Цель: Формирование личности студента силой воздействия музыкального и хореографического искусств.
Методическая цель: Совершенствование подходов к теории и практике управления качеством образования студентов.
Задачи:
- образовательные: Деятельно-практическое и теоретическое освоение жанров танцевальной музыки: менуэт, полонез, гавот, вальс, полька, детский бальный танец. Усвоение знаний о характере, родине, ритме, размере, темпе каждого танца.
- воспитательные: Воспитание художественного вкуса, эмоциональной культуры, коммуникативности, патриотическое воспитание.
- развивающие: Развитие музыкальных и хореографических способностей студентов через деятельное освоение репертуара, развитие внутреннего слуха, чувства ритма, интеллектуальное развитие.
Репертуар музыкальных произведений урока:
- Д. Тухманов «День Победы»
- Ф. Госсек Гавот
- В. Качурбина, С. Рахманинов, Й. Штраус Полька
- Л. Боккерини, В. Моцарт Менуэт
- Е. Дога Вальс, М. Блантер «В лесу прифронтовом», А. Петербужский «Синий платочек»
- С. Джоплен Рейгтайм.
- М. Глинка, М. Огиньский Полонез
- Ф. Шопен Мазурки №№23, 19
- Чешская народная пляска «Аннушка»
- Русские народные пляски «Из-под дуба», «Всем, Надюша, расскажи», «Как на масляной неделе».
Предварительная работа: Разучивание танцевальных движений и постановка танцев: па де грас, полька, экзерсис у станка, рейгтайм, вальс, полонез, мазурка, менуэт.
Основные термины урока: Полонез, вальс, мазурка, гавот, менуэт, полька.
Оборудование: Фортепиано, ПК, презентация «Жанры танцевальной музыки», плакат с изречением Д.С. Лихачева.
Вид урока: Интегрированный.
Тип урока: Сообщение новых знаний.
Возможная личностно-значимая проблема: Участие студентов в реальном живом порождении искусства, повышение уровня социальной значимости культуры и искусства.
Ход урока
I. Организационная часть урока: вход студентов под музыку марша.
II. Вступительное слово преподавателя, сообщение цели и темы урока.
Преподаватель музыки: С древнейших времен и до наших дней люди всех возрастов и профессий любят двигаться: маршировать, танцевать; на праздники или просто в свободные вечера непринужденно веселясь или участвуя в торжественной церемонии, не все умеют хорошо танцевать, но хочется танцевать каждому. Танец – это радость!
III. Работа над новым материалом.
Преподаватель хореографии: Много веков тому назад танцы можно было увидеть и на сельских площадях, где крестьяне кружились под немудреные звуки самодельных инструментов, и в пышных дворцовых залах в сопровождении труб, виол или оркестра.
П.м.: Большинство танцев в той или иной форме дожили до нашего времени. Они, конечно, отличаются один от другого в зависимости от страны, в которой родились, от времени, когда это произошло, от того, кто и где их исполнял. Вы, наверное, уже догадались, что тема нашего урока звучит так: «Жанры танцевальной музыки».
П.х.: Об эстетическом значении танца размышляли еще древнегреческие философы и писатели – Платон, Аристотель, Плутарх, Лукиан, сочинивший целый трактат «О пляске», дошедший до наших дней. Не смотря на разницу во взглядах, на жанровое деление танца, они признавали его воспитательное значение, видели в нем не средство развлечения, а средство гармонического развития человека, передачи эмоционального состояния.
П.м.: За многовековую историю своего развития танец значительно усложнился, превратился в самостоятельный вид искусства, включающий разные жанры и направления. Танец отражает нравы и вкусы своего времени, своего народа. У каждой эпохи есть свои любимые танцы. В 17-м веке модным был менуэт, через сто лет Европа начнет танцевать вальс, затем – чарльстон, фокстрот, танго. Появляются новые танцы, забываются старые. Иногда происходит неожиданное: бытовой танец, казалось бы уже давно забытый, приобретает вдруг вторую жизнь, начинает звучать в симфониях, операх, балетах. Отдельные движения легли, например, в основу классического танца, отличительными чертами которого стали возвышенность, одухотворенность, поэтичность.
П.х.: Элементы классического тренажа являются необходимыми составляющими обучения. Они равномерно развивают опорно-двигательный аппарат и все мышцы корпуса и конечностей, тренируют дыхание, формируют правильную осанку и составляют основу грамотной постановки корпуса.
П.м.: Двигаясь под прекрасную музыку, впитывая ее ритм, дыхание, пропуская музыку через свое сердце, танец учить выражать свои эмоции в музыкально организованном движении, развивает эмоциональность, прививает артистизм.
