьте ошибки, если они есть и передайте карточки нашим экспертам.

Учитель: Скажите, пожалуйста, для чего служит отделка? (для украшения изделия). Вы познакомились с видами отделки, которые можно использовать для украшения ночной сорочки. Выполняя следующее задание, мы выясним, насколько хорошо вы это усвоили.

Задание 4: «Угадай слово» – на экране появятся буквы, из которых нужно составить слово, относящееся к отделке. Каждой команде предлагается составить по 2 слова по очереди.

Слайд 7. Верный ответ: оборка.

Слайд 8. Верный ответ: кружево.

3. «КОНСТРУКТОР»

Учитель: Вы справились с заданиями, которые под силу только знающим модельерам. И после того, как вы продумали модель своей сорочки, можно приступать к следующему этапу изготовления, а именно, к построению чертежа изделия. А что для этого нужно знать? (мерки и другие знания по конструированию). Мы изучили мерки, необходимые для построения чертежа ночной сорочки, умеем строить чертеж сорочки. И сейчас мы проверим, насколько вы ориентируетесь.

Каждой команде даны карточки-задания. Приложение 2.3

По окончании работы сдать карточки экспертам для оценки. Команда, выполнившая задание первой и правильно, получает смайлик.

Слайд 9. Задание: Из данных в карточке мерок, выбрать те мерки, которые нужны для построения ночной сорочки. Карточки сдаем экспертам.

ФИЗМИНУТКА.

Все движения разминки повторяем без запинки!

Эй! Попрыгали на месте.
Эх! Руками машем вместе.
Эхе-хе! Прогнули спинки,
Посмотрели на ботинки.
Эге-ге! Нагнулись ниже
Наклонились к полу ближе.
Повертись на месте ловко.
В этом нам нужна сноровка.
Что, понравилось, дружок?
Завтра будет вновь урок!

Учитель: Вы показали свои знания по построению чертежа ночной сорочки, хорошо ориентируетесь в мерках. Ну а каким будет следующий этап изготовления сороки? (пошив сорочки). Для этого нам понадобятся знания о швах, умение составлять последовательный план пошива изделия. Выполняя следующие задания, вам предстоит продемонстрировать все ваши знания и умения в этой области.

4. «БЕЛОШВЕЙКА»

Слайд 10. Задание 1: «Найди шов».

Даны карточки с графическим изображением машинных швов, каждой команде нужно выбрать те швы, которые используются при пошиве ночной сорочки. Прокомментировать свой ответ, вызываются игроки от каждой команды. Приложение 2.4

Команда, справившаяся первой с заданием, получает смайлик.

Слайд 11. Задание 2: Командам даны карточки с графическим изображением поэтапного выполнения двойного и запошивочного шва, которые перепутались между собой, каждой команде нужно выбрать те операции, которые соответствуют обработке данного шва:

  • команде «Иголочка» – двойной шов
  • команде «Ниточка» – запошивочный шов

И указать цифрами возле каждой операции правильную последовательность выполнения данного шва. Приложение 2.5

Команда, справившаяся первой с заданием, поднимает руку и передает свою карточку экспертам, получает смайлик.

Слайд 12. Верный ответ.

Учитель: Вы показали свои знания по обработке ночной сорочки. А теперь следующее задание:

Слайд 13. Задание 3: На экране даны этапы изготовления сорочки, но последовательность нарушена. Ваша задача расставить каждый этап изготовления изделия в правильной последовательности. Выполняем работу в каточках. Приложение 2.6 Команда, справившаяся первой с заданием, получает смайлик.

Слайд 14. Верный вариант ответа. Команды сверяют.

Слайд 15. Задание 4: «Угадай-ка!».

Учитель: Похожее задание вы уже сегодня выполняли, составляя из букв слова, но это задание более сложное, среди данных букв есть лишние. Ваша задача из данных букв выбрать и сложить слово, которое относится к инструментам или оборудованию для швейной мастерской.

(Ответ: команда «Иголочка» – слово «утюг», команда «Ниточка» – слово «игла»).

Рассказать правила техники безопасности при работе с этим инструментом или оборудованием.

Команда, справившаяся первой с заданием, получает смайлик.

Учитель: Молодцы! Все успешно справились с заданиями. В нашей игре вы подтвердили не только свои знания по теме: Ночная сорочка, но и показали умение работать в команде, помогая друг другу. И это радует. Ну а следующее задание индивидуальное, то есть для каждого участника игры: тест «Всезнайка».

Слайд 16.

5. ТЕСТ «ВСЕЗНАЙКА»

Задание: На вопросы теста отвечают все участники обеих команд в карточках-заданиях, ответы сверяют с ответами на экране. Приложение 2.7

Команда, справившаяся первой с заданием, получает за каждый правильный ответ смайлик.

  1. Какой механизм швейной машины используется для выполнения машинной закрепки?
    А) механизм иглы;
    Б) регулятор длины стежка.

  2. Какая ткань используется для пошива ночной сорочки?
    А) шерсть;
    Б) хлопчатобумажная.

  3. Какое швейное изделие относится к плечевому по способу носки?
    А) юбка;
    Б) ночная сорочка.

  4. С помощью какой обтачки обрабатывают вырез горловины в ночной сорочке без плечевого шва?
    А) подкройной;
    Б) поперечной.

Слайд 17.

V. Подведение итогов урока. Анализ урока.

Учитель: Ну вот мы подвели итоги нашего урока. Сегодня на игре вы показали свои знания по изготовлению ночной сорочки, которые вам необходимы не только на уроках труда, но и в жизни.

  • Вам понравился урок?
  • Вы довольны результатами?
  • Пригодятся вам эти знания в будущем?

Приложение 2.