Предмет: Профессионально-трудовое обучение (швейное дело).
Место урока в структуре образовательного процесса: Урок по учебному плану, 7 класс, Раздел «Рукоделие».
Форма урока: Комбинированный урок
Цели:
- Образовательная – дать краткие сведения об истории происхождения тряпичной куклы; познакомить учащихся с значением тряпичной куклы на Руси; научить изготавливать тряпичную куклу;
- Развивающая – развивать познавательный интерес к истории народного фольклора и творчества, к истории русского народа; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности;
- Воспитывающая – воспитывать любовь к русской культуре и традициям, формировать эстетический вкус.
Оборудование и методическое оснащение:
- Мультимедийное оборудование;
- Презентация Приложение;
- Выставка «Тряпичная кукла»;
- Инструкционная карта по изготовлению куклы «Травница»;
- Инструменты и материалы для практической работы (ножницы, иглы, ткань, нитки, кружево, синтепон, лекарственные пахучие травы).
Ожидаемые результаты:
- Усвоение знаний о традициях русского народа;
- Умение различать обрядовых кукол от игровых и кукол – оберегов;
- Умение изготавливать тряпичных кукол из подручного материала
Этапы урока:
- Орг. момент
- Сообщение темы, целей урока. Актуализация знаний
- Новый материал
- Физ. минутка
- Практическая работа
- Закрепление изученного материала
- Анализ и оценка работ, итог урока
- Сообщение темы, целей следующего урока
Ход урока
I. Организационный момент.
Проверка списочного состава класса.
Проверка готовности учащихся к уроку.
II. Сообщение темы, целей урока. Актуализация знаний.
Учитель: Вы любите играть в куклы? Играя с куклой, мы и не замечаем, как открываем для себя мир, как получаем новые знания от общения с ней.
Кажется, что кукла, как игрушка, была всегда. И мы не задумываемся, когда она появилась. Какой она была? Из чего и как шили куклу? Какие тайны она хранит?
Вопросов много и, чтобы найти на них ответ, сегодня мы отправимся путешествовать в мир тряпичных кукол, чтобы не только познакомиться с историей кукол, но и научиться делать тряпичных кукол так, как их делали наши прабабушки.
III. Изучение нового материала.
Слайд 2
Учитель: На Руси в куклы играли и девочки, и мальчики (даже цари). Тряпичная кукла была самой распространенной игрушкой. Кукол берегли: вырастает девчонка, становится мамой и передает свою куклу дочке. Тряпичная кукла жила в каждой семье, в некоторых домах их насчитывалось до сотни. Дети делали их сами, они начинали «вертеть», т.е. делать куклу лет с пяти. Играя в куклы, девочки учились шить, вышивать, прясть.
Всех кукол наряжали в красивые платья, которые делались с особым смыслом – каждый наряд означал что-то своё. Но в любом наряде должен был присутствовать красный цвет.
Вопрос к учащимся: А кто знает, что символизирует, означает красный цвет?
Красный цвет – цвет солнца, здоровья, радости, тепла, так же считали, что красный цвет оберегает от сглаза и бед.
Вопрос к учащимся: Посмотрите внимательно на этих кукол, при их рассмотрении, кто-нибудь заметил одну особенность этих кукол? Чем они похожи? Что их объединяет?
Все куклы делались безликими, т.е. не имели лица, считалось, что в безликую куклу не может вселиться злой дух и навредить владельцу куклы.
Слайд 3
Народные куклы делились на три группы:
- Куклы-обереги;
- Обрядовые куклы;
- Игровые куклы.
Вопрос к учащимся: Кто может объяснить значение этих кукол? А хотите подробнее узнать об этих куклах?
Учитель: В этом мне помогут мои помощницы – девочки, которые знают все о тряпичной кукле и научились их изготавливать.
Слайд 4
1-я ученица: Куклы-обереги передавались от матери к дочери, они были наделены особой силой, энергией семьи и помогали своим новым хозяевам во время невзгод, спасали от нечистой силы, приносили в дом счастье.
-
Кукла на счастье
Свое назначение она получила благодаря своей длинной косе – символ женского начала. Считается, что если носить такую куклу с собой – тебе будет сопутствовать успех и найдешь свое счастье. -
Пеленашка
Самый первый оберег младенца. Его делали перед появлением малыша с мыслями и молитвами о нем. Такая кукла оберегала сон малыша. -
«Кубышка-травница»
Эта кукла наполнялась душистой лекарственной травой. Её подвешивали в комнате над кроватью, чтобы травяной дух отгонял злых духов болезни.
Слайд 5
2-я ученица: Обрядовых кукол очень почитали, ставили их в избе в красный угол. Они имели религиозное значение.
-
Считалось раньше, что кукла «Плодородие» помогала иметь достаток и хороший урожай. Так же эту куклу называли Московка, Седьмая Я (семья). Кукла имеет шесть детей, привязанных к поясу.
