Цели урока: уточнение представлений о понятиях “горизонт” и “линия горизонта”; поиск истины; совместная деятельность детей, родителей и учителя; учить работать со справочной литературой; обратить внимание родителей на то, что дети часто бездумно заучивают правила и определения.
Оборудование:
У учащихся и родителей – белый лист бумаги; ручки; рисунки по теме “Горизонт”; справочная литература; рассказ А.Неклюдова “Горизонт”.
У учителя – название темы, написанное на листе бумаги; на листах бумаги записанные определения к понятиям “горизонт” и “линия горизонта”; магниты, карточки с вопросами.
Учащиеся разбиваются на группы по 6 человек детей + 6 человек взрослых.
Ход урока
I. Актуализация опорных знаний.
(Горизонт (кругозор) – часть земной поверхности, которую мы видим вокруг себя на открытой местности; на ровном месте (например, на море). Линия, где небо кажется соприкасающимся с землей, называется линией горизонта).
- Сегодня на уроке мы попробуем ответить на вопрос: Можно ли хорошо выучить правило или определение, если ты его не понимаешь?
(Учитель прикрепляет карточку с темой урока на доске).
II. Работа по теме урока.
Чтение рассказа Андрея Неклюдова “Горизонт”.
- Какое определение понятия “горизонт” знает Коля? Найдите в тексте.
- Прав ли Коля? (Да) – А как считают родители?
- А что говорит о понятии “горизонт” его отец? Найдите в тексте.
- Прав Борис Семенович? (Нет) – Как думают родители?
- Почему? Может быть, отец Коли путает понятия “горизонт” и “линия горизонта”? (Да, он запутал Колю) (Высказывания родителей и детей).
- Найдите в тексте и прочитайте какое определение к понятию “горизонт” дала учительница.
- Права учительница? (Да) (Высказывания родителей и детей).
- Как Вы думаете, до конца ли понял эту тему Коля? (Нет).
- Какие слова в тексте указывают на то, что мальчик так и не смог разобраться в данной теме? (“Выходит, двор — это все-таки горизонт...”).
- Стоит ли учить правило или определение, если ты не понимаешь его смысл? (Высказывания родителей и детей).
III. Работа со словами “горизонт” и “линия горизонта”.
IV. Работа с рисунком.
Чтобы вы не забыли о чем мы говорили на уроке, давайте выполним практическую
работу (Готовые рисунки с пейзажами).
Задание. Обозначьте горизонт и линию горизонта на рисунке.
(Рисунки вывешиваем на доске. Обсуждаем. 2 выступающих от группы
(ребенок + взрослый). Ребенок выступает, взрослый помогает, если будет нужно).
V. Закрепление полученных знаний. (Индивидуальная работа).
Ответьте на вопросы письменно:
- Если тема будет вам не понятна, где вы теперь будете добывать недостающие данные?
- Будете ли вы бездумно заучивать правила или понятия?
(Обсуждение данных вопросов)