Цели:
- Формировать навыки правописания окончаний глаголов 2 лица единственного числа.
- Учить систематизировать и обобщать знания.
- Воспитывать интерес к языку; корригировать внимание и память.
Оборудование: Герб города Мытищи (иллюстрация); карточки с текстом; рабочие тетради по русскому языку «Глагол» Н.Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская Просвещение 2004 г.
Ход урока
I. Оргмомент.
– Сядьте ровно. Молодцы, все готовы к уроку. Посмотрите на меня, улыбнитесь. Настроение хорошее. Постарайтесь быть активными и внимательными.
II. Речевая зарядка.
– Какую часть речи мы изучаем?
– Что обозначает глагол?
– На какие вопросы отвечает?
– Дайте полное определение этой части речи.
– Приведите все по 1 примеру.
– Как изменяется глагол (по лицам, числам временам родам)
III. Проверка домашнего задания.
(стр. 218 №284)
– Что нужно сделать в упражнении (записать предложения парами, вставить глаголы, добавляя -ся, -сь)
– Проверяем выборочно. Читаем только глаголы. (Проверка записана заранее на поворотной доске)
– Учащиеся делают вывод: если к личным окончаниям глаголов добавляется -ся или -сь окончания сохраняются прежними.
Учитель:
– Ребята, мы продолжаем изучать самую живую часть речи – глагол. Ведь глагол выражает само действие, а оно сопровождает нас повсюду всю жизнь. Каждое движение, каждое действие, состояние окружающего мира может передать удивительная часть речи – глагол.
– Запишите в тетради число, проведём орфографическую пятиминутку.
Под мою диктовку вы выборочно запишите только те глаголы, которые обозначают хорошие поступки: дерётся, дружит, защищает, обманывает, насмехается, прощает, ябедничает, ухаживает.
Проверка. Учащиеся сверяют ответы, которые написаны с обратной стороны доски. Мягкий знак в словах выделен другим цветом.
– Какое общее правило правописания объединяет эти слова? (правописание гласных после шипящих).
IV. Объяснение нового материала.
Учитель:
– Запишите тему урока:
Правописание личных окончаний глаголов во 2 лице единственного числа.
– Ребята, знание этой темы очень важно. Правильное написание личных окончаний глаголов 2 лица единственного числа – один из составных показателей грамотности человека, так как каждому из вас в жизни не раз придётся писать письма друзьям и близким, а в них без слов живёшь, работаешь, учишься, чувствуешь не обойтись.
Наша цель: сегодня на уроке уметь находить глаголы в тексте, определять их лицо и число, и писать глаголы 2 лица единственного числа в соответствии с правилом.
На доске герб города Мытищи.
У каждого ученика тест.
«Посмотришь на герб города Мытищи и поймёшь, что это гимн родной природе.
Видишь реку Яузу, мост, лодочку, голубое небо и радуешься. Это добрый герб в форме щита. Если ты будешь щитом родной природы, то она ответит тебе добром».
Учащиеся читают текст про себя, затем вслух.
Учитель: Что значит быть щитом? (быть защитником, заступником)
Задание.
Один ученик у доски, остальные в тетрадях выписывают все глаголы из текста: посмотришь, поймёшь, видишь, радуешься, будешь, ответит.
Следующее задание: определить лицо и число глаголов, выделить окончания.
Учитель:
– Что общего вы заметили в написании окончаний глаголов 2 лица единственного числа?
– Сохраняется ли мягкий знак перед -ся?
Учащиеся делают вывод:
В личных окончаниях глаголов 2 лица единственного числа после ш пишется ь.
Выпишите слово «защитник». Разберите по составу. Проверка.
V. Закрепление.
Учитель:
– Глаголы 2 лица единственного числа используются во многих пословицах, потому что пословицы обращены к каждому: к тебе, и к тебе!
Например: Потерянного времени не вернёшь. Без труда не выловишь и рыбку из пруда. Проголодаешься – достать хлеба догадаешься.
Учитель ещё раз обращает внимание школьников на правописание глаголов 2 лица единственного числа: проголодаешься, догадаешься, не вернёшь, не выловишь.
а) На доске и в тетради записывают пословицу: Поспешишь – людей насмешишь. (Определяют лицо, число, время глаголов. Выделяют мягкий знак).
б) Самостоятельная работа. Рабочая тетрадь «Глагол». Стр. 106 №260.
Вставьте пропущенные орфограммы. (Слабые учащиеся выполняют работу с двумя пословицами).
- Какую дружбу заведёшь, такую и жизнь проведёшь.
- Крепкую дружбу и топором не разрубишь.
- С кем поведёшься, от того и наберёшься.
Проверка.
Оценки за работу.
VI. Домашнее задание.
Стр. 221 №289, выучить правило.
VII. Итог урока.
– Какую часть речи мы сегодня изучали?
– Всё было понятно?
– Как будем писать личные окончания глаголов 2 лица единственного числа?
– Все молодцы!
– Урок окончен.