П.х.: Поклон, экзерсис у станка.
(студенты выполняют поклон и экзерсис у станка)
Как же складывались судьбы танца?
Полька. Название полька произошло от чешского половина (в значении – полшага). В середине 19 века этот чешский народный танец стал бальным. Его размер – двудольный, темп – быстрый, ритм построен на повторении ритмических структур восьмых и шестнадцатых длительностей, танец исполняется парами по кругу, в нем нет ничего искусственного, надуманного, все живо, просто весело. Там, где надо выразить радость и молодой задор, полька незаменима.
(Студенты танцуют польку)
1840 год страстные полькоманы предлагали назвать годом польки. Польку танцуют повсюду: на балах, в кафе, на улицах и даже в магазинах. Появились жилеты и галстуки «а ля полька» и даже стрижки «польки». Сначала неуверенные, робкие, танцоры движутся все свободнее, смелее. Глаза их блестят, на губах улыбка, они увлечены, охвачены азартом. Новому танцу хотят научиться все. Париж говорит только о польке. Какие удивительные названия полек:
- «Гром и молния»;
- «Роскошный поезд»;
- «Легкая кровь»;
- «Венгерская полька».
Так и хочется послушать каждую из этих полек, сочиненных композитором Й. Штраусом. Попробуйте угадать название, вслушавшись в музыку.
(Звучит одна из полек)
Какие средства выразительности натолкнули вас на правильный ответ?
В каком альбоме фортепианной музыки, написанном для детей в жанре сюиты, встречается полька?
Как можно использовать польку в детском саду?
Ответы:
- протанцевать элементы;
- поставить танец, прокостюмировав его;
П.м.: Мы с вами попробуем послушать музыку польки Чайковского из «Детского альбома» и легко подстучать ее ритм с помощью ваших самодельных музыкальных инструментов. Формы польки – трехчастная. Первую часть подстукивают ритм половина класса, вторую – вторая, третью – все вместе.
(Звучит полька П.И. Чайковского в сопровождении звукового оркестра)
Гавот. Гавот вошел в моду около 1600 года и на ближайшие полтора столетия стал одним из любимейших бальных и оперно-балетных танцев. Был включен в сюиту. Хотя движениям гавота присуща некоторая манерность, музыка его, как правило, отличается ясностью мелодии, живостью темпа, четкостью ритма. Его размер – четырехдольный. К гавоту обращались композиторы Люлли, Рамо, Бах, Гендель. Новую жизнь гавоту дал С.С. Прокофьев. Третья часть его классической симфонии – гавот. Простодушным весельем лучится каждая нотка, в музыке – неторопливая и важная уверенность.
(студенты исполняют танец Па де грас на музыку гавота Ф. Госсека)
А теперь послушайте гавот С.Прокофьева и сравните звучание этих двух «одинаковых» танцев.
Менуэт. Среди танцев 18-19 веков менуэт был королем. Менуэт родился во французской деревне в провинции Пуату в Бретани. При Людовике XIV становится главным придворным танцем, в России попадает на ассамблеи Петра I. Придворным менуэт – медлительный, торжественный, церемонный. Каждый шаг танцоров был расписан заранее: они двигались так, чтобы получилась фигура в виде буквы «S». Из непосредственной живой народной пляски менуэт превратился в школу галантных манер. Он был сложным в техническом плане, его исполнение приходилось много репетировать, изучать позы и движения, тренироваться в исполнении реверансов, отрабатывать отдельные фигуры. Музыкальный размер менуэта – три четверти. Характерные элементы – маленькие, легкие шаги; дамские поклоны с приседаниями, показывающие умение танцующей дамы обращаться с широким и длинным платьем, изящные позы невысоко поднятых рук с красивым изгибом кистей, дополняющее рисунок. Движения кавалера носят галантно-почтительный характер и выражают преклонения перед дамой. Кавалер и дама смотрят друг на друга, дама может время от времени может томно опускать глаза.
Реформы Петра I коснулись не только экономики и государственного устройства России, но и ее культуры и быта. Выходит первая газета, создается первый музей и первая библиотека. Среди этих многочисленных нововведений особе место занимают ассамблеи. Специальный указ от 1718 года подробно разъясняет, каким образом «оные ассамблеи отправлять». На ассамблеи съезжались и дворяне, и бояре, и мастеровые люди, и даже женщины. Подобное смешение чинов и званий было неслыханным! Русская женщина перестает быть домашней затворницей и впервые наравне с мужчиной принимает участие в общественных увеселениях. Танцы становятся главным новшеством ассамблеи, умение танцевать становится неотъемлемой частью дворянского воспитания.
