Владение современными педагогическими технологиями и новыми методиками - это составляющая методической культуры учителя. Внедрение новых технологий в учебный процесс меняет позицию и привычные установки не только школьника, но и самого педагога. Не случайно еще Н.В. Гоголь говорил: «Уча других, также учишься».
В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Современный учитель, задумываясь о качестве образования, не может замыкаться только на своём предмете. Ведь качество образования содержит в себе все стороны образовательного процесса, начиная от санитарно-гигиенических условий пребывания детей в школе, заканчивая достижениями воспитанников в знаниях умениях и навыках.
Я работаю над проблемой «Совершенствование учебно-воспитательного процесса через активизацию познавательной деятельности учащихся на уроках технологии».
В практической деятельности большое внимание уделяю внедрению и усовершенствованию современных образовательных технологий новых методик:
- модульная технология;
- технология проектного обучения;
- технология внутриклассной дифференциации;
- технология проблемного обучения;
- здоровьесберегающие технологии;
- технология дидактической игры;
- технология сотрудничества;
- перспективно-опережающее обучение с использованием опорных схем;
- культуровоспитывающие технологии;
- компьютерные (новые информационные) технологии обучения;
- технология свободного труда;
- технология мастерских;
- технология саморазвития;
- технология развивающего обучения;
- личностно-ориентированное развивающее обучение.
На моих уроках применяю технологию сотрудничества - это совместная работа равных, т.е. уроки по темам: «Интерьер», «Гигиена девушек», «Косметика», девочки готовят самостоятельно или группами, в виде: реклам, мастер-классов школьных причёсок, составляют материал о разновидностях домашних цветов, об уходе за ними, размещениях их в квартирах.
В 6 классах практическая работа по изготовлению эскизов штор учащиеся делают обоснование из каких тканей изготавливали шторы, для каких комнат они предназначены.
Технология индивидуального обучения и сотрудничества едины.
Уроки по технологии индивидуального обучения оцениваю по следующим критериям: время активной работы учеников на уроке, эффективность работы каждого ученика, количественное выражение результатов его труда, т.е. сколько раз отвечал устно и каково качество этой работы, отсутствие каких - либо замечаний ученику со стороны учителя.
Самостоятельная работа - средство активизации учебной деятельности школьников. Одна из моих задач состоит в том, чтобы в процессе трудового обучения постепенно вырабатывать у школьников умение самостоятельно добывать знания, оценивать их и применять на практике, усваивать алгоритм действий. Такой подход позволяет мне целенаправленно формировать у учащихся не только исполнительскую, практическую, но и познавательную самостоятельность, процесс их труда становится осмысленным, интеллектуально насыщенным, приносит девочкам радость. Самостоятельно работающий ученик открывает не только двери любой науки, но и с уверенностью будет преодолевать трудности жизни.
Одним из методов моей работы, являются уроки взаимообучения. На этих уроках мы повторяем с учащимися технику безопасности. В 5 и 6 классах учащиеся пишут сочинения, сказки о не соблюдениях ТБ к чему это может привести (Технология дидактической игры), чистота и порядок на рабочем месте – важное условие успешности работы (Технология мастерских; Технология свободного труда).
В наше время, когда в обществе многие привычные для нас вещи теряют свои ценности. Уроки эстетического цикла должны создавать условия для формирования и развития культуры. Поэтому построение моих уроков основывается на положительных эмоциях, стремлению выразить собственное “Я”. Культуровоспитывающие технологии я стараюсь применять на каждом уроке, но в основном это цикл уроков об этикете.
Проникновение современных технологий в образовательную практику, открывает новые возможности. В этом случае, стараюсь применять информационно-компьютерные технологии. Преимущества таких технологий по сравнению с традиционными довольны многообразны. Красочные изображения художественных обработок материалов и сопровождение их текстовой информацией, музыкальными произведениями оказывает эмоциональное воздействие, развивает художественный вкус детей. Большая помощь компьютера при проверках знаний, быстрое выполнение диагностик, составление презентаций и создание проектов, слайд-шоу и мультимедиа презентации по творчеству: технологий работы с тканями, работы по разным видам вышивок, множество технологий выполнения вязания. А также тесты-опросники по различным темам, как в электронном, так и традиционном (бумажном) виде.
