(Эпиграфы к уроку:
“Словарь - это вся вселенная в алфавитном порядке”. (А.Франс)
“Определите точно каждое слово, и вы избавитесь от половины заблуждений”. (Декарт)
Цели урока:
1) повторить и закрепить знания учащихся по лексике (о лексическом значении слова, синонимах, исконно русских и иноязычных словах);
2) совершенствовать навыки работы со словарями; воспитывать интерес к книге, слову.
1. Начало урока. Игра “Дежурная буква”. В течение двух минут учащиеся записывают слова на указанную букву (например: Африка, алгебра, Америка, антилопа и т. д.). Побеждает тот, кто сумеет записать большее количество слов. Учитель: Названия всего, что есть во вселенной, вместились в словари. Об этом прекрасно сказал французский писатель Анатоль Франс: “Словарь - это вся вселенная в алфавитном порядке”. Давайте вспомним: какие словари русского языка вам известны? К каким словарям мы обращаемся чаще всего? В каких случаях словари приходят к нам на помощь?
II. Знакомство со словарями.
В роли словарей выступают четыре ученика. “Словари” должны рассказать о начале своего рабочего дня, а класс - определить, какой перед ними словарь.
Фразеологический словарь. “Встал ни свет ни заря, с первыми петухами. Утренняя гимнастика вогнала меня в пот, и я на всех парусах помчался к речке. От холодной воды у меня побежали мурашки, но я с/орем пополам умылся и отправился на кухню. Ароматные запахи вызвали волчий аппетит, и у меня потекли слюнки”.
Словарь иностранных слов. “Мама предложила мне биточки, фрикадельки, винегрет, чай, какао. Но я съел бутерброд, торт и выпил чашку кофе с сахаром”.
Толковый словарь. “В 6 часов началась моя любимая спортивная передача. Вслушиваюсь в комментарии Сергея Ческидова. В его речи то и дело мелькают слова: слалом, биатлон, фристайл. А что они значат? Пришлось призвать на помощь всю свою эрудицию, чтобы растолковать: слалом - это скоростной спуск с гор по извилистому пути, обозначенному контрольными воротами; биатлон - зимнее спортивное двоеборье - лыжная гонка с остановками для стрельбы; фристайл - прыжки на лыжах с выполнением акробатических фигур”.
Словарь синонимов. “Да, ничего не скажешь, замысловатые слова... Ну всё, пора за работу: думать, ломать голову, размышлять, соображать, работать головой, шевелить мозгами”.
III. Конкурс рисунков. Учитель: ребята, я знаю, что вы заранее придумали и нарисовали обложки словарей. Теперь нужно решить, какому из “представленных” словарей какой рисунок предназначен. “Словари” сами выберут по одной обложке и тем самым определят победителя конкурса.
IV. Работа “словарей” с классом. Вперед выходит “Словарь иностранных слов”. Я - словарь иностранных слов. Я имею 20 ООО слов. При чтении журналов, газет, книг вы часто сталкиваетесь со словами, вошедшими в русский язык из других языков мира. В словаре можно получить справку о значении незнакомого иностранного слова ,а также сведения о его происхождении. Леди и джентельмены! Сейчас перед вами появится некий господин. Он одет несколько странно, но вы не удивляйтесь. Ваша задача - не только перечислить иноязычные слова, называющие его одежду, но и определить, из какого языка они пришли в русский. (Появляется “блестящий денди”. Он прохаживается, давая возможность разглядеть свою одежду и обувь: костюм, жилет, туфли и т.д.) Далее “Словарь предлагает ребятам выполнить предложенные им задания.
Задание 1. А теперь в предложениях замените словосочетания одним словом.
- Торжественный смотр физкультурников на Красной площади. (Парад.)
- Старший брат получил документ, удостоверяющий его полномочия как депутата. (Мандат.)
- В нашем районе построили помещение для стрельбы в цель. (Тир.)
Задание 2. Поработайте со словарём иностранных слов и приведите примеры слов, которые заимствованы из английского, немецкого, французского, греческого языков. Дайте лексическое толкование этих слов. (Работа по группам.)
