Правописание личных окончаний глаголов во 2-м лице единственного числа

Разделы: Коррекционная педагогика


Цели:

  1. Формировать навыки правописания окончаний глаголов 2 лица единственного числа.
  2. Учить систематизировать и обобщать знания.
  3. Воспитывать интерес к языку; корригировать внимание и память.

Оборудование: Герб города Мытищи (иллюстрация); карточки с текстом; рабочие тетради по русскому языку «Глагол» Н.Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская Просвещение 2004 г.

Ход урока

I. Оргмомент.

– Сядьте ровно. Молодцы, все готовы к уроку. Посмотрите на меня, улыбнитесь. Настроение хорошее. Постарайтесь быть активными и внимательными.

II. Речевая зарядка.

– Какую часть речи мы изучаем?

– Что обозначает глагол?

– На какие вопросы отвечает?

– Дайте полное определение этой части речи.

– Приведите все по 1 примеру.

– Как изменяется глагол (по лицам, числам временам родам)

III. Проверка домашнего задания.

(стр. 218 №284)

– Что нужно сделать в упражнении (записать предложения парами, вставить глаголы, добавляя -ся, -сь)

– Проверяем выборочно. Читаем только глаголы. (Проверка записана заранее на поворотной доске)

– Учащиеся делают вывод: если к личным окончаниям глаголов добавляется -ся или -сь окончания сохраняются прежними.

Учитель:

– Ребята, мы продолжаем изучать самую живую часть речи – глагол. Ведь глагол выражает само действие, а оно сопровождает нас повсюду всю жизнь. Каждое движение, каждое действие, состояние окружающего мира может передать удивительная часть речи – глагол.

– Запишите в тетради число, проведём орфографическую пятиминутку.

Под мою диктовку вы выборочно запишите только те глаголы, которые обозначают хорошие поступки: дерётся, дружит, защищает, обманывает, насмехается, прощает, ябедничает, ухаживает.

Проверка. Учащиеся сверяют ответы, которые написаны с обратной стороны доски. Мягкий знак в словах выделен другим цветом.

– Какое общее правило правописания объединяет эти слова? (правописание гласных после шипящих).

IV. Объяснение нового материала.

Учитель:

– Запишите тему урока:

Правописание личных окончаний глаголов во 2 лице единственного числа.

– Ребята, знание этой темы очень важно. Правильное написание личных окончаний глаголов 2 лица единственного числа – один из составных показателей грамотности человека, так как каждому из вас в жизни не раз придётся писать письма друзьям и близким, а в них без слов живёшь, работаешь, учишься, чувствуешь не обойтись.

Наша цель: сегодня на уроке уметь находить глаголы в тексте, определять их лицо и число, и писать глаголы 2 лица единственного числа в соответствии с правилом.

На доске герб города Мытищи.

У каждого ученика тест.

«Посмотришь на герб города Мытищи и поймёшь, что это гимн родной природе.
Видишь реку Яузу, мост, лодочку, голубое небо и радуешься. Это добрый герб в форме щита. Если ты будешь щитом родной природы, то она ответит тебе добром».

Учащиеся читают текст про себя, затем вслух.

Учитель: Что значит быть щитом? (быть защитником, заступником)

Задание.

Один ученик у доски, остальные в тетрадях выписывают все глаголы из текста: посмотришь, поймёшь, видишь, радуешься, будешь, ответит.

Следующее задание: определить лицо и число глаголов, выделить окончания.

Учитель:

– Что общего вы заметили в написании окончаний глаголов 2 лица единственного числа?

– Сохраняется ли мягкий знак перед -ся?

Учащиеся делают вывод:

В личных окончаниях глаголов 2 лица единственного числа после ш пишется ь.

Выпишите слово «защитник». Разберите по составу. Проверка.

V. Закрепление.

Учитель:

– Глаголы 2 лица единственного числа используются во многих пословицах, потому что пословицы обращены к каждому: к тебе, и к тебе!

Например: Потерянного времени не вернёшь. Без труда не выловишь и рыбку из пруда. Проголодаешься – достать хлеба догадаешься.

Учитель ещё раз обращает внимание школьников на правописание глаголов 2 лица единственного числа: проголодаешься, догадаешься, не вернёшь, не выловишь.

а) На доске и в тетради записывают пословицу: Поспешишь – людей насмешишь. (Определяют лицо, число, время глаголов. Выделяют мягкий знак).

б) Самостоятельная работа. Рабочая тетрадь «Глагол». Стр. 106 №260.

Вставьте пропущенные орфограммы. (Слабые учащиеся выполняют работу с двумя пословицами).

  • Какую дружбу заведёшь, такую и жизнь проведёшь.
  • Крепкую дружбу и топором не разрубишь.
  • С кем поведёшься, от того и наберёшься.

Проверка.

Оценки за работу.

VI. Домашнее задание.

Стр. 221 №289, выучить правило.

VII. Итог урока.

– Какую часть речи мы сегодня изучали?

– Всё было понятно?

– Как будем писать личные окончания глаголов 2 лица единственного числа?

– Все молодцы!

– Урок окончен.