Всё это на уроках использую как при индивидуальной работе с детьми, так и при работе с целым классом. Я работаю с ноутбуком, но планирую освоить работу с проекционном экраном.
Использование ИКТ позволяет существенно повысить интерес детей их активность, а следовательно и улучшить качество знаний учеников.
В своей педагогической практике использую множество педагогических технологий. Любой урок включает в себя несколько технологий, в настоящие время этот процесс называется интеграцией.
В классах учатся дети с разными интеллектуальными, психофизическими и социальными возможностями. Поэтому я стремлюсь открыть мотивацию каждого ученика. Межпредметные связи помогают мне в этом. Например, черчением мы начинаем заниматься в 5 классах, изучаем физических химических свойств тканей, исторических справок об одежде, продуктах, моде. Влияние экологических факторов на человека, экономические расчёты – мы рассматриваем в 9 классах.
Исследовательская работа является огромным творческим потенциалом, например, основываясь на интеграции урока «технология» с литературой по темам моделирование, художественная обработка материалов, вязание вышивка, учащиеся исследуют народное творчество, национальные мотивы и традиции. Творчество и культура всегда благоприятно влияют на духовно нравственное развитие личности.
Я пытаюсь шире охватить эту тематику: при защите проектов учащиеся, рекламируя свои изделия, пишут стихи. Сочиняют сценарии праздников, частушки, разрабатывают кроссворды.
Метод проектов позволяет развивать у девочек творческие способности, стремление самому созидать, осознавать себя творцом при работе с «непослушными инструментами, неподатливыми материалами, сложными конструкциями».
Само понятие «проект» заимствовано из латинского языка и имеет в буквальном переводе яркую смысловую окраску «брошенный вперед».
Определяя тему проекта, учащиеся формируют мотивацию в приобретении новых знаний.
В поисковом, исследовательском этапе собирают информацию из журналов, газет, книг, в сети Интернет. Полученная информация позволяет из множества идей путём анализа выбрать оптимальную. Технологический этап включает в себя планирование, составление документации, организацию и соблюдение техники безопасности. Этот этап является центральным, связанный с продуктивной деятельностью. Заключительный этап включает в себя оформление, презентацию работы, оценивание. Иногда меня беспокоит угасание у детей познавательной активности в той или иной деятельности, в этом случае мне помогает результативный метод стимулирования деятельности - соревнование.
К современным технологиям также относится технология здоровьесбережение.
Здоровье – это состояние полного физического, духовного и нравственного благополучия. Работая по принципу здоровьесбережение, применяю методы:
- комфортное начало и окончание урока,
- использование положительных установок «У меня все получится», «Я справлюсь»;
- умение настроить себя на положительную волну: «Улыбнись самому себе»;
- проведение на уроке разнообразных валеологических пауз;
- дыхательной гимнастики, самомассажа, направленных на поддержание у учащегося высокого уровня работоспособности и повышения стрессоустойчивости.
Объяснение нового материала с опорой на опыт учащегося, как это предлагается в технологии личностно ориентированного обучения.
В результате использования этого метода девочки учатся обращаться к своему личному опыту, предъявлять свою собственную позицию, ищут свои оригинальные способы деятельности.
Упорядочение системы домашних заданий, их дозировка, выбор, творческий характер. Эти методы помогают ребенку осознать, что у него, как и у любого человека, всегда есть право выбора. Объем домашних заданий и степень их сложности соизмеряются с возможностями каждого ученика. Каждый здоровьесберегающий урок должен обязательно включать работу с телом, душой и разумом детей и учителя. Очень важно постоянно, шаг за шагом, прививать детям мысль, что они сами творцы своего здоровья.
В этом учебном году я провела открытый урок в 5 классе, который был посвящен физиологии питания. Учащиеся 8 и 7 классов провели: мероприятия о соблюдение чистоты в начальных классах, здоровом образе жизни в 5-х классах.
Каждый урок дети осознают, что и как они делали на уроке, что им помогало и что могут использовать впоследствии в жизни.
В конце моего сообщения я хочу сказать, что общеобразовательная школа должна формировать целую систему универсальных знаний, умений, навыков. Именно, такие знания расширяют представления о жизни, быте, традициях наших предков, позволяют применять их в современной жизни.