Цель урока: познакомить детей с творчеством великого русского живописца В.В.Верещагина.
Тип урока: комбинированный .
Задачи:
- сформировать представление о цикле картин, посвященных событиям Отечественной воины 1812.
- дать основные сведения о содержании наиболее известных полотен.
- воспитание патриотического чувства.
Оборудование: мультимедийный проектор, презентация «Отечественная война 1812 года в произведениях В.В.Верещагина», компьютер.
Ход урока
На экране картина «Апофеоз войны».
- (слайд №1)
Учитель:
Картина "Апофеоз войны" на фоне разрушенного войной города и обугленных деревьев - пирамида из человеческих черепов. Все вы видели эту картину, а кто знает художника, который ее создал? Кто хочет ответить?
Дети: Верещагин
Учитель: Это замечательный русский художник Василий Васильевич Верещагин, он внес в батальную живопись смелую суровую правду, какой до него в этом жанре не знало русское искусство. Героями своих картин он сделал солдат, простых русских людей. Его картины не понимали. Произведения Верещагина запрещали выставлять и воспроизводить в книгах, газетах и журналах. В течение тридцати лет царское правительство не приобрело ни одной картины ставшего всемирно известным художника.
Родился он в 1842 г. в семье помещика в г. Череповце и на протяжение всего детства он видел несправедливое отношение к крепостным: отдачу в солдаты, порку, насильственную женитьбу. Все это зародило в его душе горячую ненависть к крепостничеству.
В раннем детстве у Васи появилась любовь к рисованию, он срисовывал узоры с платка няни, литографии на стенах дома и, выучившись на морского офицера, решил посвятить себя искусству. В 1860 году он поступил, а Петербургскую Академию Художеств, но разочарованный в классическом, оторванном от жизни искусстве, сжег свои картины и покинул Академию.
Он был на Кавказе, во Франции, в Средней Азии, в Индии и везде жадно зарисовывал лица, нравы, обычаи, одежду, оружие. Более всего трогали его сердце темные, забитые, угнетенные, бесправные. Взгляните на следующий слайд.
- (слайд №2 «продажа ребенка невольника»)
Что вы видите на картине? Какие чувства вызывает у вас сюжет?
Дети: раньше простые люди были бесправны, все решали богатые.
Всего у художника 9 серий картин, посвященных различным темам. Война 1812 - одна из них.
В этой серии показана величественная, полная патриотизма эпопея о героизме русских людей, беззаветно преданных родине. Наполеон представлен не как божество, а как тиран и убийца, бросивший на смерть свою армию.
- (слайд №3 «Перед Москвой в ожидании депутации бояр»)
каким вы видите здесь Наполеона?
Дети: уверенным, спокоиным, самоуверенным, уверен в победе
- (слад №4 «В покоренной Москве»)
Уверенные в правоте, солдаты Наполеона приговорили к смерти безоружных, оборванных, беззащитных горожан. Посмотрите. Разве среди оборванных безоружных людей кто то угрожает сильной армии французов?
в картине «Не замай-дай подойти»
- (слайд №5)
Верещагин показал партизан, готовящихся к нападению, старый партизан благоразумно сдерживает своих подчиненных «не замай» - значит, не спугни. Снег свешивается тяжелыми лапами, окружая партизан и хорошо скрывая их от глаз врага.
- (слайд №6 « С оружием в руках - расстрелять»)
Художник рисует группу пленных партизан, это, как и в первом случае, обычные крестьяне, старые люди и вряд ли чем - то могут навредить армии Наполеона, Участь их решена, но никто не склонил головы.
Сохранились сведения, что Наполеон не поощрял вандализм и грабежи, но следующая картина показывает нам совсем иные действия солдат. Русская святыня превращена в конюшню, по храму гуляют лошади, а солдаты воруют ценности. Вандализм — эпитет, получивший право гражданства с тех пор, как северные варвары, вандалы, опустошили Рим, блестяще показывает до какой степени время бессильно над грубыми инстинктами человека. Между разграблением Рима вандалами и разорением Москвы французами прошло 14 столетий, и что же?
- (слайд№7«В Успенском соборе»)
Что вы видите на картине?
Дети: солдаты грабят церковь.
Что же дал Наполеону долгожданный марш бросок в Москву?
Зарево пожаров было таким сильным, что сгорело 80% зданий. Осажденный император так и не получил желаемого - мольбы о пощаде. Верещагин представил, как император мог пробираться сквозь полыхающую столицу, возможно художник применил преувеличение, сильно приблизив персонажей, добился максимального воздеиствия.
- (слайд №8 «В кремле пожар»)
- (слайд№9 «Из осажденной Москвы»)
- (слайд №10 « На большой дороге. Отступление, бегство») Мы видим Наполеона со своим штабом, отступающим из России. Вдоль дороги лежат запорошенные снегом мертвые солдаты, орудия, зарядные ящики, повозки.
А природа вся лучится, улыбается, олицетворяя радость родины по случаю изгнания наполеоновской нечисти. Стремясь создать образ ликующей, сверкающей от солнца природы, художник прибегает к игре сложных синих, розовых, зеленых рефлексов, лежащих на снегу. Словно победный марш, цвета эти передают цветовое богатство пейзажа, его торжественное звучание! Много ли мы знаем подобных сюжетов в истории мирового искусства?
Дети: нет.
Учитель: Верещагин изучал огромное количество литературы об Отечественной войне 1812 г, совершил поездки на Бородинское поле.
Самодержавное правительство осталось недовольно циклом картин Верещагина, 20 полотен были приобретены у художника после длительных проволочек и издевательств. В 1879 году Верещагин писал Стасову: "..сюжеты не могут нравиться таким высокопоставленным лицам, как его высочество, а... изменять или исправлять их я не намерен".[1]
Композиции предельно выразительны, цветовая гамма и выявление цветом главного, все подчинено одному - достижению максимального воздействия на зрителя.
- (слайд №1«Апофеоз войны»!)
Не случайно в начале урока я показала вам слайд картину «Апофеоз воины», все художники мира, изображающие войну, призывают нас, чтобы подобное никогда не повторилось.
А теперь попробуем угадать, из каких картин эти фрагменты:
- (слайд № 11фрагменты)
Дети пробуют угадать, делятся впечатлениями.
Список использованных ресурсов:
Книги:
- Е.В.Завадская «В.В.Верещагин» Изд. Искусство 1986год.
- А.К.Лебедев «В.В.Верещагин» Изд. Искусство 1968год
Сайты:
- www.hrono .ru
- http://www.museum.ru/1812/
- http://www.rulex.ru/
Ссылки: [1] из переписки В.В.Верещагина и В.Стасова