Актуальность: С каждым годом становится все меньше живых свидетелей кровавых событий Великой Отечественной войны. Современные дети не представляют себе, что пережил наш народ в тяжелые годы военного лихолетья! В настоящее время находятся определенные силы, стремящиеся исказить историю, осквернить наши святыни! Но мы не в праве забывать об этом, и должны научить наших детей быть патриотами своей Родины всеми имеющимися у нас для этого средствами.
Цель мероприятия: способствовать развитию познавательного интереса к предмету.
Задачи:
- Знать источники победы советского народа в войне, показать массовый героизм воинов и трудящихся в тылу на примере жителей своего поселка, оценить уровень усвоения и осмысления фактического материала по теме Великой Отечественной войны.
- Уметь работать с учебными пособиями, анализировать документы, владеть приемами аргументации, критически подходить к любым суждениям, научиться добывать знания из различных источников, экономно распределять свое время, формировать творческое мышление учащихся, их самостоятельность, их умение быстро ориентироваться в фактическом материале и принимать решение.
- Овладеть навыками исследовательской работы, развивать интеллектуальную и эмоциональную сферу учащихся.
- Воспитывать чувство гордости за свою малую родину, за свой народ, внесший определенный вклад в победу, способствовать воспитанию патриотизма, воспитанию чувства долга перед миллионами погибших в борьбе с фашизмом и чувства глубокого уважения к землякам, принимавших участие в разгроме фашизма.
- Использовать полученные сведения для создания презентаций, практически применять полученные теоретические знания при подготовке празднования 65-годовщины Великой Победы.
Наглядность: Стенд «Никто не забыт, ничто не забыто!», выставка книг о Великой Отечественной войне, портреты полководцев, юных пионеров – героев, карта «Великая Отечественная война», мультимедийные презентации.
Оборудование: компьютер, мультимедиа.
Место внеклассного мероприятия: В период подготовки к празднованию Дня Победы и передачи точной копии Знамени Победы в поселок Усть-Шоноша мероприятие становится особенно значимым и актуальным. Данное внеклассное мероприятие является дополнительной частью изучаемой темы «Советский Союз во Второй мировой войне». Мероприятию предшествует школьная конференция учебно-исследовательских работ старшеклассников. Устный журнал проводится как самостоятельное внеклассное мероприятие для учащихся среднего звена. Такая форма мероприятия оправдана, так как подготовлена учащимися, занимающимися исследовательской работой и владеющими навыками самостоятельной работы.
Подготовка к устному журналу: В течение первого полугодия учащиеся готовили исследовательскую работу по выбранной ими тематике. На информационном стенде были помещены темы рефератов, сообщений, докладов:“ВОВ в письмах” ; “Расскажу о своем…. (дедушке, бабушке и др)”. Каждый ученик сам определял темы и названия, исходя из местных условий. (В нашей школе оформлен уголок о ВОВ, жителях посёлка- участниках боевых и трудовых подвигов). Работы были представлены на школьной и районной конференциях «Юность Поморья», на региональном конкурсе «Наследие Поморья». Призовые и наиболее удачные работы стали основой для подготовки страничек устного журнала.
Ожидаемый результат: В ходе всей подготовки к устному журналу организовывался контроль, в случае необходимости оказывалась помощь, проводились консультации. Под особый контроль была взята подготовка презентаций. Доклады, сообщения, презентации были рецензированы. Устный журнал проводился 12 марта 2010 года. В этот день в школу передавалась копия Знамени Победы и юбилейными медалями награждались ветераны. Презентации о земляках-ветеранах подарены Сельскому Дому культуры, работа Шабалиной Кати напечатана в газете «Вельская неделя», отчет о проведении мероприятий 12 марта тоже был отправлен тоже в газету. (Приложение 1)
План мероприятия:
- Вступительное слово учителя.
- Содержание устного журнала:
- «Детство, опаленное войной». Ученица 10 класса Волочанинова Анна. 2. «Мои земляки- участники войны». Ученица 9 класса Орлова Татьяна.
- «У войны не женское лицо». Ученица 10 класса Шабалина Екатерина.
- «Награды Великой Отечественной». Ученик 11 класса Орлов Алексей.
- Заключительное слово учителя.
