Влияние театральной деятельности на становление и развитие личности исследовали психологи, педагоги Л.С.Выготский, А.В.Луначарский, Ш.А.Амонашвили, Д.Б.Эльконин, П.Я.Гальперин. Они доказали специфику художественно-творческой деятельности ребенка в различных сферах искусства в зависимости от возрастного развития.
Подростковый возраст требует особого к себе внимания. Это ответственный период становления личности, интенсивного роста внутренних творческих сил и возможностей подрастающего человека. Противоречивость, свойственная в той или иной мере каждому возрастному этапу, в подростковом возрасте составляет самую его суть.
Повсеместно отмечаемый факт ускорения развития современных детей не только не отменяет характерных для подросткового возраста противоречий, но даже, наоборот, углубляет некоторые из них.
Увеличение потока информации, крен в сторону изучения точных наук в школе во многом содействует ускорению умственного развития современных подростков. Это ускорение подчас приобретает односторонний характер и ведет к ослаблению эмоциональной сферы ребенка. Эмоциональная сфера, как известно, теснейшим образом связана с областью нравственных и эстетических чувств. Именно неразвитость сферы чувств нередко сопутствует серьезным нарушениям подростками этических норм.
При существующих средствах массовой информации нынешний подросток многое может услышать, увидеть, узнать. Однако в силу ограниченности его реального жизненного опыта, несформированности многих моральных принципов и оценок, далеко не все воспринятое им становится фактом его сознания, приобретает личностный смысл. А без этого, как утверждают психологи, нет и истинного познания.
Возраст 11-14-ти лет – это сензитивный период для развития творческого мышления. У подростков усиливаются индивидуальные различия, связанные с развитием самостоятельного мышления, интеллектуальной активности, творческого подхода к решению задач.
Занятия театром в подростковом возрасте направлены на:
- помощь в становлении самосознания подростка.
- освоение пластических возможностей подростка (введение в театральные занятия элементов сценического движения, пантомимы, танца);
- знакомство с основами сценической речи: артикуляционные упражнения, упражнения на правильное дыхание, логику речи;
- развитие творческого мышления подростка и закрепление театральных технологических элементов в актерском мастерстве («оценка факта», «вес», «мобилизация» и т.д.);
- знакомство с драматургией как видом искусства;
- участие в эпизодических и небольших ролях студийного спектакля школы.
Постижение языка театрального искусства наиболее плодотворно в сочетании восприятия театрального спектакля со знакомством с искусством, так сказать, «изнутри», через собственное творчество. Большую роль здесь играет участие в любом виде самодеятельности.
Учащиеся, упражняясь в записи диалогов, монологов осваивают особый стиль коллективной работы перед микрофоном, а также получают возможность прослушать, оценить, исправить свою работу. В радиотеатре существуют повествовательные и описательные фрагменты, при исполнении которых школьники осваивают новую ступень художественного чтения. Этой же задаче служит работа в роли ведущего, от лица автора или героя. В работе над радиоспектаклем у подростков формируется стремление говорить красивым голосом и уметь слышать голосовые характеристики.
В классе 15 учащихся. В том числе 7 мальчиков, 8 девочек.
В 2000-09 совместно с учителем биологии Бурцевой М.В. поставили спектакль на экологическую тему «Человек и амфибия», который был посвящен охране земноводных. Тема спектакля связана с программной темой по биологии за 7 класс. При постановке спектакля воспользовались сценарием из газеты «Первое сентября. Биология» №3 2005 года, авторы Долганова Н.Н. Абрамова М.А. Для доступности учащимся сельской школы сценарий был переведен на якутский язык совместно с учащимися. В музыкальном оформлении спектакля большую помощь оказала художественный руководитель филиала Борогонской детской музыкальной школы Заровняева Наталья Павловна. Тексты песен были положены на мелодии популярных детских песен, таких как «Качели», «Крыша дома твоего» Ю.Антонова и гимна «Фабрики звезд» и т.д. В постановке спектакля внесла свой вклад артистка Соттинского народного театра имени В.П.Свинобоева, учитель математики Татаринова Роза Ивановна. В спектакле приняли участие все учащиеся восьмого класса в составе пятнадцати человек.
