Интегрированный урок (музыка + ритмика) "Жанры танцевальной музыки"

Разделы: Музыка, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (17 МБ)


Цель: Формирование личности студента силой воздействия музыкального и хореографического искусств.

Методическая цель: Совершенствование подходов к теории и практике управления качеством образования студентов.

Задачи:

  • образовательные: Деятельно-практическое и теоретическое освоение жанров танцевальной музыки: менуэт, полонез, гавот, вальс, полька, детский бальный танец. Усвоение знаний о характере, родине, ритме, размере, темпе каждого танца.
  • воспитательные: Воспитание художественного вкуса, эмоциональной культуры, коммуникативности, патриотическое воспитание.
  • развивающие: Развитие музыкальных и хореографических способностей студентов через деятельное освоение репертуара, развитие внутреннего слуха, чувства ритма, интеллектуальное развитие.

Репертуар музыкальных произведений урока:

  1. Д. Тухманов «День Победы»
  2. Ф. Госсек Гавот
  3. В. Качурбина, С. Рахманинов, Й. Штраус Полька
  4. Л. Боккерини, В. Моцарт Менуэт
  5. Е. Дога Вальс, М. Блантер «В лесу прифронтовом», А. Петербужский «Синий платочек»
  6. С. Джоплен Рейгтайм.
  7. М. Глинка, М. Огиньский Полонез
  8. Ф. Шопен Мазурки №№23, 19
  9. Чешская народная пляска «Аннушка»
  10. Русские народные пляски «Из-под дуба», «Всем, Надюша, расскажи», «Как на масляной неделе».

Предварительная работа: Разучивание танцевальных движений и постановка танцев: па де грас, полька, экзерсис у станка, рейгтайм, вальс, полонез, мазурка, менуэт.

Основные термины урока: Полонез, вальс, мазурка, гавот, менуэт, полька.

Оборудование: Фортепиано, ПК, презентация «Жанры танцевальной музыки», плакат с изречением Д.С. Лихачева.

Вид урока: Интегрированный.

Тип урока: Сообщение новых знаний.

Возможная личностно-значимая проблема: Участие студентов в реальном живом порождении искусства, повышение уровня социальной значимости культуры и искусства.

Ход урока

I. Организационная часть урока: вход студентов под музыку марша.

II. Вступительное слово преподавателя, сообщение цели и темы урока.

Преподаватель музыки: С древнейших времен и до наших дней люди всех возрастов и профессий любят двигаться: маршировать, танцевать; на праздники или просто в свободные вечера непринужденно веселясь или участвуя в торжественной церемонии, не все умеют хорошо танцевать, но хочется танцевать каждому. Танец – это радость!

III. Работа над новым материалом.

Преподаватель хореографии: Много веков тому назад танцы можно было увидеть и на сельских площадях, где крестьяне кружились под немудреные звуки самодельных инструментов, и в пышных дворцовых залах в сопровождении труб, виол или оркестра.

П.м.: Большинство танцев в той или иной форме дожили до нашего времени. Они, конечно, отличаются один от другого в зависимости от страны, в которой родились, от времени, когда это произошло, от того, кто и где их исполнял. Вы, наверное, уже догадались, что тема нашего урока звучит так: «Жанры танцевальной музыки».

П.х.: Об эстетическом значении танца размышляли еще древнегреческие философы и писатели – Платон, Аристотель, Плутарх, Лукиан, сочинивший целый трактат «О пляске», дошедший до наших дней. Не смотря на разницу во взглядах, на жанровое деление танца, они признавали его воспитательное значение, видели в нем не средство развлечения, а средство гармонического развития человека, передачи эмоционального состояния.

П.м.: За многовековую историю своего развития танец значительно усложнился, превратился в самостоятельный вид искусства, включающий разные жанры и направления. Танец отражает нравы и вкусы своего времени, своего народа. У каждой эпохи есть свои любимые танцы. В 17-м веке модным был менуэт, через сто лет Европа начнет танцевать вальс, затем – чарльстон, фокстрот, танго. Появляются новые танцы, забываются старые. Иногда происходит неожиданное: бытовой танец, казалось бы уже давно забытый, приобретает вдруг вторую жизнь, начинает звучать в симфониях, операх, балетах. Отдельные движения легли, например, в основу классического танца, отличительными чертами которого стали возвышенность, одухотворенность, поэтичность.

П.х.: Элементы классического тренажа являются необходимыми составляющими обучения. Они равномерно развивают опорно-двигательный аппарат и все мышцы корпуса и конечностей, тренируют дыхание, формируют правильную осанку и составляют основу грамотной постановки корпуса.