-
Неразлучники
Это свадебная кукла. Мужская и женская фигура символично объединены общим плечом, чтобы дела вместе делались, и друг на друга положиться можно было. -
Сёмик и Семичиха
Народные обрядовые куклы, олицетворяли собой хозяйственность, гостеприимство, порядочность. На праздник Троицы их вручали самым гостеприимным хозяевам.
Слайд 6
3-я ученица: Игровые куклы предназначались для забавы детям. В старину, в русской деревне, любимой игрушкой была кукла, сделанная из тряпок.
Куклам приписывались различные волшебные свойства: считалось, что они могли защитить человека от злых сил, принять на себя болезни и несчастья, помочь хорошему урожаю. Многие куклы – талисманы бережно хранились в семье, передавались из поколения в поколение вместе с традиционными приёмами их изготовления.
Слайд 7
Учитель: Наши девочки тоже увлекаются изготовлением тряпичной куклы, посмотрите сколько их. И сегодня мы предлагаем вместе с нами изготовить куклу «Кубышку – травницу».
IV. Физ. минутка.
Но вначале я предлагаю немного размяться. Мои помощницы проведут физ. минутку, а вы повторяйте движения за ними.
Все движения разминки
повторяем без запинки!
Эй! Попрыгали на месте.
Эх! Руками машем вместе.
Эхе-хе! Прогнули спинки,
Посмотрели на ботинки.
Эге-ге! Нагнулись ниже
Наклонились к полу ближе.
Повертись на месте ловко.
В этом нам нужна сноровка.
Что, понравилось, дружок?
Завтра будет вновь урок!
V. Практическая работа.
Слайд 8
Учитель: Для изготовления куклы нам понадобится ткань, нитки, кружево, лекарственная трава, инструменты: ножницы, игла. А так же инструкционная карта последовательного выполнения нашей куклы, которая поможет в её изготовлении.
Но прежде чем приступить к работе, а вы будете работать с колющими и режущими инструментами, что мы должны вспомнить? Верно, правила безопасной работы с ножницами и иглой.
Слайд 9
Вводный инструктаж по технике безопасности.
Слайды 10–15
Подробная технологическая карта изготовления «Кубышки-травницы».
Учитель
- делит учащихся на группы для коллективной работы;
- инструктирует учащихся о ходе работы при помощи слайда презентации, на котором изображены этапы последовательного выполнения задания;
- прикрепляет к каждой группе помощниц, которые распределяют индивидуальные задания для каждого ученика;
- проводит текущий инструктаж в процессе выполнения практической работы.
Слайд 16
Последовательный план изготовления тряпичной куклы.
VI. Закрепление изученного материала.
Учитель:
- Как называется кукла, которую мы сегодня научились изготавливать? («Кубышка-Травница»)
- Для чего она служила, какое было её назначение? (Она оберегала от болезней).
- А с какими ещё тряпичными куклами вы сегодня познакомились? (Обрядовыми и игровыми).
- Рассмотрите экспонаты нашей выставки и укажите, какие относятся к обрядовым, а какие к игровым и оберегам.
Слайд 17
VII. Анализ и оценка работ учащихся. Итог урока.
Учитель подводит итог урока, совместно с учащимися делает вывод, выставляет оценки.
Вывод: Если зайти в магазин детских игрушек, то, конечно, разбегается взгляд от обилия красивых кукол. Но самой любимой куклой всегда будет только та, которая сделана своими руками, оживлена собственной фантазией, в ней будет что-то такое, от чего теплеет взгляд. Такая кукла станет необычным подарком для ваших близких.
Вопросы:
- Скажите, пожалуйста, вам понравилось изготавливать тряпичную куклу?
- Вы сможете сделать такую куклу самостоятельно?
- Пригодятся вам в дальнейшем знания по изготовлению тряпичной куклы?
VIII. Сообщение темы, целей следующего урока.
Источники:
- www.rukukla.ru
- urok.1sept.ru/articles/571614/
- www.gazetairkutsk.ru/2009/12/22/id5745/
- www.livemaster.ru/olleethnic
- www.supersadovnik.ru/hmforum/post.aspx?id=15668&pg=26
- www.gorodd-kirov.ru/maminu-ctrani4ki
- www.liveinternet.ru/users/lenkins72/post90701793/
- www.liveinternet.ru/users/2930900/post111936532/
- ikt45.ucoz.ru/load/obsluzhivajushhij_trud/prezentacii/prezentacija_tvorcheskogo_proekta_quot_kukla_quot_perevertysh_quot/9-1-0-17
- www.gnozis.info/?q=node/4127
- www.livemaster.ru/olya-russ
- www.livemaster.ru/kukolki-nest
- www.livemaster.ru/tinchenok
- www.livemaster.ru/ellenn
- www.livemaster.ru/natalika
- www.livemaster.ru/nartrad
- www.livemaster.ru/berkman
- www.treeland.ru/article/eko/needlework/ictoria_narodnoi_kukly.htm
- www.livemaster.ru/ellina
- www.livemaster.ru/dobraiaigrushkа
- www.deliya-toys.ru
- www.oberejie.ru pismo@oberejie.ru 2005-2009 гг.