Тема урока: «Советско-финская война 1939-1940г.г.»
Цель урока: (слайд №3)
- Какие факторы оказывали влияние на ход войны?
- Почему эти события именуются, как зимняя война с Западом?
- Почему историки до сих пор не могут ответить на главный вопрос: кто виноват?
Задачи урока: (слайд №4)
- Обучить работать на уроке с дополнительными материалами и источниками.
- Развить умение анализировать события, которые оказали влияние на ход и результат войны.
- Воспитать чувство ответственности и извлечь уроки из этой войны, которые послужили бы углублению добрососедских отношений между нашими странами.
Основные термины и понятия:
- Линия Маннергейма,
- Основные даты: 26 ноября 1939г., 30 ноября 1939г., 12 марта 1940г., 14 октября 1939г.
План урока: (слайд №2)
- История взаимоотношений двух стран.
- Официальные и неофициальные переговоры.
- Вооружённые провокации на границе.
- Роль западных стран в зимней войне.
- «Линия Маннергейма»: миф или реальность?
- Подготовка к войне. Соотношение сил.
- Пропаганда времён войны.
- Подписание мирного договора 12 марта 1940г.
- Итоги войны.
Ход урока
1. История взаимоотношений двух стран. (слайд №5)
Вступительное слово учителя. Постановка вопроса.
- Как вы считаете, какое влияние оказала история на взаимоотношения двух стран, начиная с 1809 г.?
- Выскажите своё мнение на сложившуюся ситуацию.
С начала 15 века и до 1809 г. Финляндия находилась под властью шведов. В 1809 г. была отвоёвана Россией. А в 1917 г. Получила независимость. Отношения двух стран не складывались на основе дружбы. Постоянные взаимные претензии приводили к столкновениям между странами. В 1922 г. финны совершали нападения на Советскую Карелию. В 1939 г. Финляндия по секретному протоколу оказалась в сфере влияния Советского Союза, который не видел в лице Финляндии союзника. Так как в годы первой мировой войны на стороне Германии участвовал батальон набранный из финских добровольцев. А в годы русско-японской войны лидеры финских сепаратистов пытались наладить отношения с Японией. В начавшихся условиях Второй мировой войны Советский Союз решил обезопасить свои границы на северо-западе.
2. Официальные и неофициальные переговоры. (слайд №6)
По данному вопросу даётся опережающее задание. Подготовить сообщение на тему: «Предложения Бориса Ярцева в 1938 г. финской стороне».
Почему предложение Ярцева было отклонено финской стороной?
В марте 1939г. СССР официально заявил об аренде острова Гогланд на 30 лет. (слайд 7)
Работа с документом. Хрестоматия по Отечественной истории 1914 -1945 г.г. С.483-484 (см. Приложение №1)
Вопросы:
- Какие два момента Советский Союз установил в меморандуме, для того чтобы обезопасить свои границы от внешнего врага?
- Что являлось необходимыми условиями решения этой проблемы?
- Какие вопросы необходимо было решить по взаимному соглашению и в интересах обеих сторон?
3. Вооружённые провокации на границе. (слайд 8)
Назовите причины и предпосылки советско-финской войны?
26 ноября 1939 года был обстрел финской стороны пограничного советского селения севернее Майнилы.
Было убито 4 и ранено 9 красноармейцев. Финны отрицали факт провокации со стороны своих войск, и предлагали провести двухстороннее расследование.
Почему советская сторона отказалась?
Почему финны, зная тяжёлую ситуацию решились на это? Кому была выгодна данная провокация?
4. Роль Западных стран в Зимней войне. (слайд 9)
Рассказ подготовленный, заранее, о влиянии западных стран на отношения двух стран.
- В ходе осенних переговоров с СССР именно покровительство Англии, США, обещания помощи со стороны Швеции, Франции, Норвегии, Италии побудило финское правительство к неуступчивости.
- Разгром Финляндии сорвал планы англо-французов на организацию интервенции против СССР в 1939-1940 гг.
1. Давайте сделаем выводы. Какое влияние западные державы оказали на ход переговоров?
2. Чувствовала ли Финляндия поддержку со стороны Запада?
5. «Линия Маннергейма»: миф или реальность? (слайд 10)
«…русские ещё во время войны пустили в ход миф о «Линии Маннергейма». Утверждали, что наша оборона на Карельском перешейке опиралась на необыкновенно прочный и выстроенный по последнему слову техники оборонительный вал. Прорыв русских явился «подвигом, равного которому не было в истории всех войн»… Оборонительная линия, конечно, была, но её образовывали только редкие долговременные пулемётные гнёзда да два десятка выстроенных по моему предложению новых дотов, между которыми были проложены траншеи. Да, оборонительная линия существовала, но у неё отсутствовала глубина». Карл Густав Маннергейм.
Особенности линии защиты. (слайд 11)
Просмотрите видео. И ответьте на вопрос. Линия Маннергейма – это миф или реальность?
Составьте синквейн на тему: «Линия Маннергейма».
6. Подготовка к войне. Соотношение сил. (слайд 12)
Ещё один момент, правда, глупо хотеть войны, зная, что не готовы к ней. Финская армия вступала в войну плохо вооружённой — в списке ниже указано, на сколько дней войны хватало имевшихся на складах запасов: патронов для винтовок, автоматов и пулемётов на — 2,5 месяца, снарядов для миномётов, полевых пушек и гаубиц — 1 месяц, горюче-смазочных материалов — на 2 месяца, авиационного бензина — на 1 месяц
Проанализируйте данные таблицы. Ответьте на вопрос.
Как вы думаете, рассчитывала ли Финляндию на помощь со стороны?
На основании чего вы сделали эти выводы?
7. Пропаганда времён войны. (слайд 13)
- Просмотрите видеоролик и скажите, какую роль играла пропаганда в войне?
- К какому фактору можно отнести эти фотографии? (психологическому)
8. Подписание мирного договора 12 марта 1940 г. (слайд 14)
Работа с документом. (см. Приложение №2)
Проанализируйте статьи мирного договора 12 марта 1940 года. Какие выводы можно сделать?
- Работа с картой. Прочитав текст договора, покажите по карте территорию Советского Союза после войны?
- Сравните Меморандум СССР правительству Финляндии от 14 октября 1939г. и мирный договор от 12 марта 1940г. Сделайте выводы по документам.
9. Итоги войны. (слайд 15)
Перед вами таблица с итогами войны.
Какие выводы можно сделать на основании этих данных?
Основные выводы и результаты.
Влияние на ход войны оказывало огромное количество факторов. Это не только переговоры, зашедшие в тупик, влияние других держав, противостояние СССР и Финляндии, наличие секретного протокола от 23 августа 1939 года, конфликт интересов великих держав, линия «Маннергейма».
(слайд 16) Домашнее задание: Прочитайте параграф, составьте в тетради кластер на тему: «Советско-финская война 1939 - 1940 г.г.» Приготовьте развёрнутый ответ.