Внеклассное мероприятие для учащихся 5–6-х классов "Тяжело в учении, легко в бою"

Разделы: Внеклассная работа


Цель: воспитание любви к Родине, чувства патриотизма, дружбы и товарищества, чувства коллективизма, стремления преодолевать трудности.

Подготовка:

Обучающимся дается домашнее задание:

  1. Познакомиться с биографиями русских полководцев Кутузова М.И., Суворова А.В., Жукова Г.К., Невского Александра, Донского Дмитрия.
  2. Подготовить стихотворение о России.
  3. Подготовить сообщение из истории российской армии.
  4. Название команды и девиз.
  5. Разучить песню, соответствующую тематике мероприятия.

(Приложение 1, слайд 1)

Ведущий 1: Здравствуйте, дорогие ребята и гости нашей сегодняшней встречи. Сегодня мы с вами окунемся в мир русской истории, вспомним имена великих сынов России и попробуем свои силы в воинской науке. Так уж вышло, что история России – это история воинского подвига. Ни одно другое государство в мире не вынесло за свою историю столько войн, сколько довелось пережить России. (Музыка замолкает).

Ведущий 2: Четыре мировых нашествия прокатилось по нашей земле. (Приложение 1, слайд 2) Хазары, печенеги и половцы, монгольские орды, наполеоновская армия, германский вермахт, но все они разбились о стойкость русских, исчезли в безвестности.

Ведущий 1: Россиянам свойственна любовь к родному краю, где мы все родились и выросли, любовь к своей Родине. Эта любовь испокон веку проявляется в готовности народа защищать, не жалея жизни, своё Отечество (Приложение 1, слайд 3)

Ведущий 2: В нашем календаре много памятных дней – это дань памяти тем, кто отстаивал Родину от кочевников, немцев, шведов, тем, кто защитил страну в годы Великой Отечественной войны, кто шел на смерть в Афганистане и Чечне, кто не щадил своего здоровья в Чернобыле, кто до конца оставался верен воинскому долгу. Это дни памяти людей, посвятивших свою жизнь служению Отчизне. Родина – мы говорим, волнуясь (Приложение 1, слайд 4)

Даль без края видим пред собой,
Это наше детство, наша юность,
Это все, что мы зовем судьбой.
Родина! Отечество святое!
Перелески. Рощи. Берега.
Родина! Земля отцов и дедов!
Мы влюбились в эти клевера,
Родниковой свежести отведав
С краешка звенящего ведра.
Это позабудется едва ли –
И на век останется святым...
Землю ту, что Родиной назвали,
Коль придется, сердцем защитим.

Ведущий 1: Испокон вековзащитниками были мужчины,но и женщины от них не отставали (Приложение 1, слайды 5, 6). Вместе с мужчинами они делили и горечь поражений,и радость победы.
Сегодняшняя наша встреча посвящена всем воинам, павшим на полях сражений, подарившим нам жизнь и свободу.

Российский воин бережёт
Родной страны покой и славу,
Он на посту, и наш народ
Гордится армией по праву.
Спокойно дети пусть растут
В российской солнечной отчизне –
Он сохраняет мир и труд.
Прекрасный труд во имя жизни.

Ведущий 2: Сейчас мы обратимся к страницам истории российской армии. Ребята обеих команд подготовили небольшие сообщения.

Из истории армии России

(Приложение 1, слайд 7)

1. История русской армии знает множество блестящих побед.
Однако до конца 17 века армии, как таковой в России не было. Точнее не было единой военной системы. Войско состояло из нескольких не связанных друг с другом частей – поместной дворянской конницы, стрелецкой пехоты, полков «нового строя», артиллерии и казаков.
Дворянское конное ополчение собиралось только в военное время. В стрелецкую пехоту набирались добровольцы из вольных посадских людей и сельского населения. Как и дворяне, стрельцы после походов возвращались по домам, занимались хозяйством и торговлей.

2. Более дисциплинированным были военнослужащие полков «нового строя» Эти полки, созданные в начале 17 века, имели постоянный офицерский и солдатский состав, который постоянно обучался военному делу. Особое место в вооружённых силах занимали казаки. На южных и юго-восточных окраинах страны они почти беспрерывно вели борьбу с турками и татарами, прикрывая беспокойные границы.
Такое вот наследство получил 17-летний царь Пётр, мечтавший о создании в России новых вооружённых сил.
Пётр понимал, чтобы достичь Желанного могущества страны, нужна серьёзная военная реформа.

