Цели.
1. Закреплять навыки выполнения крестовины, оплетки, донышка, простого плетения, учить плести полную сферу, выполнять прямую ручку.
2. Развивать пространственное мышление в ходе плетения сферы, глазомер при подборе прутьев определенной длины и толщины, мелкую мускулатуру рук на основе переплетения прутьев, их окорки, умение планировать работу над изделием в ходе анализа образца.
3. Воспитывать целенаправленность, аккуратность при изготовлении изделия, эстетический вкус.
Оборудование: прутья, подставки, палочки, погремушки, бусины и контейнер для них, лента-глянец, инструменты, образец изделия, выставка работ, магнитофон, ДВД проигрыватель, диск с фильмом “Маска”, кассета с мелодией, образцы недоделанных маракасов на разной стадии плетения.
Ход занятия
Организационный момент. Приветствие. Настрой учащихся на работу. Работа с загадкой: Если ты ее возьмешь и немного потрясешь, то игрушка загремит, малыша развеселит. Что это такое? (Погремушка) Как вы догадались? Для чего нужны погремушки? Давайте попробуем использовать погремушки в качестве музыкальных инструментов. Когда я включу музыку, потрясите в такт погремушками вот так (показ действий). Музыка звучит, дети аккомпанируют. Как вы думаете, есть ли такой музыкальный инструмент, который используется для того же? Кто знает, как он называется? (Маракасы)
Актуализация знаний учащихся. Чтобы сплести такой инструмент нам необходимо вспомнить, как выполняется крестовина, оплетка и круглое донышко? Сколько прутьев нужно на крестовину? От чего зависит длина палочек крестовины? Как выполнять оплетку? Как узнать, сколько прутьев нужно на плетение донышка?
Изложение нового материала. Рассказ учителя о маракасах. Маракасы – это древнейший ударно-шумовой музыкальный инструмент. На его родине, в Латинской Америке, их изготовляли из высушенных плодов тыквы, кокосовых орехов. А также их плели из прутьев или соломы в виде небольшого шара с ручкой и наполняли мелкими камешками. А еще их делают из дерева и наполняют камешками или дробью.
Предлагаю вам просмотреть фрагмент из фильма “Маска”, где главный герой как раз перевоплощается в латиноамериканца, танцует и поёт, используя маракасы. Вы увидите, как и для чего используют маракасы. Просмотр фрагмента. После него вопрос: для чего используют маракасы?
Работа с выставкой.
- Обратимся к выставке маракасов. Здесь представлены разные маракасы: из дерева, пластмассы, соломки, картона и прутьев. Они разные и по форме, и по размеру, и по звучанию. Материал, из которого они выполнены, тоже различный. Вот такой инструмент мы сплетём сегодня. Показ образца, берем его с выставки.
Маракасы сферической формы плетутся, как круглое донышко с крестовиной 3Х3 прута, только его длинные стояки загибаются в одну сторону, формируя полушарие. Затем длинные стояки изгибаются вовнутрь. Когда стенки изделия изогнутся внутрь, но не закроются полностью, вкладывается горошина с бусинами для звучания, отверстие заплетается прутьями, после чего выполняется ручка. Каждое объяснение сопровождается показом образца недоделанных маракасов на стадии крестовины, оплетки, полушария и других.
Все ли маракасы звучат одинаково? Пробуем в звучании разные маракасы.
От чего это зависит? Сегодня у каждого из вас будет свое звучание маракасов, используя разные контейнеры и бусины разных величин, вы сами выберете звучание своему музыкальному инструменту.
Физкультминутка. Использование маракасов в танце под музыку. Выполняет подготовленный заранее ученик, остальные повторяют за ним.
Практическая работа. Анализ изделия: Из каких частей состоит этот музыкальный инструмент? Какие знакомые элементы плетения можно выделить? Как вы думаете, каков будет порядок изготовления маракасов? На доску вывешиваются опорные карточки с указанием операций по изготовлению маракасов. Как из обыкновенного донышка можно получить сферу? (Надо изогнуть стояки, чтобы получился шар) Какие прутья по длине и толщине нужны для крестовины, оплетки, плетения маракасов? Какими инструментами будем пользоваться?
Повторение правил техники безопасности. Мы вспомнили, какие инструменты будем использовать, теперь вспомним правила безопасной работы с ними: как передавать нож, шило? Где располагать на рабочем столе? Как правильно затачивать кончики прутьев? Как обрезать? Какие правила работы с инструментами вы еще знаете?
Самостоятельная работа учащихся. Проверка организованности начала работы учащихся, проверка организации рабочих мест учащихся, соблюдение правил техники безопасности, санитарии, гигиены труда.
Проверка правильности использования учащимися учебно-технической документации, инструктирование по выполнению задания в соответствии с технологической документацией.
Текущий инструктаж. Согласно плану, что сначала будем делать? Крестовину, подбираем 6 средних прутьев. Делаем крестовину 3Х3, выполняем оплетку из 2 тонких прутьев, плетем веревочкой в два прута небольшое донышко 4см, затем загибаем стояки в одну сторону. Плетем далее по кругу на высоту 3см. Затем загибаем стояки вовнутрь, так же плетем еще два три стоя, потом вкладываем контейнер с бусинами. После этого доплетаем шар до конца и завершаем плетение маракасов ручкой. Ручка выполняется из стояков, которые мы использовали для плетения маракасов, к ним добавляется палочка для прочности. Ручку обматываем лентой-глянцем и закрепляем конец ленты между прутьями.
Индивидуальная работа – помощь учащимся в замене прутьев, их подстановке к крестовине, показ плетения верха маракасов.
Подведение итогов занятия. Какие виды плетения в изготовлении маракасов мы задействовали? В чем особенность плетения сферических изделий?
Уборка в мастерской. Убираем инвентарь, дежурный подметает, выносит мусор.