Литературное чтение: "Н.А. Некрасов. "Крестьянские дети"

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1 МБ)


Цель: познакомить с поэтическим произведением Н. Некрасова « Крестьянские дети», с творчеством поэта, учить выразительному чтению стихотворения, ориентироваться в тексте, анализировать поэтическое произведение, обогащать словарный запас слов, развивать мышление, память, внимание, познавательную активность ; воспитывать интерес к истории своей Родины, формировать навык самоконтроля.

Ход урока

I. Организационный момент

Прозвенел уже звонок
Начинаем наш урок
Тихо в школе
Тихо в классе
Ну-ка, улыбнитесь, здравствуйте, садитесь

II. Разминка (слайды презентации от 1-го до 6-го).

«Задуй свечу»

Таблица Шульте.

Жужжащее чтение.

Чтение чистоговорки.

Чтение скороговорки.

III. Проверка домашнего задания.

- С произведениями какого писателя мы знакомились на протяжении нескольких уроков? (Л. Н. Толстого)

- Немножко вспомним.

Игра «Отгадай»

Стоило ему только оступиться – и он бы вдребезги разбился о палубу (быль «Прыжок»).

Наутро охотники начинают разбирать заячий след, путаются по двойным следам. («Зайцы»).

Лебедь опустился на воду и сложил крылья. (рассказ «Лебеди»).

Тогда Иван приподнял его, шмякнул об землю и расшиб до смерти (былина « Как боролся русский богатырь»).

С тех пор ещё крепче стала любовь между братьями (сказка « Два брата»).

Пусти меня прежде на дерево. Я оттуда тебе скажу, а то боюсь тебя (басня «Белка и волк»).

Игра «Слово»

- Я буду называть слово, а вы должны сказать значение этого слова.

  • Печенеги – кочевое племя, совершавшие набеги на Русь
  • Побрани – поругай
  • Одолеет – победит
  • Кушак – матерчатый, широкий пояс

Итог.

IV. Изучение нового материала.

1. Сообщение темы и цели урока.

- Откройте стр.159 содержание и скажите с произведениями какого автора мы будем знакомиться на протяжении нескольких уроков.

- Прочитайте, что мы будем читать? (дети читают)

2. Вступительная беседа. (слайды 8-12)

Пожалуй, ни у кого из русских поэтов не найдешь столько стихов, посвященных детям, сколько у Некрасова. В числе этих стихотворений особое место занимают “Крестьянские дети” Николай Алексеевич Некрасов родился на Украине 28 ноября (10 декабря) 1821 года в дворянской семье. Мать — Елена Андреевна, дворянка. Отец — Алексей Сергеевич, небогатый помещик, бывший армейский офицер.

Всю свою любовь и нежность Елена Андреевна отдавала детям. Она серьезно занималась их воспитанием, много читала им, играла для них на фортепьяно и пела. Маленький Николай был горячо привязан к своей матери, с ней проводил он долгие часы. Первые свои стихи Некрасов посвятил маме в честь её именин, когда ему было 7 лет. Елена Андреевна поощряла его занятия литературой. Она мечтала, чтобы сын стал образованным человеком.

Детские годы Николай Алексеевич Некрасов провёл в Ярославской губернии в родовом имении отца, которое находилось близ Волги. При усадьбе был старый, запущенный сад, обнесенный глухим забором. Мальчик проделал в заборе лазейку и в те часы, когда отца не было дома, зазывал к себе крестьянских детей. Но стоило няньке крикнуть: “Барин, барин идет!” — как они мгновенно исчезали.

Из воспоминаний сестры Н.А.Некрасова Анны Буткевич. 
«…За нашим садом непосредственно начинались крестьянские избы. Я помню, что это соседство было постоянным огорчением для нашей матери: толпа ребятишек, нарочно избиравшая для своих игр место по ту сторону садового решетчатого забора, как магнит притягивала туда брата – никакие преследования не помогали. Впоследствии он проделал лазейку и при каждом удобном случае вылезал к ним в деревню, принимал участи в их играх, которые нередко оканчивались общей дракой…»

Конечно, господскому сыну не дозволялось дружить с детьми крепостных крестьян. Но, улучив удобную минуту, мальчик убегал через ту же лазейку к своим деревенским друзьям, уходил с ними в лес, купался с ними в речке.

Многое видел Некрасов, многое впитал в себя, как губка, а будучи зрелым поэтом, воплотил все увиденное, запечатленное в своих произведениях.

- Чтобы лучше представить то историческое время , в котором жил Некрасов, рассмотрим репродукции картин великого русского художника Владимира Егоровича Маковского. ( Слайды 13- 15)

- Как жили дети в то время? Какое было жилище, одежда, чем они занимались?

- Ребята, прочитайте тему сегодняшнего урока.

-Кто такие крестьянские дети? О таких детях мы познакомимся на уроке.

- Какова цель урока? Познакомимся…

Научимся выразительно…

 Анализировать …

3. Чтение учителем стихотворения. Словарная работа (стр. 123).

- Понравилось вам стихотворение? Чем?

- Какие слова непонятны?

Извилистая река - изгибистая , петлистая

Вязы – лиственные деревья

Про турку – имеются в виду турки, которыми воевала Россия

Гурьбой – все вместе

Река огласилась- наполнилась громкими звуками

Зной –жара

Лукошко – корзинка

4. Физкультминутка.

А теперь все тихо встали, 
Дружно руки вверх подняли! 
Руки в стороны, вперед. 
Потянулись и нагнулись, 
В исходное положение вернулись! 
Повернулись влево - вправо, вправо-влево! 
Тихо сели. Вновь за дело

5. Повторное чтение.

— Кто рассказывает рассказ? Кто он? Каково его настроение?

(Рассказчик - герой, барин, охотник, поэт. Он любуется крестьянскими детьми. Любит милых плутов, с радостью вспоминает «грибные набеги», ему нравится вольная жизнь крестьянских детей).

6. Анализ стихотворения.

- О ком рассказывает поэт?

- Где собирались ребята? (у старинных вязов)

- О чём они говорили? Найдите.

- Почему дети устали? (было жарко, и собирали до полудня грибы)

- После работы в лесу, чем занялись крестьянские дети? (играми, купанием в реке)

- Найдите эпитеты в стихотворении, которые помогают красочно изобразить картины, понять мысли (работа в парах).

- Какие чувства испытывает автор от того , что он увидел детей? ( бодрое, жизнерадостное, сочувствие к крестьянским детям)

7. Выразительное чтение стихотворения.

- самостоятельное чтение.

- конкурс на выразительное чтение.

8. Работа в тетради.

Задание «Поиск».

V. Итог.

- С каким произведением Н. А. Некрасова познакомились на уроке?

- Почему поэт назвал « Крестьянские дети?» (о тяжёлой жизни детей, их развлечениях, играх)

- Что нового вы узнали на уроке?

- Понравился ли вам урок?

- Что было интересным на уроке для вас? Оцените свою работу. Оцените работу всего класса.

Домашнее задание: стр.123-124- выразительное чтение.