Место урока в структуре образовательного процесса: Урок по учебному плану, 7 класс, Раздел «Швейное дело», Подраздел «Технология изготовления швейных изделий».
Форма урока: Игра-соревнование.
Цель: Систематизировать знания об изготовлении ночной сорочки.
Задачи:
- Обобщить и закрепить знания по теме «Изготовление ночной сорочки без плечевого шва»;
- Развивать основные мыслительные процессы у учащихся: логическое мышление, внимание, память (учить анализировать, выделять главное, сравнивать, обобщать);
- Воспитывать внимательность, прививать эстетический вкус, развивать интерес к изучаемому предмету, а также взаимовыручку и коммуникативные навыки у учащихся
Оборудование и методическое оснащение:
- Мультимедийное оборудование;
- Презентация Приложение 1
- Учебник «Технология. Швейное дело. 7 класс: учебник для спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида Г.Г. Мозговая, Г.Б. Картушина»;
- Карточки-задания для команд
Ход урока
I. Организационный момент.
Проверка списочного состава класса.
Проверка готовности учащихся к уроку.
II. Сообщение темы, целей урока. Актуализация знаний.
Учитель: Какое швейное изделие вы сшили на предыдущих уроках? (Ночную сорочку).
За время изготовления ночной сорочки вы получили знания о назначении сорочки, о видах тканей для пошива ночной сорочки, о фасонах ночной сорочки, о видах отделки и швах, используемых для ночной сорочки и многое другое. И сегодня у нас обобщающий урок.
Слайд 2. Тема нашего обобщающего урока: «Искусство кройки и шитья».
И сегодня на уроке вам предстоит показать и обобщить все знания и умения, которые вы приобрели в процессе изготовления ночной сорочки и, которые помогут вам сшить ночную сорочку самостоятельно, активно участвуя в игре-соревновании «Искусство кройки и шитья».
III. Условия игры.
Класс делится на две команды: «Иголочка» и «Ниточка». Форма работы разная: коллективная и индивидуальная.
Учитель: Задания игры будут разные: коллективные и индивидуальные для каждого игрока. Выполняя задания игры, вы должны показать не только свои знания, но и умение слаженно работать в команде. За каждый правильный ответ вы будете получать вот такой смайлик, а мои помощницы-эксперты будут мне помогать оценивать ваши ответы. Будьте внимательны, важно не только быстро выполнить задание, но особенно важно отвечать правильно. В процессе игры будет действовать правило «поднятой руки», с места не выкрикивать, иначе ответ не будет засчитываться и право ответа перейдет к соперникам.
IV. Игра.
Учитель: в качестве разминки я предлагаю вам первое задание: БЛИЦТУРНИР, которое содержит общие сведения, изученные вами в разделе «Швейное дело» (машинные швы, виды одежды и др.).
Задание: Каждой команде даётся по четыре группы слов, в каждой группе по 4 слова, одно из которых лишнее по логике. Нужно найти лишнее слово с пояснением (например, кепка, косынка, фартук, шляпа (лишнее слово: фартук)).
Слайд 3.
1. «БЛИЦТУРНИР»
Задание: Учитель по очереди задаёт вопросы командам, на которые они должны быстро ответить. За каждый правильный ответ команда получает смайлик. Если команда отвечает неверно, право ответа переходит соперникам.
Вопросы блицтурнира | |
Для команды «Иголочка» | Для команды «Ниточка» |
|
|
Слайд 4.
2. «ЮНЫЙ МОДЕЛЬЕР»
Учитель: вы знаете, что прежде чем приступить к изготовлению любого швейного изделия, в нашем случае ночной сорочки, необходимо продумать свою модель, нарисовать эскиз изделия, выбрать вид отделки, чтобы ваша ночная сорочка приобрела свою индивидуальность, то есть смоделировать своё изделие. Я предлагаю перевоплотиться в модельеров, выполняя следующее задание.
Задание 1: На экране даны эскизы моделей ночных сорочек, по описанию на карточках командам нужно выбрать модель, соответствующую данному описанию. Внимательно читайте описание и выберите соответствующую описанию модель сорочки. Приложение 2.1
Задание 2: Каждой команде дан комплект пазл, на которых изображены ночные сорочки, угаданные вами в предыдущем задании. Вам необходимо собрать из пазл картинку с угаданной моделью ночной сорочки. Команда, справившаяся первой с заданием, получает смайлик.
Учитель: Посмотрите, пожалуйста, на вырез горловины данных моделей. Форма горловины у этих сорочек одинакова или различна? (различна). А скажите, с помощью какой детали обработан вырез горловины этих сорочек? (подкройной обтачкой). Ответьте на следующий вопрос: форма обтачки будет зависеть от формы горловины или нет? (форма обтачки зависит от формы горловины).
И я предлагаю следующее задание:
Слайд 5.
Задание 3: Найти соответствие эскиза выреза горловины ночной сорочки и выкройки подкройной обтачки и отметьте в своих карточках (раздаются карточки-задания каждой команде). Та команда, которая справится с заданием, поднимает руку. Приложение 2.2
Слайд 6. Верный вариант ответа.
А теперь проверьте себя, сверяя свой ответ в карточке с правильным ответом на экране, исправьте ошибки, если они есть и передайте карточки нашим экспертам.
Учитель: Скажите, пожалуйста, для чего служит отделка? (для украшения изделия). Вы познакомились с видами отделки, которые можно использовать для украшения ночной сорочки. Выполняя следующее задание, мы выясним, насколько хорошо вы это усвоили.
