Урок внеклассного чтения "Можно ли хорошо выучить правило или определение, если ты его не понимаешь?"

Разделы: Начальная школа


Цели урока: уточнение представлений о понятиях “горизонт” и “линия горизонта”; поиск истины; совместная деятельность детей, родителей и учителя; учить работать со справочной литературой; обратить внимание родителей на то, что дети часто бездумно заучивают правила и определения.

Оборудование:

У учащихся и родителей – белый лист бумаги; ручки; рисунки по теме “Горизонт”; справочная литература; рассказ А.Неклюдова “Горизонт”.

У учителя – название темы, написанное на листе бумаги; на листах бумаги записанные определения к понятиям “горизонт” и “линия горизонта”; магниты, карточки с вопросами.

Учащиеся разбиваются на группы по 6 человек детей + 6 человек взрослых.

Ход урока

I. Актуализация опорных знаний.

  • На уроке окружающего мира мы проходили тему “Горизонт”. Напишите на листе бумаги слова “горизонт” и “линия горизонта”. Дайте определения этим понятиям (Обсуждение в группах; запись).

(Горизонт (кругозор) – часть земной поверхности, которую мы видим вокруг себя на открытой местности; на ровном месте (например, на море). Линия, где небо кажется соприкасающимся с землей, называется линией горизонта).

  • Сегодня на уроке мы попробуем ответить на вопрос: Можно ли хорошо выучить правило или определение, если ты его не понимаешь?

(Учитель прикрепляет карточку с темой урока на доске).

II. Работа по теме урока.

Чтение рассказа Андрея Неклюдова “Горизонт”.

  • Какое определение понятия “горизонт” знает Коля? Найдите в тексте.
  • Прав ли Коля? (Да) – А как считают родители?
  • А что говорит о понятии “горизонт” его отец? Найдите в тексте.
  • Прав Борис Семенович? (Нет) – Как думают родители?
  • Почему? Может быть, отец Коли путает понятия “горизонт” и “линия горизонта”? (Да, он запутал Колю) (Высказывания родителей и детей).
  • Найдите в тексте и прочитайте какое определение к понятию “горизонт” дала учительница.
  • Права учительница? (Да) (Высказывания родителей и детей).
  • Как Вы думаете, до конца ли понял эту тему Коля? (Нет).
  • Какие слова в тексте указывают на то, что мальчик так и не смог разобраться в данной теме? (“Выходит, двор — это все-таки горизонт...”).
  • Стоит ли учить правило или определение, если ты не понимаешь его смысл? (Высказывания родителей и детей).

III. Работа со словами “горизонт” и “линия горизонта”.

  • Где мы можем увидеть горизонт и линию горизонта? (На открытой местности (степь, море), на возвышенности (горы)).
  • Сможем ли мы увидеть горизонт и линию горизонта в городе или лесу? (Нет. В городе будут мешать дома, а в лесу деревья).
  • У вас на столах лежит различная справочная литература: географические словари, учебники по окружающему миру, энциклопедии. Найдите в них определения понятий “горизонт” и “линия горизонта”. (Выбор в группах самых удачных определений. Учитель прикрепляет их к доске).

IV. Работа с рисунком.

Чтобы вы не забыли о чем мы говорили на уроке, давайте выполним практическую

работу (Готовые рисунки с пейзажами).

Задание. Обозначьте горизонт и линию горизонта на рисунке.

(Рисунки вывешиваем на доске. Обсуждаем. 2 выступающих от группы

(ребенок + взрослый). Ребенок выступает, взрослый помогает, если будет нужно).

V. Закрепление полученных знаний. (Индивидуальная работа).

Ответьте на вопросы письменно:

  1. Если тема будет вам не понятна, где вы теперь будете добывать недостающие данные?
  2. Будете ли вы бездумно заучивать правила или понятия?

(Обсуждение данных вопросов)