3. С 1699 года началось создание «прямого» регулярного войска изо всех вольных людей. И через несколько месяцев были сформированы три дивизии. Благодаря усилиям первого российского императора уже в начале 18 века вооружённые силы страны заняли по своей мощи одно из ведущих мест в Европе. И с тех пор эта традиция не нарушалась.

Ведущий 2: Сегодня мы не только вспоминаем страницы воинской истории России, но и сами отправимся в боевой поход.
В нашем боевом походе участвуют 2 команды, обладающие полным боевым снаряжением, метким словом, вниманием, волей, терпением, выдержкой, юмором и смекалкой.

Ведущий 1: Перед вами не просто игровое поле, а карта нашего боевого похода (Приложение 1, слайд 8).
Чтобы пройти весь маршрут без потерь, вам нужно шаг за шагом, пункт за пунктом, проходить все этапы, нанесённые на нашу карту.
Команды, к состязаниям готовы?

Представление команд, девиз.

Капитаны команд, пожмите друг другу руки.

Ведущий 2: И какое же соревнование без строгого, но справедливого жюри, а в нашем случае – совета главнокомандующих.
Верховный главнокомандующий – директор школы Алексеева Ирина Николаевна.
Командующий личным составом – председатель совета старшеклассников Букинич Павел.
Командующий спортивными войсками – учитель физкультуры Сокольчук Любовь Николаевна.
За каждый этап состязания, жюри будет начислять баллы, максимальное количество – 5 баллов. По окончании похода совет главнокомандующих подведёт итоги и наградит команду – победителя. (Приложение 2)

Ведущий 1: (фанфары)Внимание, внимание! Начинаем состязание. Но прежде чем отправиться в поход, небольшая разминка, каждая команда должна дать как можно больше ответов на вопрос «Без чего солдат не солдат?» За каждый правильный ответ жюри ставит по 1 баллу, кроме этого, оценивается быстрота ответа. Приготовились, начали. Вопросы для первой команды…
(Приложение 3)

– Молодцы. Справились. Подведём итог 1-го задания. Слово главнокомандующему (помощники пишут баллы на доске). (Приложение 1, слайд 9).

Ведущий 2: А сейчас самое время проверить, обладают ли наши команды смекалкой, ведь в военном походе без этого качества никак не обойтись. Каждой команде даётся кроссворд и 3 минуты для отгадывания. Отгадывайте дружно, всей командой, и у вас всё получится (Приложение 1, слайд 10, Приложение 4)

Во время разгадывания кроссворда звучит музыка.

КРОССВОРД

По горизонтали:

  1. Кому принадлежат слова: "Тяжело в ученье, легко в бою"?
  2. Служит на флоте.
  3. Древнее русское оружие.
  4. Великая Отечественная ...
  5. Смотр войск.

По вертикали:

  1. Что вылетает из пистолета.
  2. Морской повар.
  3. Чем заканчивается успешная война
  4. Где прячется солдат от пуль.
  5. Военный китель или блюдо "картошка в..."

Ответы:

По горизонтали: Суворов, моряк, меч, война, парад.

По вертикали: Пуля, кок, победа, окоп, мундир.

(Приложение 1, слайд 11)

Ведущий 1: Итак, первый этап пройден. А теперь всё внимание на карту похода (Приложение 1, слайд 12).

Следующий этап называется «полководцы». Каждый солдат должен знать о великих полководцах нашей страны, которые стояли во главе российского войска в разные времена. Сейчас мы проверим, знаете ли вы этих великих людей.

Каждая команда получает список фамилий. Необходимо за 1 минуту отметить фамилии полководцев, военачальников. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл(музыка)
Пока проверяют правильность выполнения задания, послушайте о наиболее выдающихся полководцах (Приложение 1, слайды 13-17).
Итак, наши главнокомандующие подводят итоги всем прошедшим конкурсам.