П.м.: Двигаясь под прекрасную музыку, впитывая ее ритм, дыхание, пропуская музыку через свое сердце, танец учить выражать свои эмоции в музыкально организованном движении, развивает эмоциональность, прививает артистизм.

П.х.: Поклон, экзерсис у станка.

(студенты выполняют поклон и экзерсис у станка)

Как же складывались судьбы танца?

Полька. Название полька произошло от чешского половина (в значении – полшага). В середине 19 века этот чешский народный танец стал бальным. Его размер – двудольный, темп – быстрый, ритм построен на повторении ритмических структур восьмых и шестнадцатых длительностей, танец исполняется парами по кругу, в нем нет ничего искусственного, надуманного, все живо, просто весело. Там, где надо выразить радость и молодой задор, полька незаменима.

(Студенты танцуют польку)

1840 год страстные полькоманы предлагали назвать годом польки. Польку танцуют повсюду: на балах, в кафе, на улицах и даже в магазинах. Появились жилеты и галстуки «а ля полька» и даже стрижки «польки». Сначала неуверенные, робкие, танцоры движутся все свободнее, смелее. Глаза их блестят, на губах улыбка, они увлечены, охвачены азартом. Новому танцу хотят научиться все. Париж говорит только о польке. Какие удивительные названия полек:

  • «Гром и молния»;
  • «Роскошный поезд»;
  • «Легкая кровь»;
  • «Венгерская полька».

Так и хочется послушать каждую из этих полек, сочиненных композитором Й. Штраусом. Попробуйте угадать название, вслушавшись в музыку.

(Звучит одна из полек)

Какие средства выразительности натолкнули вас на правильный ответ?

В каком альбоме фортепианной музыки, написанном для детей в жанре сюиты, встречается полька?

Как можно использовать польку в детском саду?

Ответы:

  • протанцевать элементы;
  • поставить танец, прокостюмировав его;

П.м.: Мы с вами попробуем послушать музыку польки Чайковского из «Детского альбома» и легко подстучать ее ритм с помощью ваших самодельных музыкальных инструментов. Формы польки – трехчастная. Первую часть подстукивают ритм половина класса, вторую – вторая, третью – все вместе.

(Звучит полька П.И. Чайковского в сопровождении звукового оркестра)

Гавот. Гавот вошел в моду около 1600 года и на ближайшие полтора столетия стал одним из любимейших бальных и оперно-балетных танцев. Был включен в сюиту. Хотя движениям гавота присуща некоторая манерность, музыка его, как правило, отличается ясностью мелодии, живостью темпа, четкостью ритма. Его размер – четырехдольный. К гавоту обращались композиторы Люлли, Рамо, Бах, Гендель. Новую жизнь гавоту дал С.С. Прокофьев. Третья часть его классической симфонии – гавот. Простодушным весельем лучится каждая нотка, в музыке – неторопливая и важная уверенность.

(студенты исполняют танец Па де грас на музыку гавота Ф. Госсека)

А теперь послушайте гавот С.Прокофьева и сравните звучание этих двух «одинаковых» танцев.

Менуэт. Среди танцев 18-19 веков менуэт был королем. Менуэт родился во французской деревне в провинции Пуату в Бретани. При Людовике XIV становится главным придворным танцем, в России попадает на ассамблеи Петра I. Придворным менуэт – медлительный, торжественный, церемонный. Каждый шаг танцоров был расписан заранее: они двигались так, чтобы получилась фигура в виде буквы «S». Из непосредственной живой  народной пляски менуэт превратился в школу галантных манер. Он был сложным в техническом плане, его исполнение приходилось много репетировать, изучать позы и движения, тренироваться в исполнении реверансов, отрабатывать отдельные фигуры. Музыкальный размер менуэта – три четверти. Характерные элементы – маленькие, легкие шаги; дамские поклоны с приседаниями, показывающие умение танцующей дамы обращаться с широким и длинным платьем, изящные позы невысоко поднятых рук с красивым изгибом кистей, дополняющее рисунок. Движения кавалера носят галантно-почтительный характер и выражают преклонения перед дамой. Кавалер и дама смотрят друг на друга, дама может время от времени может томно опускать глаза.

Реформы Петра I коснулись не только экономики и государственного устройства России, но и ее культуры и быта. Выходит первая газета, создается первый музей и первая библиотека. Среди этих многочисленных нововведений особе место занимают ассамблеи. Специальный указ от 1718 года подробно разъясняет, каким образом «оные ассамблеи отправлять». На ассамблеи съезжались и дворяне, и бояре, и мастеровые люди, и даже женщины. Подобное смешение чинов и званий было неслыханным! Русская женщина перестает быть домашней затворницей и впервые наравне с мужчиной принимает участие в общественных увеселениях. Танцы становятся главным новшеством ассамблеи, умение танцевать становится неотъемлемой частью дворянского воспитания.