Ход урока
I. Вступительное слово учителя.
Прошло 65 лет с того последнего дня войны, но не тускнеет память о подвигах героев. День Победы – это праздник необычный, праздник « с сединою на висках», радость « со слезами на глазах». Бывают события, которые со временем стираются из народной памяти, становятся достоянием архивов. Но есть события, значение которых с годами не только не уменьшаются, а, наоборот, с каждым десятилетием приобретают особую значимость, становятся бессмертными. К таким событиям относится и победа нашего народа в Великой Отечественной войне. Поэтому символично, что акция « Знамя Победы» проводится в ознаменовании праздника Победы. На основе краеведческого материала об участниках Великой Отечественной войны из Усть-Шоноши для 8-9 классов мы сегодня проводим устный журнал « И помнит мир спасенный…» (Презентация 1)
II. Содержание устного журнала .
1 страничка «Детство, опаленное войной» (Презентация 2)
Каждый человек хранит в памяти какой-то момент своей жизни, который кажется ему вторым рождением, переломом во всей дальнейшей судьбе. Война живет в душе переживших ее такими воспоминаниями, что они никогда не смогут забыть ее, как не смогут забыть, что родились когда-то.
Есть поговорка: «На войне детей не бывает». Те, что попали в войну, должны были расстаться с детством- в обычном смысле этого слова. Сколько их, чье детство сжигали, расстреливали, убивали и бомбой, и пулей, и голодом, и страхом, и безотцовщиной. (Приложение 2)
2страничка «Мои земляки-участники войны» (Презентация 3)
Для молодежи XXI века Великая Отечественная война уже стала историей. Но история должна учить нас жить в современном мире и строить свое будущее. Эта работа даст моим землякам возможность прикоснуться к той уже далёкой истории нашей Родины, о которой мы не вправе забывать. Я очень надеюсь на то, что презентация поможет сохранить память о моих односельчанах-участниках войны. Чтобы понять весь ужас той войны, нужно вернуться мыслями назад, в то далекое время и прожить хотя бы один день из тех бесконечно долгих дней. (Приложение 3)
3 страничка «У войны не женское лицо» (Презентация 4)
Сегодня, спустя почти шестьдесят пять лет, мы знаем очень мало фактов о жизни женщин на войне: об их быте, заботах и невзгодах, ранениях, увечьях и гибели. До сих пор имеется лишь разрозненная и зачастую противоречивая информация о том, что касается великого множества женщин-фронтовичек, их функциональных обязанностей, вопросов их мобилизации, жизни в сугубо мужском армейском коллективе. (Приложение 4)
4 страничка «Награды Великой Отечественной» (Презентация 5)
Награда - одна из форм поощрения, свидетельство признания особых заслуг. Орденами и медалями было награждено более 7 млн. человек. Соединениям, частям и кораблям Советских Вооруженных сил вручено 10900 боевых орденов. (Приложение 5)
III. Заключительное слово учителя.
Скоро снова в России праздник. Соберутся за столом ветераны. Вспомнят горькую молодость свою. Помянут всех тех, кто не дожил до этого дня: родителей и детей, соседей и друзей, братьев и сестёр. Помянут всех, кого они помнят. Помяните и вы неизвестного солдата, чей прах разбросан по всей Европе – от Сталинграда до Берлина. Сегодня мы еще раз убедились в том, что мы не вправе забывать о войне: « Это нужно не мертвым, это нужно живым». История войны заставляет нас задуматься о том, что нельзя допустить впредь подобной мировой катастрофы. Я очень надеюсь на то, что сегодняшний устный журнал нашёл неравнодушный отклик в ваших юных сердцах. Ведь «помнит мир спасенный.»
Весь под ногами шар земной.
Живу. Дышу. Пою.
Но в памяти всегда со мной
Погибшие в бою.
Пусть всех имен не назову,
Нет кровнее родни.
Не потому ли я живу,
Что умерли они?(10,с.254)
Список литературы.
- Анищук Л. «Военная медсестра», г. «Вельск-инфо» №35 от 4 мая 2007 г.
- Батолина Е. « В те трудные годы», г. «Ленинский путь» от 23.01.1975 года.
- «Две судьбы связала война»,г. « Вельские вести» от 3 мая 2005 года.
- Золотые звезды северян. Под ред. Звягина В.Д. Северо-западное книжное издательство. 1971.
- История мировых цивилизаций. Под ред. Хачатряна В.И. 1999.
- История Отечества. ХХ век. Под ред. Дмитренко В.П. Дрофа. 1995.
- История России. Под ред. Данилова А.А. 9 класс. Москва. Просвещение. 2003.
- Книга памяти. Под ред. Чаган Л.И. Вельск. 1995.
- Распопов К. «Ее душа спасает нас», г. «Ленинский путь», 1998 г.
- Русская советская поэзия. Москва. Художественная литература.1990. 654 с.
- Симонов К. Живые и мертвые. Кн.3. Москва. Художественная литература, 1989. 587 с.
Медиа-ресурсы
- СД «Государственная символика России. История и современность». Центр наглядных средств обучения Минобразования России, 2003.
- СД «История России» Большая энциклопедия России. ИДДК, 2007
- СД «От Кремля до Рейхстага». Республиканский мультимедиа центр. М., 2001. Статья Светланы Алексиевич «У войны не женское лицо».
- СД «Россия на рубеже III тысячелетия», 2007