Совместно с родителями изготовили куклы для спектакля: лягушки озерные, голиаф, пипы, углозуб. Оформление сцены с удовольствием сделали учащиеся с родителями. Родители решили вопросы транспортировки в соседние села улуса, администрация школы любезно предоставила школьный микроавтобус для поездки в город Якутск с целью принятия участия в радиопередаче «Эрэл».
Силами учащихся проведено 8 выступлений в детских садах и школах, клубах сел Тумул, Саслыкан, Соттинцы, Дойду Мегино-Кангаласского улуса и городе Якутске.
№ | Название населенного пункта | Дата | Примечание |
1 | Тумульский наслег | 11.12.08 | |
2 | Соттинский наслег | 6.03.09 | Ведется видеозапись для участия в конкурсе «Синяя птица» |
3 | Саслыкан | 13.03.09 | |
4 | Сырдахский наслег | 14.03.09 | |
5 | Дойду Мегино-Кангаласского улуса | 04.04.09 | Лыжный десант |
6 | г.Якутск | 11.04.09 | Радиопередача «Эрэл» |
7 | г.Якутск | 05.06.09 | Передача «Тvннvк» |
8 | с. Огородтах | 15.11.09 | Видеосъемка для участия в республиканском конкурсе к 65-летию Победы в ВОВ |
9 | с Огородтах | 03.01 11 | Спектакль «Белоснежка и семь гномов» совместно с учащимися начальных классов |
10 | с. Майя Мегино-Кангаласского улуса | Участие в республиканском |
В селе Тумул приняли участие в 90-летии дополнительного образования нашего улуса, отмечены сертификатом участника.
С большой радостью встретили наших кукол на сцене воспитанники центра детского развития «Кустук» с Огордтах. Артистам надолго запомнилось выступление в клубах сел Саслыкан и Дойду. Для выступления в селе Дойду организовали лыжный десант, самыми выносливыми проявили себя Белолюбская Туяра и Васильев Алик, ведь расстояние составляет 12 километров. В стенах своего театра сняли видеоролик для участия в республиканском фестивале школьных театров «Синяя птица-2009». В апреле 2009 года съездили в город Якутск на съемки в радиопередаче «Эрэл». Потом с волнением ждали трансляцию по радио «Эрэл». В июне нас пригласили сниматься на телепередачу «Туннук».
В апреле 2009 года приняли участие в республиканском конкурсе бизнес-проектов, по результатом которого один участник был приглашен в республиканский летний лагерь «Кэскил». Николаева Люся удачно представила перед жюри проект и удостоена номинации «Актуальность» и награждена флешкой и наушником.
В ходе представлений члены кружка внесли в фонд класса одну тысячу рублей.
В связи с 65-летием Победы в Великой Отечественной войне осенью 2009 года поставили спектакль «Ойтен-сvрэхтэн арахпат»(«Остается в памяти народной»). Спектакль был снят по материалам воспоминаний Местниковой Е.К. – местной поэтессы, которая в годы войны вместе с семьей была переселена в Кобяйский улус на подкорм лошадей колхоза.
В спектакле с удовольствием приняли участие все ученики класса. Родители класса оказали посильную помощь в постановке спектакля. Так как тема спектакля была связана с военным временем нелегко было достать атрибуты того времени, много времени ушло на поиски предметов быта, одежды, якутских игрушек. Режиссер театра Николаев Эдуард Константинович, как родитель, помог соорудить камелек с подсветкой и оформить сцену для спектакля.
Ребята через себя пропустили дух военного времени. У них появилось сочувствие, чувство жалости детям военных лет. В ходе спектакля они узнали значение слов на родном языке, которые вышли из обихода, тем самым обогатили свой словарный запас.
Участие в спектакле способствовало полезному проведению досуга, дисциплинированности, умению правильно распределять время. Создавая театральный кружок в своем классе, мы смогли объединить детей, предложить общение. Совместная деятельность подростков и родителей способствовало формированию коммуникативных качеств, развитию у детей фантазии, памяти, внимания, мышления, готовности к взаимодействию. Участвуя в процессе создания спектакля, ребенок учится коллективно работать над замыслом будущего спектакля, обмениваться информацией, изготавливать персонажи, элементы декорации. Кроме этого подросток учится координировать действия, что способствует созданию общности между детьми и взрослыми, взаимодействию и их сотрудничеству. В итоге подростки получили большой социальный опыт.