На смену “Словарю иностранных слов” выходит Фразеологический словарь. Я - фразеологический словарь. Это особый тип толкового словаря, в котором даётся 4000 фразеологизмов. Я интересен для любых профессий. А сейчас попрошу выполнить мои задания.
Задание 1. Используя фразеологизмы, ответьте на вопрос: как говорят о ... - кротком, безобидном человеке? (Мухи не обидит.)
- чувстве большой неловкости, стыда? (Готов сквозь землю провалиться.)
- человеке, который пришёл не вовремя, некстати? (Нелёгкая принесла.)
- о том, кто (что) неизменно хуже, несравненно ниже другого в каком-то отношении? (В подмётки не годится.)
Задание 2. Подберите синонимические фразеологизмы к словосочетаниям, к фразеологизмам:
1) Усердно трудиться, совсем близко, говорить вздор, очень плохо.
2) Кот наплакал (с гулькин нос), по пальцам пересчитать можно (раз-два и обчёлся), во всю прыть (сломя голову), со всех ног (раз-два и готово). И т.д.
Задание 3. Назовите фразеологизмы, имеющие в своём составе наименования частей человеческого тела (голова, ноги, глаза, нос).
Голова - человек с головой, морочить голову, вскружить голову, потерять голову, не сносить головы, с больной головы на здоровую...
Ноги - уносить ноги, встать с левой ноги, падать с ног, путаться под ногами, одна нога здесь - другая там, ног под собой не чуять...
Глаза - мозолить глаза, хлопать глазами, пускать пыль в глаза, глазом не моргнуть, хоть глаз выколи, смотреть чужими глазами, как бельмо в глазу...
Нос - задирать нос, вешать нос, водить за нос, зарубить на носу, клевать носом, держать нос по ветру, не показывать носа...
Ребята, пользуйтесь фразеологическим словарём, он сделает вашу речь яркой и самобытной! “Словарь” прощается и уходит.
Появляется Толковый словарь. Я - словарь толковый. Впервые определение толковому словарю дал Владимир Иванович Даль. Вы скажете: зачем объяснять значения многих слов, они ведь и так понятны. Но не торопитесь. Возьмём, например, слово стол. Как объяснить его значение? Правильно, род мебели. Но есть ещё и другие значения. Загляните в словарь, и тогда вы без труда выполните моё задание: объяснить значение слова стол в каждом предложении.
1) Стол накроешь, посуду помоешь, сядешь, посидишь.
2) Почти все девушки жили на одной квартире, имели общий стол.
3) Анна Ивановна работает в адресном столе.
4) В санатории нам определили пятый стол.
Словарь: А теперь определите, какие значения имеет слово голова.
1) Колхоз продал государству сто голов скота.
2) Вдали показалась голова пехотной колонны.
3) Он в неравном бою сложил свою голову.
4) От бессонницы у него разболелась голова.
Выходит Словарь синонимов и встает рядом с Толковым словарем. Я - словарь синонимов. Известно, что синонимы обогащают речь, дают возможность выразить любой оттенок мысли и избежать повторения одного и того же слова. Умелый подбор синонимов придаёт языку красочность и выразительность. Словарь же ребят часто беден, особенно режет слух повторение слова сказал. А между тем русский язык чрезвычайно богат глаголами речи. Около 150 различных глаголов, обозначающих речь, употребил Леонид Леонов в романе "Русский лес". Например: говорить, сказать, сообщить, изложить, промолвить, подтвердить, спросить, повторить, обсудить и т.д.
Теперь прошу выполнить мои задания.
Задание 1. К слову победить в моём словаре дано 14 синонимов. А сколько знаете вы?
Задание 2. Подберите синонимы для характеристики прилежного ученика и лодыря.
Задание 3. Индивидуальное задание: редактирование своих текстов (исправление речевых ошибок) в тетрадях по развитию речи. (Словарь синонимов вам поможет справиться с заданием.)
“Словари” прощаются и уходят. Учитель подводит итоги урока.
Домашнее задание: составить публичное выступление о пользе словарей.