Цели занятия:
- Образовательная. Ознакомить учащихся с:
- понятиями «Предпринимательство», «предприниматель»;
- формами предпринимательства;
- понятиями «физические лица», «юридические лица»;
- видами предпринимательства;
- основными чертами характера предпринимателя;
- причинами неудач в бизнесе.
- Развивающая. Развивать умение общаться, выстраивать отношения при выполнении заданий, мышление при работе с ребусами.
- Воспитательная. Воспитание самостоятельности и жизненной активности, ответственности при принятии важных решений.
Тип урока – комбинированный.
Межпредметные связи: «Психология общения», «Обществознание».
Оснащение урока:
- Интерактивная доска «Вебстер».
- Задания – ребусы для самостоятельной работы учащихся, выполненные на бумажном носителе.
Применяемые методы:
- Объяснение нового материала с демонстрацией презентации, составленной в программе «Microsoft Office Power Point 2003», с использованием видеороликов как непосредственно преподавателем, так и студентом АлтГУ, выполняющем также роль эксперта при повторении материала.
- Беседа с учащимися по всем основным вопросам темы занятия.
- Закрепление нового материала путем разгадывания ребусов и объяснения терминов.
Выступающий – эксперт на уроке:
Мистрюкова Екатерина Андреевна – выпускница группы ДО – 162, IV курса Бийского филиала Алтайского государственного университета, обучающаяся по направлению «Экономика», объясняющая новый материал по теме урока – «Государственное предпринимательство» (13 и 14 слайды), оценивающая ответы учащихся при повторении пройденного материала.
Структура занятия: (Приложение 1)
1. Организационный момент (слайд 1).
2. Постановка проблемы – просмотр видеоролика в
режиме Online (слайд 2).
3. Цели урока (слайд 3).
4. Объяснение нового материала:
- Беседа с учащимися по темам слайдов, создание резюме по каждому слайду (слайды 4-12, 15-26);
- Выступление студентки Алтайского государственного университета (слайд 13, 14);
5. Закрепление нового материала с
использованием ребусов (слайд 27).
6. Выявление учащихся с предпринимательским
потенциалом (слайды 28, 29)
7. Итог урока: оценки, анализ, рефлексия, домашнее
задание (слайд 30).
Номер слайда | Текст учителя, выступающего с одновременной демонстрацией презентации | Примечание |
1 | Тема урока: Предпринимательство: понятие, сущность | |
2 | Показ видеоролика | Видеоролик 1 |
3 | Наша цель урока сегодня – ознакомиться
с: понятиями «Предпринимательство»,
«предприниматель»; формами предпринимательства; понятиями «физические лица», «юридические лица»; основными чертами характера предпринимателя; причинами неудач в бизнесе. |
|
4 | Понятия предприниматель, предпринимательство впервые использовал английский экономист, банкир, демограф Ричард Кантильон (1680-1734). | |
5 | Предпринимательство, бизнес –
важнейший атрибут рыночной экономики,
пронизывающий все её институты. Предпринимательство, бизнес – самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. Эффективность предпринимательской деятельности оцениваться размерами полученной прибыли. |
|
6 | Выгода предпринимательства для государства: источники дохода в бюджет страны, занятость населения, сохранение народного ремесла, использование имеющих ресурсов, экономический рост, рыночные отношения | |
7 | Выгода для предпринимателя: доход, самотрудозанятость, свободный график работы, «Сам по себе», «Сам на себя». | |
8 | Предпринимательство может осуществляться юридическим лицом или непосредственно физическим лицом. В России, как и во многих странах, для ведения предпринимательской деятельности физическому лицу требуется регистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя. | |
9 | Юридическое лицо – зарегистрированная в установленном законом порядке организация, которая имеет в собственности, обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету. | |
10 | Физическое лицо – любой гражданин независимо от его пола, возраста, национальности, физических данных, места проживания. | |
11 | Посмотрите графически, в чем заключается разница между физическими и юридическими лицами. Физическое лицо – это человек, а юридическое – это организация. | |
12 | Формы предпринимательства. Частное предпринимательство есть форма осуществления экономической активности от имени предприятия (если оно зарегистрировано в качестве такового) или предпринимателя (если такая деятельность осуществляется без найма рабочей силы, в форме индивидуальной трудовой деятельности). | |
13 | Выступление студентки АлтГУ: «Государственное предпринимательство, первоочередная цель которого состоит не в получении дохода, а в решении социально-экономических задач, таких как: обеспечение необходимых темпов роста, сглаживание циклических колебаний, поддержание занятости, стимулирование научно-технического прогресса, и т.д. | |
14 | Государства осваивают программы по развитию атомной энергии, радиоэлектронной промышленности, созданию ЭВМ, освоению космоса. Располагая финансами, государство выступает по отношению к частному сектору в качестве заказчика на производство продукции и одновременно ее покупателя, что придает определенную стабильность рынку». | |
15 | Индивидуальные предприниматели – физические лица, зарегистрированные в установленном законом порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (ИПБОЮЛ). | |
16 | Основные черты предпринимателя: предприимчивость, склонность к риску, напористость, энергичность, новаторство (поиск новых решений), ориентация на получение прибыли, экономическая самостоятельность. | |
