Цель урока: Изучить факторы среды и их влияние на организмы.
Задачи урока:
Образовательные:
- рассмотреть понятие среда обитания организмов,
- сформировать представления об экологических факторах (биотические, абиотические, антропогенные),
- рассмотреть влияние антропогенных факторов на биоценозы.
Развивающие: развить навыки и приемы умственной деятельности учащихся: сравнивать, обобщать; творчески мыслить.
Воспитательные: воспитывать в учащихся бережное отношение к природе.
Тип урока: игровой с применением ИКТ.
Оборудование: презентация, таблицы, карточки с изображением животных.
Метод проведения: частично-поисковый, с элементами эвристической беседы.
План урока:
- Организационный момент.
- Проверка знаний учащихся.
- Изучение новой темы.
- Закрепление материала.
- Подведение итогов урока.
Ход урока
I. Организационный момент.
Мотивация учебной деятельности (сообщение темы, цели и формы проведения урока.)
II. Фронтальная проверка знаний учащихся:
- Что такое биоценоз?
- Какие биоценозы можно выделить в нашей местности?
- От чего зависит устойчивость биоценоза?
- Доказать, что пространственная и временная ярусность повышают устойчивость биоценоза.
III. Изучение новой темы
На одной из планет, принадлежащих к системе Альфа Центавра, по вине жителей произошла техногенная катастрофа. Возникла угроза для жизни всего населения планеты. Они отправляют разведчиков для поиска других планет пригодных для их существования. Один из кораблей прибывает на нашу планету. Перед разведчиками стоит цель: узнать среды обитания живых организмов, а также экологические факторы, влияющие на жизнедеятельность этих организмов. В качестве предмета исследования ими была выбрана пшеница – основная сельскохозяйственная культура как на их, так и на нашей планете.
1. Ребята, что такое среда обитания?
Среда обитания – совокупность условий, в которых обитает организм.
Место обитания – наиболее благоприятные условия среды обитания.
Что для вас учащихся будет средой обитания?
Запишите определение в тетрадь:
2. Назовите основные среды жизни живых существ?
Используя раздаточный материал, заполните таблицу (Приложение 1).
3. Нам осталось помочь разведчикам выяснить: какие экологические факторы, влияют на выращивание основной сельскохозяйственной культуры пшеницы?
Изучение факторов среды по презентации (Приложение 2).
IV. Закрепление материала.
Распределить факторы на три группы: абиотические, биотические, антропогенные.
- Радиоактивное загрязнение почвы.
- Поедание малины медведем.
- Понижение температуры воздуха.
- Заражение человека вирусом гриппа.
- Выбросы вредных веществ в атмосферу.
- Опыление растений насекомыми.
- Минеральный состав и содержание гумуса в почве
- Симбиоз бобовых растений и клубеньковых бактерий
- Эрозия почв в результате загрязнения химическими элементами
- Ультрафиолетовое излучение
- Рельеф местности
- Лесной пожар, возникший по халатности человека.
Ответы:
Абиотические факторы: "3-7-10-11"
Биотические факторы: "2- 4-6-8"
Антропогенные факторы: " 1-5-9-12".
V. Подведение итогов урока.
Сегодня мы с вами узнали, как важны для животных условия среды обитания. Но и мы с вами можем помочь живым организмам. Мы поняли, что большое влияние на жизнь животных в биоценозах влияет антропогенный фактор, т. е. люди. Давайте подумаем, что мы можем сделать, чтобы животные могли комфортно существовать
Домашнее задание:
Напишите сочинение на тему “Нужно ли помогать животным в природе”.
Использованная литература:
- В.В.Латюшин, В.А.Шапкин. Биология. Животные -7 класс. Издательство Дрофа, М.,2007г.
- Тимакова Е. А. Организмы и среды их обитания, Фестиваль" Открытый урок".
- Ганасевич Г. Ф. Факторы среды и их влияние на биоценозы, Фестиваль" Открытый урок".