Внеклассное мероприятие по истории – устный журнал "И помнит мир спасенный"

Разделы: История и обществознание


Актуальность: С каждым годом становится все меньше живых свидетелей кровавых событий Великой Отечественной войны. Современные дети не представляют себе, что пережил наш народ в тяжелые годы военного лихолетья! В настоящее время находятся определенные силы, стремящиеся исказить историю, осквернить наши святыни! Но мы не в праве забывать об этом, и должны научить наших детей быть патриотами своей Родины всеми имеющимися у нас для этого средствами.

Цель мероприятия: способствовать развитию познавательного интереса к предмету.

Задачи:

  1. Знать источники победы советского народа в войне, показать массовый героизм воинов и трудящихся в тылу на примере жителей своего поселка, оценить уровень усвоения и осмысления фактического материала по теме Великой Отечественной войны.
  2. Уметь работать с учебными пособиями, анализировать документы, владеть приемами аргументации, критически подходить к любым суждениям, научиться добывать знания из различных источников, экономно распределять свое время, формировать творческое мышление учащихся, их самостоятельность, их умение быстро ориентироваться в фактическом материале и принимать решение.
  3. Овладеть навыками исследовательской работы, развивать интеллектуальную и эмоциональную сферу учащихся.
  4. Воспитывать чувство гордости за свою малую родину, за свой народ, внесший определенный вклад в победу, способствовать воспитанию патриотизма, воспитанию чувства долга перед миллионами погибших в борьбе с фашизмом и чувства глубокого уважения к землякам, принимавших участие в разгроме фашизма.
  5. Использовать полученные сведения для создания презентаций, практически применять полученные теоретические знания при подготовке празднования 65-годовщины Великой Победы.

Наглядность: Стенд «Никто не забыт, ничто не забыто!», выставка книг о Великой Отечественной войне, портреты полководцев, юных пионеров – героев, карта «Великая Отечественная война», мультимедийные презентации.

Оборудование: компьютер, мультимедиа.

Место внеклассного мероприятия: В период подготовки к празднованию Дня Победы и передачи точной копии Знамени Победы в поселок Усть-Шоноша мероприятие становится особенно значимым и актуальным. Данное внеклассное мероприятие является дополнительной частью изучаемой темы «Советский Союз во Второй мировой войне». Мероприятию предшествует школьная конференция учебно-исследовательских работ старшеклассников. Устный журнал проводится как самостоятельное внеклассное мероприятие для учащихся среднего звена. Такая форма мероприятия оправдана, так как подготовлена учащимися, занимающимися исследовательской работой и владеющими навыками самостоятельной работы.

Подготовка к устному журналу: В течение первого полугодия учащиеся готовили исследовательскую работу по выбранной ими тематике. На информационном стенде были помещены темы рефератов, сообщений, докладов:“ВОВ в письмах” ; “Расскажу о своем…. (дедушке, бабушке и др)”. Каждый ученик сам определял темы и названия, исходя из местных условий. (В нашей школе оформлен уголок о ВОВ, жителях посёлка- участниках боевых и трудовых подвигов). Работы были представлены на школьной и районной конференциях «Юность Поморья», на региональном конкурсе «Наследие Поморья». Призовые и наиболее удачные работы стали основой для подготовки страничек устного журнала.

Ожидаемый результат: В ходе всей подготовки к устному журналу организовывался контроль, в случае необходимости оказывалась помощь, проводились консультации. Под особый контроль была взята подготовка презентаций. Доклады, сообщения, презентации были рецензированы. Устный журнал проводился 12 марта 2010 года. В этот день в школу передавалась копия Знамени Победы и юбилейными медалями награждались ветераны. Презентации о земляках-ветеранах подарены Сельскому Дому культуры, работа Шабалиной Кати напечатана в газете «Вельская неделя», отчет о проведении мероприятий 12 марта тоже был отправлен тоже в газету. (Приложение 1)

План мероприятия:

  1. Вступительное слово учителя.
  2. Содержание устного журнала:
    1. «Детство, опаленное войной». Ученица 10 класса Волочанинова Анна. 2. «Мои земляки- участники войны». Ученица 9 класса Орлова Татьяна.
    2. «У войны не женское лицо». Ученица 10 класса Шабалина Екатерина.
    3. «Награды Великой Отечественной». Ученик 11 класса Орлов Алексей.
  3. Заключительное слово учителя.

Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

Прошло 65 лет с того последнего дня войны, но не тускнеет память о подвигах героев. День Победы – это праздник необычный, праздник « с сединою на висках», радость « со слезами на глазах». Бывают события, которые со временем стираются из народной памяти, становятся достоянием архивов. Но есть события, значение которых с годами не только не уменьшаются, а, наоборот, с каждым десятилетием приобретают особую значимость, становятся бессмертными. К таким событиям относится и победа нашего народа в Великой Отечественной войне. Поэтому символично, что акция « Знамя Победы» проводится в ознаменовании праздника Победы. На основе краеведческого материала об участниках Великой Отечественной войны из Усть-Шоноши для 8-9 классов мы сегодня проводим устный журнал « И помнит мир спасенный…» (Презентация 1)

II. Содержание устного журнала .

1 страничка «Детство, опаленное войной» (Презентация 2)

Каждый человек хранит в памяти какой-то момент своей жизни, который кажется ему вторым рождением, переломом во всей дальнейшей судьбе. Война живет в душе переживших ее такими воспоминаниями, что они никогда не смогут забыть ее, как не смогут забыть, что родились когда-то.

Есть поговорка: «На войне детей не бывает». Те, что попали в войну, должны были расстаться с детством- в обычном смысле этого слова. Сколько их, чье детство сжигали, расстреливали, убивали и бомбой, и пулей, и голодом, и страхом, и безотцовщиной. (Приложение 2)

2страничка «Мои земляки-участники войны» (Презентация 3)

Для молодежи XXI века Великая Отечественная война уже стала историей. Но история должна учить нас жить в современном мире и строить свое будущее. Эта работа даст моим землякам возможность прикоснуться к той уже далёкой истории нашей Родины, о которой мы не вправе забывать. Я очень надеюсь на то, что презентация поможет сохранить память о моих односельчанах-участниках войны. Чтобы понять весь ужас той войны, нужно вернуться мыслями назад, в то далекое время и прожить хотя бы один день из тех бесконечно долгих дней. (Приложение 3)

3 страничка «У войны не женское лицо» (Презентация 4)

Сегодня, спустя почти шестьдесят пять лет, мы знаем очень мало фактов о жизни женщин на войне: об их быте, заботах и невзгодах, ранениях, увечьях и гибели. До сих пор имеется лишь разрозненная и зачастую противоречивая информация о том, что касается великого множества женщин-фронтовичек, их функциональных обязанностей, вопросов их мобилизации, жизни в сугубо мужском армейском коллективе. (Приложение 4)

4 страничка «Награды Великой Отечественной» (Презентация 5)

Награда - одна из форм поощрения, свидетельство признания особых заслуг. Орденами и медалями было награждено более 7 млн. человек. Соединениям, частям и кораблям Советских Вооруженных сил вручено 10900 боевых орденов. (Приложение 5)

III. Заключительное слово учителя.

Скоро снова в России праздник. Соберутся за столом ветераны. Вспомнят горькую молодость свою. Помянут всех тех, кто не дожил до этого дня: родителей и детей, соседей и друзей, братьев и сестёр. Помянут всех, кого они помнят. Помяните и вы неизвестного солдата, чей прах разбросан по всей Европе – от Сталинграда до Берлина. Сегодня мы еще раз убедились в том, что мы не вправе забывать о войне: « Это нужно не мертвым, это нужно живым». История войны заставляет нас задуматься о том, что нельзя допустить впредь подобной мировой катастрофы. Я очень надеюсь на то, что сегодняшний устный журнал нашёл неравнодушный отклик в ваших юных сердцах. Ведь «помнит мир спасенный.»

Весь под ногами шар земной.
Живу. Дышу. Пою.
Но в памяти всегда со мной
Погибшие в бою.
Пусть всех имен не назову,
Нет кровнее родни.
Не потому ли я живу,
Что умерли они?(10,с.254)

Список литературы.

  1. Анищук Л. «Военная медсестра», г. «Вельск-инфо» №35 от 4 мая 2007 г.
  2. Батолина Е. « В те трудные годы», г. «Ленинский путь» от 23.01.1975 года.
  3. «Две судьбы связала война»,г. « Вельские вести» от 3 мая 2005 года.
  4. Золотые звезды северян. Под ред. Звягина В.Д. Северо-западное книжное издательство. 1971.
  5. История мировых цивилизаций. Под ред. Хачатряна В.И. 1999.
  6. История Отечества. ХХ век. Под ред. Дмитренко В.П. Дрофа. 1995.
  7. История России. Под ред. Данилова А.А. 9 класс. Москва. Просвещение. 2003.
  8. Книга памяти. Под ред. Чаган Л.И. Вельск. 1995.
  9. Распопов К. «Ее душа спасает нас», г. «Ленинский путь», 1998 г.
  10. Русская советская поэзия. Москва. Художественная литература.1990. 654 с.
  11. Симонов К. Живые и мертвые. Кн.3. Москва. Художественная литература, 1989. 587 с.

Медиа-ресурсы

  1. СД «Государственная символика России. История и современность». Центр наглядных средств обучения Минобразования России, 2003.
  2. СД «История России» Большая энциклопедия России. ИДДК, 2007
  3. СД «От Кремля до Рейхстага». Республиканский мультимедиа центр. М., 2001. Статья Светланы Алексиевич «У войны не женское лицо».
  4. СД «Россия на рубеже III тысячелетия», 2007