Программа "Будь здоров, сибирячок!"

Разделы: Работа с дошкольниками


I. Паспорт программы

Название программы: "Будь здоров, сибирячек!""

Нормативно-правовая база программы:

- Конвенция о правах ребёнка;

- Конституция РФ, ст. 38, 41, 42, 43;

- Закон РФ "Об образовании" (Принят 10 июля 1992 года № 3266-1 в ред. от 27.12.2009 № 374-ФЗ);

- ФЗ "Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ" от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ (с изменениями от 20 июля 2000 г.);

- "Типовое положениео дошкольном образовательном учреждении"

(утв. Постановлением Правительства РФ от 12 сентября 2008 г. № 666);

- "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений. СанПиН 2.4.1.1249-03" (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 25.03.2003 г.);

- Устав МБДОУ № 9.

Сроки реализации программы: 2011-2014 годы

Руководители:

- Федоренко О.Л. - заведующая МБДОУ № 9,

- Обухович З.В. - старший воспитатель.

Участники реализации данной программы:

- администрация ДОУ (заведующая, старший воспитатель);

- медсестра ДОУ;

- психолог;

- инструктор по физическому воспитанию;

- рабочая группа,  состоящая из воспитателей,  имеющих высшую и первую квалификационную категорию;

- воспитатели;

- педагог дополнительного образования детей.

II. Пояснительная записка

В современных условиях проблема сохранения здоровья детей чрезвычайно важна в связи с резким снижением процента практически здоровых детей, увеличением числа имеющих хронические заболевания, неврозы. Причины такого положения - нарушение экологии, общее состояние социальной среды, развитие информационных технологий.Дети часами сидят за компьютером дома, много времени проводят возле телевизора. Ухудшается зрение, дети жалуются на головные боли, усталость. Статичность позы приводит к заболеваниям опорно-двигательного аппарата.Многие дети увлечены компьютерными играми, пропагандирующими насилие, жестокость. Эти игры травмируют психику ребенка.

В МБДОУ № 9 функционирует 13 групп. Из них 2 группы оздоровительной направленности. В них воспитываются дети с ограниченными возможностями здоровья (дети с туберкулёзной интоксикацией). Важнейшей задачей дошкольного учреждения является сохранение и укрепление здоровья детей. Увеличение числа детей в ДОУ с различными отклонениями в состоянии здоровья делает эту задачу приоритетной,требует совместных усилий и координации деятельности педагогов, медицинского работника, психолога, родителей.

Медсестра, педагоги ДОУ провели мониторинг состояния здоровья воспитанников, выявили основные группы заболеваний: ОРВИ в 2009г. - 53%, в 2010г. - 72%; острый фарингит в 2009г. - 5%, в 2010г. -18%. Это послужило основанием дляразработки системы оздоровительной работы в ДОУ.

Целеполагание: Целью данной программы является создание оптимальных условий для сохранения и укрепления здоровья (физического, психического, духовного) детей, оздоровление воспитанников, формирование у дошкольников положительного отношения к здоровому образу жизни.

Задачи:

  • Создать оптимальные условия для роста и развития ребёнка.
  • Снизить уровень заболеваемости.
  • Сформировать представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах.
  • Сформировать представление о рациональной организации режима дня, занятий и отдыха, двигательной активности.
  • Дать представление о влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье, в том числе получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач.
  • Обучить элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации).
  • Сформировать представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни.
  • Привлечь родителей к закреплению навыков здорового образа жизни.

Ожидаемые результаты:

  • Создана комфортная здоровьесберегающая среда в ДОУ.
  • Качественно улучшится физическое состояние, развитие и здоровье ребёнка.
  • Сформируется осознанное отношение к своему здоровью и здоровому образу жизни у детей и родителей.
  • Повысится уровень санитарно-гигиенической культуры у детей и родителей.
  • Снизится уровень заболеваемости.

Принципы и подходы к формированию программы:

  • Учет возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников.
  • Принцип научности. Подкрепление всех мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно обоснованными и практически апробированными методиками.
  • Принцип комплексности и интегративности. Решение оздоровительных задач в системе всего учебно-воспитательного процесса.
  • Принцип активности, сознательности. Участие всего коллектива в поиске новых эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению детей.
  • Создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессобразующих факторов учебно-воспитательного процесса. Атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка, создание для каждого ситуации успеха необходимы не только для познавательного развития детей, но и для их нормального психофизиологического состояния.
  • Рациональная организация двигательной активности. Сочетание методик оздоровления и воспитания позволяет добиться быстрой и стойкой адаптации ребенка к условиям ДОУ.
  • Обеспечение адекватного восстановления сил. Смена видов деятельности, регулярное чередование периодов напряженной активной работы и расслабления, произвольной и эмоциональной активации необходимы для предотвращения переутомления детей.