Ведущий 2: Нужно двигаться дальше, но на вашем пути возникает препятствие – сложная переправа – верёвочный мост (Приложение 1, слайд 18) (помощники раскладывают веревку, берут бинокли).

Это задание по плечу нашим сильным и смелым капитанам. Ваша задача, как можно быстрее нужно пройти с биноклем по верёвке, ни разу не наступив на пол.

«Пройди с биноклем»

(На пол кладут веревку длиной в несколько метров; надо приставить к глазам бинокль широкими линзами (предметы будут отдаляться) и пройти по веревке до конца.) Проверим вашу сноровку.

Ведущий 1: Молодцы, этот этап тоже пройден. (Приложение 1, слайд 19) Мужественно совершив переход через верёвочный мост, вы добыли для своих команд шифровки из штаба.(Приложение 5)

«ШИФРОВКА» (помощники)

С помощью ключа команда должна расшифровать шифрограмму. Быстро и правильно выполненное задание оценивается в 5 баллов (Приложение 1, слайд 20).

ШИФРОВКИ (Приложение 1, слайд 21)

Для команды 1:

15 22 17 1 14 1 13 15 18 19 1 – 5 3 1 19 1 14 11 1 18 1 17 6 11 15 10 18 12 6 3 1. 3 15 3 17 14 6 15 5 9 14 19 1 14 11.

(Охрана моста – два танка за рекой слева. В овраге один танк).

Для команды 2:

25 19 1 2 3 12 6 18 20, 18 12 6 3 1 15 19 4 15 17. 15  22 17 1 14 31 30 19 5 36 16 20 25 11 9, 15 5 9 14 19 1 14 11.

(Штаб в лесу, слева от гор. Охраняют две пушки, один танк.)

1
А
2
Б
3
В
4
Г
5
Д
6
Е
7
Ж
8
3
9
И
10
Й
11
К
12
Л
13
М
14
Н
15
О
16
П
17
Р
18
С
19
Т
20
У
21
Ф
22
X
23
Ц
24
Ч
25
Ш
26
Щ
27
Ъ
28
Ь
29
Э
30
Ю

Ведущий 2: Пока наши главнокомандующие проверяют правильность выполненного задания, мы обратим внимание на нашу карту похода (Приложение 1, слайд 22). Умелый полководец перед сражением всегда давал отдохнуть своим солдатам. На привалах кто-то писал письма домой, кто-то – готовил обед, ну а мы споём песню.

Ведущий 1: Ну что ж, отдохнули, сил набрались, пора ринуться в решающий бой (Приложение 1, слайд 23). Каждой команде предстоит пройти 3 испытания.

1 – две корзины, в одной из которых лежат снаряды. Эти снаряды нужно аккуратно, передавая по цепочке переложить в другую корзину.
2 – задание на ловкость. Бросая снаряды, вы должны попасть в корзину противника.
3 – Взявшись за руки, пробежать вокруг корзины и занять свое место.

(Оценивается сила, ловкость, время испытания + количество снарядов в корзине)

Ведущий 2: Что ж наш бой окончен (Приложение 1, слайд 24). Пришло время подвести окончательный итог. Вы прошли все испытания, показали себя сильными и смелыми. Вот с такими ребятами, будущими защитниками, «не страшно пойти в разведку».Приятно узнать, что вы отлично разбираетесь в некоторых вопросах нашей истории, храните память былых поколений.

Ведущий 1: Память – это связующее звено между прошлым и будущим. Пока мы помним – мы будем жить в веках! (Приложение 1, слайд 25)

Помните!
Через века, через года, –
Помните!
О тех,
Кто уже не придет никогда.
Помните.
Не плачьте!
В горле сдержите стоны.
Памяти павших
Будьте достойны!
Вечно
Достойны!
Хлебом и песней,
мечтой и стихами,
жизнью просторной,
каждой секундой.
каждым дыханьем
будьте достойны!

Ведущий 1: А теперь слово для подведения итогов предоставляется верховному главнокомандующему Алексеевой Ирине Николаевне (Приложение 1, слайд 26, звучат фанфары).

Ведущий 2: Мы благодарим всех за участие, желаем вам успехов, здоровья и мирного неба над головой. Спасибо за внимание, до новых встреч (Приложение 1, слайд 27). Музыка