Как это обычно бывает с каждым популярным танцем, менуэт сразу же привлек к себе внимание композиторов. Его включают в сюиты, сонаты, квартеты. Он становится частью симфонии. Средняя часть менуэта – трио – называется по числу исполнителей этой части.
Послушаем менуэт Моцарта из «Маленькой ночной серенады». Постарайтесь определить, какие инструменты входят в состав трио.
Ответьте на вопрос: эта танцевальная музыка предназначена исключительно для танцев или для слушания тоже?
Полонез. 18 век подарил мировой хореографии еще один шедевр – полонез. В отличии от менуэта полонез на так сложен в исполнении: не надо заучивать сложные па и запоминать их строгую последовательность. главным в полонезе были гордая осанка и особая торжественность.
Полонез берет свое начало от народного польского танца-шествия «Ходзоны» (перевод с польского – пеший), имевшего торжественный степенный характер и исполнявшегося на свадебных торжествах. Со временем танец полюбился настолько, что стал неотъемлемой частью и других народных празднеств, где исполнялся с различными предметами. Так появились «ходзоны со свечами», «ходзоны с подушками», «ходзоны с хмелем» и др. Но постепенно полонез потерял свою простоту и сделался танцем привилегированных слоев общества.
В 18 веке полонез уже неизменно открывал каждый грандиозный, роскошно обставленный балл или танцевальный вечер. Во время галантного шествия, гости показывали себя, свои наряды, светские манеры и благородство. В танце могли принимать участие все приглашенные без ограничения возраста. Шествие открывал хозяин дома в паре с самой знатной дамой, задавая движения, повторяемые всей колонной. Из парадного зала полонез мог медленно переместиться в самые дальние комнаты или сад, где не было слышно музыки и движение продолжалось под внутренний ритм танцующих.
Исходное положение полонеза: ноги в первой позиции, правая рука кавалера поддерживает руку дамы на уровне груди, левая рука кавалера полусогнута за спиной, дама в свободной руке держит веер или поддерживает платье. Шаг полонеза: один такт – три шага с легким неглубоким приседанием на третью долю. Размер – три четверти.
Хореографы используют для постановок полонезы, написанные Ф. Шопеном, М.И. Глинкой, П.И. Чайковским. Один из самых популярных полонезов – «Прощание с родиной», написанный польским композитором Михаилом Клеофасом Огиньским (1765–1833).
В работе с детьми задача состоит не в усвоении рисунка танца, а в том, чтобы дать танцующим примерить на себя атмосферу бала.
М.И. Глинка польский акт оперы «Иван Сусанин». Пышный бал в замке польского короля Сигизмунда, беспечно пирует уверенная в своей победе шляхта. Ярко освещенная зала полна гостей. Открывается действие блестящим полонезом.
(Звучит полонез Глинки)
Бал в 19 веке – это серьезный экзамен на этическую зрелость. Книга Альберта Цорна «Грамматика танцевального искусства и хореографии» (1888) за 120 лет ничуть не постарела.
Правила из этой книги:
- Приглашение на бал должно быть разослано, по крайне мере, за неделю до бала, чтобы дамы имели возможность позаботиться о своем туалете. При этом в приглашениях должно быть всегда точно обозначено время начала бала.
- Кавалер обращается к даме с просьбой оказать ему честь и протанцевать с ним. Слово «честь» в этом случае отнюдь нельзя заменить словом «удовольствие».
- Если дама принимает приглашение, то она встает и идет танцевать, если же отказывается, то говорит, не вставая: «Извините, пожалуйста, я в настоящую минуту очень устала»
- Отказавшей даме никогда не следовало бы тотчас за тем идти танцевать с другим кавалером, т.к. это может доставить ей большие неприятности; она должна немного обождать.
- Дама должна строго соблюдать, чтобы кавалер был у нее с левой стороны, как во время танцев, так и при передвижении по залу. Едва ли следует упоминать, что ни дамы, ни кавалеры во время бала перчаток не снимают, а тем более без перчаток не танцуют.
- По окончании танца следует отвести даму на то место, где она приняла ваше предложение и поклоном.
Мазурка. Польский танец, вошел в бальные залы многих европейских стан. Удаль, блеск и грация отличают мазурку. Темп ее умеренно быстрый, размер трехдольный. Многие классики русской литературы описывали этот грациозный бальный танец. Послушаете фрагмент сочинения великого русского писателя. Вспомните название и жанр этого произведения литературы.
Вопрос: чем закончился рассказ?
Сравните по звучанию две мазурки Шопена, охарактеризуйте каждую из них.
