Цели урока:
- Закрепить название, последовательность и запись чисел от 11 до 20. Совершенствовать вычислительные навыки в пределах 10; решать текстовые задачи. Познакомить учащихся с птицами Якутии (стерхом, розовой чайкой, клестом).
- Развивать внимание, мышление, математическую речь учащихся.
- Воспитывать нравственные качества, бережное отношение к природе, интерес к родному краю.
Вид урока: закрепление знаний.
Тип урока: интегрированный.
Форма обучения: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.
Методы обучения: деятельностный, проблемный, коллективный диалог.
Информационное сопровождение урока: презентация.
Ход урока
1. Организационный момент.
Прозвенел уже звонок
И позвал нас на урок.
Будем думать, рассуждать
И друг другу помогать
2. Актуализация знаний.
– Откройте тетради. Запишите число, классная работа.
– Сегодня на уроке нам предстоит закрепить все, что мы изучали на последних уроках математики.
– Прочитайте числа: 20 и 2; 40 и 4; 60 и 6.
– Чем они похожи? Чем отличаются?
– О чем мы будем говорить на уроке?
(Вспоминать, повторят.)
– Урок у нас будет необычным. Мы отправимся с вами в экспедицию.
– Кто знает, что такое экспедиция?
– Экспедиция будет заочная, но я думаю, что и в такой экспедиции можно для себя сделать какие-то открытия.
– А где будет проходить наша экспедиция, мы узнаем расшифровав слово.
(Дети выполняют задания. На слайде выплывают буквы. 8 – Я, 7 – У. 3 – И, 5 – Т, 6 – К, 9 – Я ЯКУТИЯ)
- 5 увеличить на 3;
- первое слагаемое 3, второе слагаемое 4, найдите сумму;
- На сколько 7 больше 4;
- Уменьшаемое 8, вычитаемое 3, найдите разность;
- 9 уменьшить на 3;
- 6 увеличить на 3.
– Прочитайте слово, которое у нас получилось.
– Мы с вами живем в Якутии и стараемся узнать как можно больше о своей республике. А Якутия наша богата и во многом ещё не изученный край.
– Чем богата Якутия?
(Полезными ископаемыми, природой)
– Все, кто бывает в Якутии, говорят об удивительной красоте нашей природы. Посмотрите на пейзажи нашей природы. (Показ нескольких слайдов)
– Но кого-то здесь не хватает? (Животных, птиц, насекомых)
– Решите задачу.
Под шатром ветвистой ели
Белка сделала качели.
И на Белкины качели
Собрались лесные звери:
Заяц, куница,
Рыжая лисица,
Еж и шестеро зайчат –
На качели все спешат.
Вы, ребята, не зевайте,
Всех зверей пересчитайте.
(1+1+1+1+6=10)
3. Работа по теме урока.
А) Сегодня нас ждет встреча с удивительными птицами.
– Но сначала необходимо выполнить задание.
– Откройте учебник.
№1 с. 32 – Запишите цифрами:
1 десяток – это….. | 5 десятков – это…. |
3 десятка – это….. | 9 десятков – это… |
№ 3 С.32.
– Назовите предыдущее и следующее число.
– Мы узнаем о редкой птице – стерх.
У якутов эта величественная птица самая почитаемая с давних времен. О ней сложены легенды, стихи, она олицетворяет красоту. Птиц этих очень мало осталось на Земле, поэтому они занесены в Красную книгу. На зимовку они улетают в Китай, а весной возвращаются к нам в Якутию и выводят своих птенцов.
– Сейчас мы попробуем выяснить, почему этих птиц остается все меньше и меньше. Решив примеры первого столбика, вы узнаете, сколько яиц откладывает стерх, а ответы примеров второго столбика расскажет, сколько птенцов выживает. Пока ребята решают примеры, все остальные выполняют №2.
Индивидуальная работа.
(Два ученика решают примеры на доске)
6 - 4= | 8 - 7= |
7 - 5= | 7 - 6= |
8 - 6= | 6 - 5= |
№2 С. 32
– Запишите цифрами число яиц на каждом рисунке.
Проверка.
– Что вы заметили в ответах примеров?
– Так сколько же яиц откладывают стерхи? (2)
– А сколько выживает птенцов? (1)
– Можете ли вы назвать причину маленького количества стерхов?
– Но это только 1 причина, другая причина в том, что стерхи очень осторожные птицы, не любят, когда их беспокоят. Если человек близко подходит к гнезду, они могут улететь и больше не вернуться к своему гнезду. Стерхи живут парами и гнезда делают друг от друга на расстоянии 5 км. Селятся они на болотах и около озер.
Физкультминутка
Журавли летят
Крыльями машут.
Склонились над водой
Качают головой.
Гордо и прямо умеют держаться
И тихо на воду садятся.
– Что вы узнали о стерхах? Где они селятся?
Б) Следующее задание приведет нас еще к одной редкой птице.
№4 с. 32
– Запишите числа цифрами. Поставьте знак больше или меньше.
11… 12 | 15…25 |
13…12 | 41…14 |
– Розовая чайка живет на севере Якутии в тундре. Там она гнездится, а на зиму кочует не на юг, как все птицы, а на север, в Арктику, на Северный Ледовитый океан. Розовая чайка птица небольшая, чуть больше голубя. Встречается очень редко, занесена в Красную книгу. Чтобы увидеть эту птицу, ученые, журналисты отправлялись на Север в экспедиции. А увидев, назвали эту птицу жар – птицей Севера. Что– то сказочное есть в этих словах. А ведь действительно похоже на сказку, когда среди ледяного безмолвия пролетает стайка птиц с розовым оперением. Птицы стараются поселиться подальше от людей. Они гнездятся на кочках, около озер по несколько семей.
– Составьте задачу по иллюстрации.
“На первом озере поселилось 7 семей, а на другом на 2 больше. Сколько семей поселилось на втором озере?”
– Запишите решение разрезными цифрами.
– О чем вам рассказала эта задача? (Чайки могут жить по несколько семей)
– Но у каждой пары чаек есть свое гнездо. Сколько же яиц откладывают эти редкие птицы?
– Подскажут вам эти выражения.
5 +…=8 | 6+…=9 | 8-…=5 |
– Какое число вставили в выражение?
– Сколько яиц в гнезде у жар-птицы Севера? (3)
– Существует легенда, что когда розовых чаек убивают, то их оперение белеет. С каждой капелькой пролитой крови уходит необыкновенная красота оперения этой птицы.
В) №5 с.33 (по вариантам)
– Запишите числа в порядке увеличения. (Взаимопроверка)
– Это птица – клест. Её можно встретить в наших хвойных лесах. Она не больше воробья, но очень отважная, так как выводит своих птенцов в самое холодное время – в январе. Питаются они семенами шишек елей и сосен, а чтобы достать семена, есть специальный инструмент – их крестообразный клюв. Самка высиживает яйца, а самец кормит её, а затем и вылупившихся птенцов.
– Где живет клест?
4. Самостоятельная работа.
№6 с.33. Каждый выберите для себя один столбик примеров.
Взаимопроверка.
5. Итог.
– Что узнали на уроке?
– Что повторяли? – Что для вас было интересным?