17 | Предприниматель изменился добавились такие черты характера, как обоснованный риск, образование, интеллект, чувство социальной ответственности. | |
18 | Предпринимательство отрицает такие черты характера, как самоуспокоенность, застой, самодовольство, расточительство. | |
19 | Ловушками для предпринимателя в современных условиях являются: время, деньги, окружение для предпринимателя, он сам, то есть | |
20 | Причинами неудач в бизнесе являются: низкая коммуникабельность предпринимателя, самовлюбленность и высокомерие, нечувствительность к переменам, недостаточная смелость и уверенность в собственных силах, недостаточная твердость и требовательность, недостаток деловых знаний и практических навыков. | |
21 | Угрозами бизнеса являются: рынок, нестабильность, конкуренты, непрофессионализм предпринимателей. | Видеоролики 2, 3 |
22 | Основной смысл предпринимательства – создать бизнес и удержать его. | |
23 | Статус ИП имеет следующие преимущества
по сравнению с регистрацией собственного
предприятия: упрощенность процессов создания и
ликвидации бизнеса, свободное использование
собственной выручки. Не платится налог на
имущество, используемое в предпринимательской
деятельности, упрощенный порядок ведения учета
результатов хозяйственной деятельности и
предоставления внешней отчетности упрощенный порядок принятия решений (не требуется собраний, протоколов и т. п.), заработанные деньги возможно свободно тратить без дополнительного налогообложения (9% на дивиденды). |
|
24 | Отвечает по обязательствам своим
имуществом, не может получать некоторые лицензии
(например, на розничную торговлю алкоголем,
некоторыми лекарствами или сильнодействующими
ядами), согласно сложившейся практике, некоторые
крупные (и не очень) компании отказываются
работать с ИП, не подходит для совместного
ведения бизнеса. Требуется постоянное личное
участие, так как нельзя назначить «директора»,
Отчисления на социальное страхование идут
только исходя из МРОТ, взятого на начало
соответствующего года (в виде фиксированного
платежа), даже если деятельности не было на общем режиме налогообложения необходимо вести двойной учёт из-за того, что НДС считается «по отгрузке», а налог на доходы у предпринимателей – «по оплате». Если первой происходит оплата, то можно сблизить за счёт выписывания счетов-фактур на аванс, но в данном случае усложняется документооборот. |
|
25 | В мировой практике считается нормой государственное поощрение малого бизнеса в интересах нации. При этом задача государства не сводится к тому, чтобы на льготных условиях предоставлять мелким и средним фирмам финансовые, технические и прочие ресурсы и поддерживать частную инициативу любой ценой. Государство призвано создавать такой правовой и экономический климат, который позволит малому бизнесу не только удержаться на плаву, но и расти, набирать силу. | |
26 | Сводный индекс предпринимательской активности является агрегированным значением анализируемых в мониторинге различных сторон деятельности малого бизнеса. Расчет производится на основе восемнадцати показателей. Он может принимать значения от 0 до 200. | Видеоролик 4 |
27 | Повторение пройденного материала (раздаются ребусы учащимся, дается задание «разгадать зашифрованный термин, рассказать о нем») | |
28 | Тест на определение качеств предпринимателя. | |
29 | Подведение итогов теста – определение потенциала предпринимателя | |
30 | Домашнее задание – закрепить
пройденные понятия. До свидания |
Литература:
1. Экономика предприятия (фирмы): Учебник /Под
ред. Проф. О.И.Волкова и доц. О.В.Девяткина. – 3-е
изд., перераб. И доп. – М.: ИНФРА-М, 2007. (71,72,73)
2. Экономика фирмы: Учебник для вузов /Под ред.
Проф. В.Я.Горфинкеля, проф. В.А.Швандара. – М.:
ЮНИТИ – ДАНА, 2003. (20)
3. Алейников А.Н. Предпринимательская
деятельность: Учеб.-практ. пособие / А.Н.Алейников.
– М.: Новое знание, 2003. (7,37,47)
4. Основы бизнеса. 5-е издание, переработанное и
дополненное. Учебник для студентов высших
учебных заведений. – М: «МаркетДС», 2003.
Использование видеороликов:
- Стань предпринимателем [Электронный ресурс] http://www.videosostav.ru/video/de3aa644ffaa18edbd43ab522fcf2bce/
- Угрозы бизнеса [Электронный ресурс] http://video.yandex.ru/search.xml?text=%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%BD%D0%B8%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE#search?text=%D0%BF%D0%BE%D0%B4%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%B6%D0%BA%D0%B0%20%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%BD%D0%B8%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE&filmId=55703616-00
- Угрозы бизнеса [Электронный ресурс] http://video.yandex.ru/search.xml?text=%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%BD%D0%B8%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE#search?text=%D0%BF%D0%BE%D0%B4%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%B6%D0%BA%D0%B0%20%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%BD%D0%B8%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE&filmId=50212423-00
- Индекс предпринимательской активности [Электронный ресурс] http://video.yandex.ru/search.xml?text=%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%BD%D0%B8%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE#search?text=%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%BD%D0%B8%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE&p=1&filmId=85609089-00