(звучат мазурки Шопена №№ 19, 23, М.И. Глинки из оперы «Иван Сусанин», студенты исполняют элементы танцевальных движений)
Вальс. Особое место в кругу танцевальных жанров занимает вальс – король танцев. Вальс по-немецки означает «вертящийся, кружащийся». Вальс придумал не один человек, а тысячи людей. И жили эти люди в маленьких городках Австрии и Германии. Назывались такие городки, в отличии от больших и шумных городов, словом «ландль» – провинция. В провинции и родился танец, который получил название «лендлер». Собирались на лужайке парни и девушки и под звуки деревенской скрипочки начиналось кружение с подпрыгиваниями: раз, два, три. Гулько хлопают оземь деревянные башмаки, развиваются деревянные юбки. Вот от этого танца взял начало прекрасный вальс. Движения его основаны на обороте вокруг себя и продвижении по кругу. Официальной родиной вальса считают Вену.
Точно добрый волшебник летел вальс по миру, покоряя своим обаянием. Оно царствует и сегодня. Вальс всюду: в музыке серьезной и легкой, в опере, оперетте, балете и песне. Ни один танец не может сравниться с ним в многогранности чувств. Грусть, веселье, восторг, раздумье, печаль – все может выразить вальс.
Красочными кадрами проходят перед нами сцены из опер и балетов.
…. Бал у великосветского вельможи. Юная девушка в розовом платье. С бьющимся сердцем она ждет: неужели никто не пригласит ее на танец? «Вальс, вальс!» – слышится голос распорядителя. Не сразу, будто издалека возникает нежная негромкая мелодия. Ее мечтательная грация живо рисует обаятельный образ девушки. Звучит первый счастливый вальс Наташи Ростовой.
А вот совсем другой бал. В доме Лариных празднуются именины старшей дочери Татьяны. Кружится веселый беспечный вальс. Танцует молодежь, судачат старики. Но почему вдруг мелодия исказилась тревогой? Пылкий восторженный юноша увидел, как друг танцует с его невестой, и первое горькое разочарование сжало его сердце.
Прислушайтесь, как будет и верить в победу военный вальс. Вглядитесь в картину Виктора Попкова «Всех мужиков забрали на войну».
(исполняется вальс «Синий платочек», муз. Е.Петербургского, сл. Я.Галицкого и М.Максимова и вальс М. Блантера «В лесу прифронтовом»)
Регтайм. Получил большое распространение в начале 20 века. Он привезен в Европу из-за океана джазовыми ансамблями. Ритм нервный, напряженный. Используются элементы музыкально-танцевального фольклора латиноамериканского и африканского. На фоне однообразного мерного аккомпанемента в мелодии появляются синкопы, ритмические перебои. Для усвоения регтайма необходим высокий уровень тренировки координации и дыхания, мышечная выносливость, грамотная постановка корпуса, рук, ног, головы – все то, что дает классический танец. Регтайм требует прекрасно развитого чувства ритма, безупречной координации движений, равновесия и акробатической гибкости.
(исполняется регтайм на муз. С. Джоплин)
Русское народное танцевальное творчество.
Язык народных мелодий разных стран складывался тысячелетиями. Один путешественник, проезжая по России в 18 веке, с удивлением писал: «Случалось мне видеть, что некоторые танцы раньше были песней, они как бы вылились из песни, которая поначалу сопровождалась ритмическими движениями».
(исполняется русская пляска «Из-под дуба» с косынками)
Музыка сопровождает русского человека всю жизнь. Она рядом в труде и в борьбе с трудностями жизни. Хороводные и плясовые песни звучать по праздникам и в свободное от работы время. А как любят танцевать дети!
(хороводная игра «Всем, Надюша, расскажи»)
А теперь исполняется масляничная пляска.
(исполнение пляски)
А в заключение урока исполняется музыкально-хореографичская композиция «Если город танцует», муз. А.Журбина.
IV. Рефлексия.
Студенты письменно отвечают на один из вопросов:
- Танец как преображение;
- Подари людям танец;
- Что или кого мы изображаем, когда танцуем;
- Сильные и слабые исполнители;
- Танец и дети.
Фоном творческой работы служит классическая танцевальная музыка.
V. Итог урока.
Литература:
- Владимиров В.Н. Музыкальная литература, – М., 1963.
- Великович Э.И. Здесь танцуют, – Л., 1974.
- Лифиц И.В. Ритмика, – М., 1989.
- Тотерс Т.Т. Музыкально-ритмическое воспитание и художественная гимнастика, – М., 1989.
- Франио Г.С. Роль ритмики в эстетическом воспитании детей, – М., 1989.