Цели:
- а) обучающая: изучить состав воздуха, медленное окисление;
- б) развивающая: узнать какой вред, пользу приносит медленное окисление, умение найти правильные ответы на вопросы;
- в) воспитывающая: бережное отношение к природе.
Ход урока.
Вступительное слово учителя.
Воздух… Что может быть проще. Вот он, вокруг нас! Мы дышим всегда – и когда бодрствуем, и когда спим.
Тысячелетия ученые стараются раскрыть «секреты» воздуха, который нас окружает. Простое, на первый взгляд, оказалось загадочным, полным бесчисленных тайн. Только два века назад люди узнали, из чего состоит воздух.
Найдите в учебнике на странице 60-61 ответы на следующие вопросы.
- Кем и когда были проведены опыты по изучению состава воздуха?
- Какие выводы на основании этих опытов были сделаны?
(Лавуазье, французский химик, в 1774 году доказал , что воздух состоит из кислорода (1/5 часть) и азота (4/5 части.))
Учитель. В 1784 г. английскому учёному Генри Кавендишу удалось удалить кислород и азот из воздуха, в сосуде остался небольшой объём газа (1/120 часть от первоначального объёма воздуха). В то время учёный не мог дать этому объяснения. И лишь через 100 лет этот факт стал как бы эстафетной палочкой для следующего поколения химиков. В начале 80-х годов XIX века В. Рамзай прочитал книгу о жизни Кавендиша, где был описан эксперимент. На полях была сделана пометка: ”Разобраться повнимательней.” Исследования В. Рамзая и Д. Рэлея привели к открытию аргона и других инертных газов.
Вопрос: Перечислите инертные газы. Как иначе их называют? Почему?
(Аргон, криптон, ксенон, неон, гелий. Очень долго не могли получить их соединения, поэтому назвали благородными.)
Учитель. Кроме названных компонентов в состав воздуха входит оксид углерода (IV) СО2 и пары воды.
Состав воздуха.
21% -- кислород, O2
78% -- азот, N2
0,94% -- благородные газы,
CO2, H2O
Учитель. Вопрос: Что такое горение?
(Это химическая реакция, сопровождающаяся выделением теплоты и света.)
Вопрос: Как вы думаете, отличается ли горение веществ на воздухе от горения их в кислороде?
(Да, отличается. В чистом кислороде вещество горит ярче, чем на воздухе.)
Вопрос: Каковы условия возникновения горения? Ответ найдите на стр. 62.
(1. Нагреть до температуры воспламенения;
2. доступ кислорода.)
Вопрос: Каковы условия прекращения горения?
(1. Охладить;
2. прекратить доступ кислорода.)
Приведите примеры.
Вопрос: Какой номер телефона необходимо набрать. Если у вас пожар?
(01)
«Пусть помнит каждый гражданин
Пожарный номер 01.»
(С. Маршак «Пожар.»)
Учитель. Посмотрите на рисунки.
На них изображены 3 вида реакций. Чем эти реакции отличаются друг от друга? (Скоростью.)
Примеры приводит учитель.
Горение протекает быстро, выделяется свет. Медленное окисление протекает медленно, свет не выделяется. Сходство горения и медленного окисления в том, что выделяется тепло, образуются оксиды.
Медленное окисление в некоторых случаях приносит вред (промасленные тряпки, коррозия металлов), иногда – пользу(компостные кучи, оксидная плёнка у алюминия).
Состав воздуха усреднённый. В зависимости от того, где он исследуется, в промышленном центре или в лесу. Кислород – довольно активное вещество. Он вступает во множество реакций таких как горение, гниение.
Вопрос: Как восстанавливается кислород?
(Фотосинтез.)
Лес – фабрика кислорода. Лес – лёгкие планеты, её украшение. Все леса Земного шара производят около 40 трлн. тонн кислорода. Но к зелёному богатству Земли человек бывает равнодушен. Леса вырубают, летом всё чаще мы слышим о лесных пожарах. (Сообщение ученика по вырезкам газет.)
Учитель. Использует материалы стенда «Планета заболела».
Кострище не зарастает 5-7 лет.
Сообщение ученика « Правила поведения в лесу».
Экологическая задача.
Растения суши и Мирового океана ежегодно выделяют при фотосинтезе до 320 млрд. тонн газообразного кислорода, с избытком восполняя расход этого газа в промышленности, энергетике, на транспорте. Сколько молекул выделяет земная растительность ежегодно.
Заключительное слово учителя.