В 2011году по инициативе учащихся и родителей выступили на утреннике в селе Огородтах со спектаклем «Белоснежка и семь гномов» совместно с учащимися начальных классов. В спектакле приняли участие все учащиеся класса. Костюмы изготовили родители и сами учащиеся. Спектакль получился на славу, зрители были очень довольны выступлением наших артистов. Особенно обрадовались воспитанники детских садов , ведь спектакль был музыкальный и очень веселый. В постановке спектакля помогла режиссер народного театра имени В.П.Свинобоева Е.П.Винокурова, в музыкальном оформлении помог выпускник нашей школы Ф. Габышев.
В апреле 2011 года всем классом приняли участие в республиканском фестивале театральных и кукольных коллективов в селе Майя, где стали дипломантами 1 степени. Ребята почувствовали дух театра , выступали наравне со взрослыми. Все было очень волнительно и ответственно, но все с честью выдержали.
Участие в спектакле способствовало полезному проведению досуга, дисциплинированности, умению правильно распределять время. Создавая театральный кружок в своем классе, мы смогли объединить детей, предложить общение. Совместная деятельность подростков и родителей способствовало формированию коммуникативных качеств, развитию у детей фантазии, памяти, внимания, мышления, готовности к взаимодействию. Участвуя в процессе создания спектакля, ребенок учится коллективно работать над замыслом будущего спектакля, обмениваться информацией, изготавливать персонажи, элементы декорации. Кроме этого подросток учится координировать действия, что способствует созданию общности между детьми и взрослыми, взаимодействию и их сотрудничеству. В итоге подростки получили большой социальный опыт.
Театральная деятельность способствует формированию и развитию творческого мышления, сплочению коллектива. Занимаясь в кружке, подростки удовлетворяют потребность в самовыражении, самореализации в разных видах деятельности.
Как показывают результаты микроисследования, занятия в театральном кружке способствовали улучшению взаимоотношений в классе по следующим показателям: дружелюбие, согласие, увлеченность, взаимоподдержка, теплота, сотрудничество, занимательность, успешность.
Таким образом, мы создали ситуацию успеха, что считаем одним из главных достижений в работе классного руководителя.
Спектакль имеет огромный воспитательный потенциал. Речь идет не о подготовке к профессиональной актерской карьере, но «о проверке действием» множества межличностных взаимодействий: я и товарищи, я и другой, я и родители. Дети приобрели опыт публичного выступления, научились владеть своим телом и не стесняться его.
Как отметил известный педагог Ш.А.Амонашвили «Вот оно – учение с увлечением, постижение мира человеческих отношений и характеров через игру, лицедейство, помогающее нам заселить свое уникальное духовное царство великолепным образом человеческого творения, посеять те зерна возвышенных идей, из которых вырастут потом убеждения, мировоззрение, моральные устои».
В заключение, хочется сказать, что деятельность театрального кружка располагает большими возможностями в осуществлении социально-культурного воспитания учащихся (формирование художественного вкуса, нравственных ценностей личности, основных коммуникативных навыков, способов работы в коллективе, самовоспитания, организованности и ответственности).
Театральный кружок дети посещают по желанию, обсуждают спектакли, роли распределяются с учетом индивидуальных особенностей каждого учащегося.
Выводы:
1. Разработаны программа кружка,
сценарии, проведены мини-лекции и 7
выступлений на сцене, участвовали в одном
улусном и трех республиканских конкурсах.
2. Занятия в театральном кружке развивают речь,
мимику, помогают преодолевать трудности в
общении.
3. В результате занятий в кружке классный
коллектив стал сплоченнее.
4. Получило развитие творческое сотрудничество
учащихся и родителей.
5. Создана ситуация успеха для социализации
учащихся в обществе.
Для личностного развития учащихся целесообразно в школах вводить занятия в театральных кружках.