Цель: формирование навыка чтения слогов, слов со звуком и буквой - г -
Задачи:
Познакомить учащихся со звуком и буквой - г - ,
уточнить его в собственном произношении,
дифференцировать его от сходных звуков.
Оборудование: муляжи фруктов, маски лисы, гусей, предметные картинки с предметами в названии которых есть звук "г,? образец печатной буквы.
1. Организационный момент.
(Дети становятся в круг, взявшись за руки, вместе с учителем проговаривают слова)
Прозвенел звонок,
Начинается урок.
Наши ушки на макушке
Глазки широко открыты,
Слушаем, запоминаем,
Ничего не пропускаем.
Мотивационный момент.
- Сегодня на уроке обучения грамоте я расскажу вам одну историю, которая вам поможет узнать что-то новое.
2. Артикуляционная гимнастика.
Мы повторим гласные звуки, сопровождая показом образа буквы.
Жила-была буква А-А-А
Вышла она погулять
И встретила своих друзей
Обрадовалась, широко улыбнулась И-И-И
По дороге они увидели большого жука
Удивились: О-О-О
А жук испугался, улетел
Грустно стало им У-У-У
(Я детям показываю образ буквы, они повторяют и произносят соответствующий звук, а потом проверяют меня)
3. Работа над дыханием.
(молча по картинкам)
4. Чтение по подобию.
(хором, по одиночке, в разброс)
а о у и ко-ра ба бо бу би ру-ка па по пу пи па-ра ра ро ку ки ку-би-ки
5. Введение в тему.
- Ребята, а как вы вчера провели вечер?
А вот послушайте, какая история у меня произошла (в процессе чтения стихотворения несколько учеников (по желанию) изображают героев стихотворения с заранее приготовленными атрибутами).
Гости ко мне вчера приходили,
Гостинцы вкусные мне приносили:
Груши, гранаты, гроздь винограда -
Гостинцы что надо.
Гостей всех я приняла,
Гостеприимной я была.
Горячий чай готовым был,
Гренки муж мой приносил,
Громко гитара играла у нас,
Голоса друзей звучали просто класс!
Гости устали, и я тоже впрочем.
Грустно мне стало, что вечер закончен.
Гости мои, приходите почаще
Глядеть мне на вас огромное счастье!
- Ребята, что особенного вы услышали в моём рассказе?
Итак, тема нашего урока "Звук и буква - г - ?
Вы внимательно слушали мой рассказ?
Какие слова начинаются со звука - г - ?
(гости, гостинцы, груши, гроздь, гренки, гитара, гранат, горячий, грустно, глядеть)
А какие вы ещё знаете слова со звуком - г - ? (дети перечисляют) Фамилия Гладков, Громов.
А вот отгадав загадки, вы узнаете ещё несколько слов.
Новости и события
На больших листах
Что и где произошло
И в каких местах.
Программу можешь там найти
Как зовутся те листы? (газета)Меж деревьев качаюсь
И природой наслаждаюсь
В сетке длинной и большой
Отдыхаю я душой. (гамак)Длинный и железный
В хозяйстве он полезный.
Его по шляпке бьют,
Бедняге спуска не дают. (гвоздь)
Давайте хором проговорим звук - г - . Можно ли его пропеть? Значит, какой он? Подумайте, звук - г - звонкий или глухой?
Дети, одно из слов, которое вы назвали - гусь, а какие звуки издаёт эта птица? (га-га-га) Чтобы лучше научится произносить звук - г - поиграем в подвижную игру "Гуси и лиса" (вывешивается картинка на доску)
Играя, будем говорить такие слова чётко:
Гусь, гусыня и гусята
Важно топают куда-то
Га-га-га
Га-га-га (громко)
Ребята, а могут гуси кого-нибудь бояться ?
Кого? А как вы думаете, если гуси встретят лису и захотят её обхитрить, как они будут гоготать?
Гусь, гусыня и гусята
Важно топают куда-то
Га-га-га
Га-га-га
Впереди из-за куста
Появилася лиса
Вы лисицу обхитрите
Тихо-тихо гогочите
Га-га-га (тихо)
Понравилось играть? А что мы в этой игре тренировались делать?
Научились произносить звук - г - А какой буквой мы его обозначим? Вот как выглядит буква - г - На что она похожа?
И подобно кочерге
Горбит спину буква Г (хором)
Найдите в алфавите букву, какая она по счёту? Рассмотрите и скажите сколько понадобится элементов, чтобы напечатать букву - г - Выложите её из палочек. А теперь идём к доске и учимся её печатать (тренируемся)
А теперь читаем слоги с буквой - г -
(хором, вразброс) га-го-гу-ги
Ребята, а хотели бы ещё больше слов узнать с буквой -г - ? В этом нам поможет игра "Собери картинку из осколков"
Назовите, что изображено у каждого и на доске подберите соответствующее слово, отметьте его и прочитайте.
Хором читаем:
- Го-лу-би
- ГРУ-ша
- Гу-си
- Гу-бы
- Гла-за
- Грач
- Ги-та-ра
- Го-ры
Научились печатать букву, читать с ней слова. А вот слышать научились звук - г - ?
6. Закрепление.
Игра "Будь внимателен" (называю слова, если слышите звук - г - хлопните в ладошки, если нет - сидите тихо)
Голуби, куропатки, гараж, Греция, вода, кочерга, газета.
7. Итог урока.
Итак, чему мы сегодня научились на уроке? Что узнали? Что понравилось на уроке?
8. Домашнее задание: Все дети получают четверостишие, которое надо выучить наизусть, чётко произнося звук -г - в словах.