III. Система оздоровительной работы

№ п/п Форма работы. Направление Периодичность выполнения Ответственные Сроки
1. Оптимизация режима
  Организация жизни детей в адаптационный период, создание комфортного режима Ежедневно Воспитатели,психолог,медсестра В течение года
  Определение оптимальной нагрузки на ребёнка с учётом возрастных и индивидуальных особенностей - Психолог, медсестра В течение года
  Организация вторых завтраков (соки или фрукты) Ежедневно Мл.воспитатели, воспитатели В течение года
2. Организация двигательного режима
  Физкультурные занятия 3 раза в неделю Инструктор по физ. воспитанию В течение года
  Утренняя гимнастика, гимнастика после дневного сна Ежедневно Воспитатели, контроль медсестры В течение года
  Прогулки с включением подвижных игр, игровых упражнений Ежедневно Воспитатели В течение года
  Музыкально-ритмические занятия 2 раза в неделю Музыкальный руководитель, педагог доп. образования, воспитатели В течение года
  Спортивные праздники, досуги, спортивные игры, походы, экскурсии - Инструктор по физ. воспитанию, воспитатели В течение года
  Здоровьесберегающие занятия 1 раз в месяц Воспитатели В течение года
  Гимнастика для глаз Во время занятий, на физ. минутках Воспитатели В течение года
  Пальчиковая гимнастика 3, 4 раза в день Воспитатели, логопед В течение года
  Музыкальные праздники 1 раз в квартал Музыкальный руководитель, педагог доп. образования, воспитатели В течение года
  Оздоровительный бег Ежедневно Воспитатели С апреля по октябрь на улице, с ноября по март в помещении
3. Охрана психического здоровья
  Использование приёмов релаксации: минуты тишины, муз.паузы Несколько раз в день Воспитатели, психолог В течение года
  Использование приёмов сказкотерапии, смехотерапии Ежедневно Воспитатели В течение года
4. Лечебно-оздоровительная работа, профилактика заболеваемости
  Проветривание помещений 3 раза в день Воспитатели, контрольмедсестры В течение года
  Дыхательная гимнастика 3 раза в день: во время утренней зарядки, на прогулке, после сна Воспитатели, контроль медсестры В течение года
  Постоянный контроль осанки Ежедневно, во время занятий Воспитатели В течение года
  Подбор мебели в соответствии с ростом детей 2 раза в год Медсестра, воспитатели Август, январь
  Витаминотерапия, "Ревит", поливитамины По 1 разу в течение 10 дней Медсестра Декабрь, февраль
  Витаминизация третьего блюда Ежедневно Медсестра В течение года
  Вакцинация против гриппа по согласию родителей 1 раз в год Врач, медсестра В октябре
  Кварцевание В неблагоприятные периоды (осень-весна) возникновения инфекции Медсестра, воспитатели В течение года
5. Оздоровление фитонцидами
  Употребление свежего чеснока и лука Неблагоприятные периоды, эпидемии, инфекционные заболевания Медсестра,мл.воспит. С октября по апрель
  Чесночно-луковая ароматерапия Неблагоприятные периоды, эпидемии, инфекционные заболевания Медсестра,мл.воспит. С октября по апрель
6. Закаливание, с учётом состояния здоровья ребёнка
  Воздушное закаливание (облегчённая одежда, одежда соответствует сезону года) Ежедневно Воспитатели В течение года
  Прогулки на воздухе Ежедневно Воспитатели В течение года
  Ходьба босиком по траве Ежедневно Воспитатели Июнь- август
  Ходьба босиком по "дорожке здоровья" Ежедневно, после дневного сна Воспитатели В течение года
  Водное закаливание (игры с водой) Во время прогулки в летний период, во время занятий Воспитатели В течение года
  Полоскание горла и рта кипячёной, охлаждённой водой после еды После каждого приёма пищи Воспитатели, мл.воспитатели В течение года
7. Мониторинг
  Определение уровня физического развития.

Определение уровня физической подготовленности детей

2 раза в год Медсестра, инструктор по физической культуре, воспитатели Сентябрь и май
  Диспансеризация

Осмотр детей врачами, специалистами в возрастных группах

По плану поликлиники Специалисты детской

поликлиники, медсестра, врач

1 раз в год
  Организация диспансерного наблюдения за детьми в санаторных группах По назначению врача Медсестра В течение года
8. Консультативно-информационная работа с родителями
  Активное участие родителей в физкультурно-оздоровительной работе ДОУ по мероприятиям годового плана - Воспитатели В течение года
  Анкетирование родителей - Инструктор по физ.воспитанию, медсестра, воспитатели Сентябрь, май
  Информирование родителей о характере и объёме планируемых в течение года оздоровительных процедур - Медсестра, воспитатели В течение года
  Получение письменного согласия родителей на проведение оздоровительных процедур По мере необходимости Воспитатели, медсестра В течение года
  Консультации, лекции, родительские собрания по вопросам ЗОЖ для родителей 1 раз в квартал Воспитатели, медсестра 1 раз в квартал
  Информация для родителей по результатам мед.осмотра детей По мере необходимости Воспитатели, медсестра В течение года
  Оформление в групповых помещениях стендов, включающих информацию по оздоровительным методикам 1 раз в квартал Воспитатели, медсестра В течение года