Обучение грамоте в 1-м классе

Разделы: Начальная школа


Цель: формирование навыка чтения слогов, слов со звуком и буквой - г -

Задачи:

  • Познакомить учащихся со звуком и буквой - г - , уточнить его в собственном произношении, дифференцировать его от сходных звуков.
  • Развивать фонематический слух через выделение первого звука в словах, речь через прослушивание стихотворения и выделение, проговаривание новых слов со звуком - г - , игру "Гуси и лиса"
  • Воспитывать социально значимые компетенции через разыгрывание жизненной ситуации.
  • Формировать навык адекватной самооценки через оценивание работы на каждом этапе урока.

Оборудование: муляжи фруктов, маски лисы, гусей, предметные картинки с предметами в названии которых есть звук "г,? образец печатной буквы.

1. Организационный момент.

(Дети становятся в круг, взявшись за руки, вместе с учителем проговаривают слова)

Прозвенел звонок,
Начинается урок.
Наши ушки на макушке
Глазки широко открыты,
Слушаем, запоминаем,
Ничего не пропускаем.

Мотивационный момент.

- Сегодня на уроке обучения грамоте я расскажу вам одну историю, которая вам поможет узнать что-то новое.

2. Артикуляционная гимнастика.

Мы повторим гласные звуки, сопровождая показом образа буквы.

Жила-была буква А-А-А
Вышла она погулять
И встретила своих друзей
Обрадовалась, широко улыбнулась И-И-И
По дороге они увидели большого жука
Удивились: О-О-О
А жук испугался, улетел
Грустно стало им У-У-У

(Я детям показываю образ буквы, они повторяют и произносят соответствующий звук, а потом проверяют меня)

3. Работа над дыханием.

(молча по картинкам)

4. Чтение по подобию.

(хором, по одиночке, в разброс)

а о у и ко-ра
ба бо бу би ру-ка
па по пу пи па-ра
ра ро ку ки ку-би-ки

5. Введение в тему.

- Ребята, а как вы вчера провели вечер?

А вот послушайте, какая история у меня произошла (в процессе чтения стихотворения несколько учеников (по желанию) изображают героев стихотворения с заранее приготовленными атрибутами).

Гости ко мне вчера приходили,
Гостинцы вкусные мне приносили:
Груши, гранаты, гроздь винограда -
Гостинцы что надо.
Гостей всех я приняла,
Гостеприимной я была.
Горячий чай готовым был,
Гренки муж мой приносил,
Громко гитара играла у нас,
Голоса друзей звучали просто класс!
Гости устали, и я тоже впрочем.
Грустно мне стало, что вечер закончен.
Гости мои, приходите почаще
Глядеть мне на вас огромное счастье!

- Ребята, что особенного вы услышали в моём рассказе?

Итак, тема нашего урока "Звук и буква - г - ?

Вы внимательно слушали мой рассказ?

Какие слова начинаются со звука - г - ?

(гости, гостинцы, груши, гроздь, гренки, гитара, гранат, горячий, грустно, глядеть)

А какие вы ещё знаете слова со звуком - г - ? (дети перечисляют) Фамилия Гладков, Громов.

А вот отгадав загадки, вы узнаете ещё несколько слов.

Новости и события
На больших листах
Что и где произошло
И в каких местах.
Программу можешь там найти
Как зовутся те листы? (газета)

Меж деревьев качаюсь
И природой наслаждаюсь
В сетке длинной и большой
Отдыхаю я душой. (гамак)

Длинный и железный
В хозяйстве он полезный.
Его по шляпке бьют,
Бедняге спуска не дают. (гвоздь)

Давайте хором проговорим звук - г - . Можно ли его пропеть? Значит, какой он? Подумайте, звук - г - звонкий или глухой?

Дети, одно из слов, которое вы назвали - гусь, а какие звуки издаёт эта птица? (га-га-га) Чтобы лучше научится произносить звук - г - поиграем в подвижную игру "Гуси и лиса" (вывешивается картинка на доску)

Играя, будем говорить такие слова чётко:

Гусь, гусыня и гусята
Важно топают куда-то
Га-га-га
Га-га-га (громко)

Ребята, а могут гуси кого-нибудь бояться ?

Кого? А как вы думаете, если гуси встретят лису и захотят её обхитрить, как они будут гоготать?

Гусь, гусыня и гусята
Важно топают куда-то
Га-га-га
Га-га-га
Впереди из-за куста
Появилася лиса
Вы лисицу обхитрите
Тихо-тихо гогочите
Га-га-га (тихо)

Понравилось играть? А что мы в этой игре тренировались делать?

Научились произносить звук - г - А какой буквой мы его обозначим? Вот как выглядит буква - г - На что она похожа?

И подобно кочерге
Горбит спину буква Г (хором)

Найдите в алфавите букву, какая она по счёту? Рассмотрите и скажите сколько понадобится элементов, чтобы напечатать букву - г - Выложите её из палочек. А теперь идём к доске и учимся её печатать (тренируемся)

А теперь читаем слоги с буквой - г -

(хором, вразброс) га-го-гу-ги

Ребята, а хотели бы ещё больше слов узнать с буквой -г - ? В этом нам поможет игра "Собери картинку из осколков"

Назовите, что изображено у каждого и на доске подберите соответствующее слово, отметьте его и прочитайте.

Хором читаем:

  • Го-лу-би
  • ГРУ-ша
  • Гу-си
  • Гу-бы
  • Гла-за
  • Грач
  • Ги-та-ра
  • Го-ры

Научились печатать букву, читать с ней слова. А вот слышать научились звук - г - ?

6. Закрепление.

Игра "Будь внимателен" (называю слова, если слышите звук - г - хлопните в ладошки, если нет - сидите тихо)

Голуби, куропатки, гараж, Греция, вода, кочерга, газета.

7. Итог урока.

Итак, чему мы сегодня научились на уроке? Что узнали? Что понравилось на уроке?

8. Домашнее задание: Все дети получают четверостишие, которое надо выучить наизусть, чётко произнося звук -г - в словах.