Задание 4: «Угадай слово» – на экране появятся буквы, из которых нужно составить слово, относящееся к отделке. Каждой команде предлагается составить по 2 слова по очереди.
Слайд 7. Верный ответ: оборка.
Слайд 8. Верный ответ: кружево.
3. «КОНСТРУКТОР»
Учитель: Вы справились с заданиями, которые под силу только знающим модельерам. И после того, как вы продумали модель своей сорочки, можно приступать к следующему этапу изготовления, а именно, к построению чертежа изделия. А что для этого нужно знать? (мерки и другие знания по конструированию). Мы изучили мерки, необходимые для построения чертежа ночной сорочки, умеем строить чертеж сорочки. И сейчас мы проверим, насколько вы ориентируетесь.
Каждой команде даны карточки-задания. Приложение 2.3
По окончании работы сдать карточки экспертам для оценки. Команда, выполнившая задание первой и правильно, получает смайлик.
Слайд 9. Задание: Из данных в карточке мерок, выбрать те мерки, которые нужны для построения ночной сорочки. Карточки сдаем экспертам.
ФИЗМИНУТКА.
Все движения разминки повторяем без запинки!
Эй! Попрыгали на месте.
Эх! Руками машем вместе.
Эхе-хе! Прогнули спинки,
Посмотрели на ботинки.
Эге-ге! Нагнулись ниже
Наклонились к полу ближе.
Повертись на месте ловко.
В этом нам нужна сноровка.
Что, понравилось, дружок?
Завтра будет вновь урок!
Учитель: Вы показали свои знания по построению чертежа ночной сорочки, хорошо ориентируетесь в мерках. Ну а каким будет следующий этап изготовления сороки? (пошив сорочки). Для этого нам понадобятся знания о швах, умение составлять последовательный план пошива изделия. Выполняя следующие задания, вам предстоит продемонстрировать все ваши знания и умения в этой области.
4. «БЕЛОШВЕЙКА»
Слайд 10. Задание 1: «Найди шов».
Даны карточки с графическим изображением машинных швов, каждой команде нужно выбрать те швы, которые используются при пошиве ночной сорочки. Прокомментировать свой ответ, вызываются игроки от каждой команды. Приложение 2.4
Команда, справившаяся первой с заданием, получает смайлик.
Слайд 11. Задание 2: Командам даны карточки с графическим изображением поэтапного выполнения двойного и запошивочного шва, которые перепутались между собой, каждой команде нужно выбрать те операции, которые соответствуют обработке данного шва:
- команде «Иголочка» – двойной шов
- команде «Ниточка» – запошивочный шов
И указать цифрами возле каждой операции правильную последовательность выполнения данного шва. Приложение 2.5
Команда, справившаяся первой с заданием, поднимает руку и передает свою карточку экспертам, получает смайлик.
Слайд 12. Верный ответ.
Учитель: Вы показали свои знания по обработке ночной сорочки. А теперь следующее задание:
Слайд 13. Задание 3: На экране даны этапы изготовления сорочки, но последовательность нарушена. Ваша задача расставить каждый этап изготовления изделия в правильной последовательности. Выполняем работу в каточках. Приложение 2.6 Команда, справившаяся первой с заданием, получает смайлик.
Слайд 14. Верный вариант ответа. Команды сверяют.
Слайд 15. Задание 4: «Угадай-ка!».
Учитель: Похожее задание вы уже сегодня выполняли, составляя из букв слова, но это задание более сложное, среди данных букв есть лишние. Ваша задача из данных букв выбрать и сложить слово, которое относится к инструментам или оборудованию для швейной мастерской.
(Ответ: команда «Иголочка» – слово «утюг», команда «Ниточка» – слово «игла»).
Рассказать правила техники безопасности при работе с этим инструментом или оборудованием.
Команда, справившаяся первой с заданием, получает смайлик.
Учитель: Молодцы! Все успешно справились с заданиями. В нашей игре вы подтвердили не только свои знания по теме: Ночная сорочка, но и показали умение работать в команде, помогая друг другу. И это радует. Ну а следующее задание индивидуальное, то есть для каждого участника игры: тест «Всезнайка».
Слайд 16.
5. ТЕСТ «ВСЕЗНАЙКА»
Задание: На вопросы теста отвечают все участники обеих команд в карточках-заданиях, ответы сверяют с ответами на экране. Приложение 2.7
Команда, справившаяся первой с заданием, получает за каждый правильный ответ смайлик.
-
Какой механизм швейной машины используется для выполнения машинной закрепки?
А) механизм иглы;
Б) регулятор длины стежка. -
Какая ткань используется для пошива ночной сорочки?
А) шерсть;
Б) хлопчатобумажная. -
Какое швейное изделие относится к плечевому по способу носки?
А) юбка;
Б) ночная сорочка. -
С помощью какой обтачки обрабатывают вырез горловины в ночной сорочке без плечевого шва?
А) подкройной;
Б) поперечной.
Слайд 17.
V. Подведение итогов урока. Анализ урока.
Учитель: Ну вот мы подвели итоги нашего урока. Сегодня на игре вы показали свои знания по изготовлению ночной сорочки, которые вам необходимы не только на уроках труда, но и в жизни.
- Вам понравился урок?
- Вы довольны результатами?
- Пригодятся вам эти знания в будущем?