Как это обычно бывает с каждым популярным танцем, менуэт сразу же привлек к себе внимание композиторов. Его включают в сюиты, сонаты, квартеты. Он становится частью симфонии. Средняя часть менуэта – трио – называется по числу исполнителей этой части.

Послушаем менуэт Моцарта из «Маленькой ночной серенады». Постарайтесь определить, какие инструменты входят в состав трио.

Ответьте на вопрос: эта танцевальная музыка предназначена исключительно для танцев или для слушания тоже?

Полонез. 18 век подарил мировой хореографии еще один шедевр – полонез. В отличии от менуэта полонез на так сложен в исполнении: не надо заучивать сложные па и запоминать их строгую последовательность. главным в полонезе были гордая осанка и особая торжественность.

Полонез берет свое начало от народного польского танца-шествия «Ходзоны» (перевод с польского – пеший), имевшего торжественный степенный характер и исполнявшегося на свадебных торжествах. Со временем танец полюбился настолько, что стал неотъемлемой частью и других народных празднеств, где исполнялся с различными предметами. Так появились «ходзоны со свечами», «ходзоны с подушками», «ходзоны с хмелем» и др. Но постепенно полонез потерял свою простоту и сделался танцем привилегированных слоев общества.

В 18 веке полонез уже неизменно открывал каждый грандиозный, роскошно обставленный балл или танцевальный вечер. Во время галантного шествия, гости показывали себя, свои наряды, светские манеры и благородство. В танце могли принимать участие все приглашенные без ограничения возраста. Шествие открывал хозяин дома в паре с самой знатной дамой, задавая движения, повторяемые всей колонной. Из парадного зала полонез мог медленно переместиться в самые дальние комнаты или сад, где не было слышно музыки и движение продолжалось под внутренний ритм танцующих.

Исходное положение полонеза: ноги в первой позиции, правая рука кавалера поддерживает руку дамы на уровне груди, левая рука кавалера полусогнута за спиной, дама в свободной руке держит веер или поддерживает платье. Шаг полонеза: один такт – три шага с легким неглубоким приседанием на третью долю. Размер – три четверти.

Хореографы используют для постановок полонезы, написанные Ф. Шопеном, М.И. Глинкой, П.И. Чайковским. Один из самых популярных полонезов – «Прощание с родиной», написанный польским композитором Михаилом Клеофасом Огиньским (1765–1833).

В работе с детьми задача состоит не в усвоении рисунка танца, а в том, чтобы дать танцующим примерить на себя атмосферу бала.

М.И. Глинка польский акт оперы «Иван Сусанин». Пышный бал в замке польского короля Сигизмунда, беспечно пирует уверенная в своей победе шляхта. Ярко освещенная зала полна гостей. Открывается действие блестящим полонезом.

(Звучит полонез Глинки)

Бал в 19 веке – это серьезный экзамен на этическую зрелость. Книга Альберта Цорна «Грамматика танцевального искусства и хореографии» (1888) за 120 лет ничуть не постарела.

Правила из этой книги:

  1. Приглашение на бал должно быть разослано, по крайне мере, за неделю до бала, чтобы дамы имели возможность позаботиться о своем туалете. При этом в приглашениях должно быть всегда точно обозначено время начала бала.
  2. Кавалер обращается к даме с просьбой оказать ему честь и протанцевать с ним. Слово «честь» в этом случае отнюдь нельзя заменить словом «удовольствие».
  3. Если дама принимает приглашение, то она встает и идет танцевать, если же отказывается, то говорит, не вставая: «Извините, пожалуйста, я в настоящую минуту очень устала»
  4. Отказавшей даме никогда не следовало бы тотчас за тем идти танцевать с другим кавалером, т.к. это может доставить ей большие неприятности; она должна немного обождать.
  5. Дама должна строго соблюдать, чтобы кавалер был у нее с левой стороны, как во время танцев, так и при передвижении по залу. Едва ли следует упоминать, что ни дамы, ни кавалеры во время бала перчаток не снимают, а тем более без перчаток не танцуют.
  6. По окончании танца следует отвести даму на то место, где она приняла ваше предложение и поклоном.

Мазурка. Польский танец, вошел в бальные залы многих европейских стан. Удаль, блеск и грация отличают мазурку. Темп ее умеренно быстрый, размер трехдольный. Многие классики русской литературы описывали этот грациозный бальный танец. Послушаете фрагмент сочинения великого русского писателя. Вспомните название и жанр этого произведения литературы.

Вопрос: чем закончился рассказ?

Сравните по звучанию две мазурки Шопена, охарактеризуйте каждую из них.

(звучат мазурки Шопена №№ 19, 23, М.И. Глинки из оперы «Иван Сусанин», студенты исполняют элементы танцевальных движений)

Вальс. Особое место в кругу танцевальных жанров занимает вальс – король танцев. Вальс по-немецки означает «вертящийся, кружащийся». Вальс придумал не один человек, а тысячи людей. И жили эти люди в маленьких городках Австрии и Германии. Назывались такие городки, в отличии от больших и шумных городов, словом «ландль» – провинция. В провинции и родился танец, который получил название «лендлер». Собирались на лужайке парни и девушки и под звуки деревенской скрипочки начиналось кружение с подпрыгиваниями: раз, два, три. Гулько хлопают оземь деревянные башмаки, развиваются деревянные юбки. Вот от этого танца взял начало прекрасный вальс. Движения его основаны на обороте вокруг себя и продвижении по кругу. Официальной родиной вальса считают Вену.

Точно добрый волшебник летел вальс по миру, покоряя своим обаянием. Оно царствует и сегодня. Вальс всюду: в музыке серьезной и легкой, в опере, оперетте, балете и песне. Ни один танец не может сравниться с ним в многогранности чувств. Грусть, веселье, восторг, раздумье, печаль – все может выразить вальс.

Красочными кадрами проходят перед нами сцены из опер и балетов.

…. Бал у великосветского вельможи. Юная девушка в розовом платье. С бьющимся сердцем она ждет: неужели никто не пригласит ее на танец? «Вальс, вальс!» – слышится голос распорядителя. Не сразу, будто издалека возникает нежная негромкая мелодия. Ее мечтательная грация живо рисует обаятельный образ девушки. Звучит первый счастливый вальс Наташи Ростовой.

А вот совсем другой бал. В доме Лариных празднуются именины старшей дочери Татьяны. Кружится веселый беспечный вальс. Танцует молодежь, судачат старики. Но почему вдруг мелодия исказилась тревогой? Пылкий восторженный юноша увидел, как друг танцует с его невестой, и первое горькое разочарование сжало его сердце.

Прислушайтесь, как будет и верить в победу военный вальс. Вглядитесь в картину Виктора Попкова «Всех мужиков забрали на войну».

(исполняется вальс «Синий платочек», муз. Е.Петербургского, сл. Я.Галицкого и М.Максимова и вальс М. Блантера «В лесу прифронтовом»)

Регтайм. Получил большое распространение в начале 20 века. Он привезен в Европу из-за океана джазовыми ансамблями. Ритм нервный, напряженный. Используются элементы музыкально-танцевального фольклора латиноамериканского и африканского. На фоне однообразного мерного аккомпанемента в мелодии появляются синкопы, ритмические перебои. Для усвоения регтайма необходим высокий уровень тренировки координации и дыхания, мышечная выносливость, грамотная постановка корпуса, рук, ног, головы – все то, что дает классический танец. Регтайм требует прекрасно развитого чувства ритма, безупречной координации движений, равновесия и акробатической гибкости.

(исполняется регтайм на муз. С. Джоплин)

Русское народное танцевальное творчество.

Язык народных мелодий разных стран складывался тысячелетиями. Один путешественник, проезжая по России в 18 веке, с удивлением писал: «Случалось мне видеть, что некоторые танцы раньше были песней, они как бы вылились из песни, которая поначалу сопровождалась ритмическими движениями».

(исполняется русская пляска «Из-под дуба» с косынками)

Музыка сопровождает русского человека всю жизнь. Она рядом в труде и в борьбе с трудностями жизни. Хороводные и плясовые песни звучать по праздникам и в свободное от работы время. А как любят танцевать дети!

(хороводная игра «Всем, Надюша, расскажи»)

А теперь исполняется масляничная пляска.

(исполнение пляски)

А в заключение урока исполняется музыкально-хореографичская композиция «Если город танцует», муз. А.Журбина.

IV. Рефлексия.

Студенты письменно отвечают на один из вопросов:

  1. Танец как преображение;
  2. Подари людям танец;
  3. Что или кого мы изображаем, когда танцуем;
  4. Сильные и слабые исполнители;
  5. Танец и дети.

Фоном творческой работы служит классическая танцевальная музыка.

V. Итог урока.

Литература:

  1. Владимиров В.Н. Музыкальная литература, – М., 1963.
  2. Великович Э.И. Здесь танцуют, – Л., 1974.
  3. Лифиц И.В. Ритмика, – М., 1989.
  4. Тотерс Т.Т. Музыкально-ритмическое воспитание и художественная гимнастика, – М., 1989.
  5. Франио Г.С. Роль ритмики в эстетическом воспитании детей, – М., 1989.