Цели.
- Сформировать представление о лесе, показать его во все времена года, показать лес, в котором совместно обитают и находятся в тесном взаимодействии растения и животные, дать представление о природном равновесии.
- Развивать логическое мышление, умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.
- Воспитывать экологическую культуру, воспитание соблюдения правил и норм поведения в природе.
Оборудование: таблицы “ Мир животных”, “Мир растений”, картины природы, гербарий растений, книга Акимушкина, набор шишек.
Ход урока
1. Организационный момент.
Долгожданный дан звонок
Начинается урок
Посмотрели друг на друга
Улыбнулись дружелюбно.
- Сегодня у нас необычный урок – урок путешествие в природу. Куда мы отправимся, вы узнаете, отгадав загадку.
Богатырь стоит богат,
Угощает всех ребят.
Ваню – земляникой,
Таню – костяникой,
Машеньку – орешком,
Петю – сыроежкой,
Костеньку малинкой,
Васю хворостинкой.
- Кого же называли богатырем? (Лес)
- Но прежде чем отправимся в лес, давайте повторим и обобщим наши знания о природе.
2. Актуализация знаний.
- Природа связана невидимыми нитями с человеком. Человек – часть природы. Давайте вместе проведем экологическое моделирование, но сначала вспомним, что такое экология.
Экология – наука о доме, о защите нашего дома, природы.
- Что нам дает природа?
Красота – разноцветные листья, снежинки зимой, бабочка на цветке, лес, полный сказок и чудес.
Доброта – покормить птичку, очистить родник от грязи , не рвать цветы, а любоваться ими, спасти пчелку из лужи.
- Растения дают кислород, мы дышим им, из водоемов люди берут воду. Земля дает овощи, фрукты.
- Природа – источник здоровья.
На доске:
Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!
- Что делают из дерева? (Бумагу, мебель, дома, лодки)
Полезные ископаемые нужны для постройки домов, изготовления посуды, машин, станков, тепла в доме.
- Природа – источник познания. Она отвечает на вопросы почему летом идет дождь, а зимой снег, как образуется почва. Природа будит творческую мысль.
На доске:
- Верно, ребята, в природе все находится в гармонии, все зависит друг от друга.
3. Повторение пройденного:
- Итак, наше путешествие продолжается. Давайте отправимся в лес. Что мы увидим? Что услышим? (Треск сучьев, шум ветра, пение птиц)
Игра “Слабое звено”.
- Так кто же обитает в лесу?
- Как по научному называются растения?
- А животных?
- Почему ель и сосну называют хвойными деревьями?
- Бывает ли листопад у хвойных растений?
- Чем отличается ель от сосны?
- Почему ель называют угнетающим растением по отношению к сосне?
- Сколько лет живут ель и сосна?
- Какое хозяйственное значение имеют ель и сосна?
Физминутка.
- Называете только птиц, другие животные – хлопок.
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Мухи и стрижи
Прилетели птицы:
Голуби, куницы
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Чибисы, стрижи
Комары, кукушки.
4. Сообщение нового материала:
- Путешествие продолжается. Лес красив и изумителен в любое время года!
План.
- Лес во все времена года.
- Деревья, кустарники.
- Животный мир.
- Что дает человеку лес?
- Какие деревья растут в лиственных лесах?
- Какие деревья растут в смешанных лесах?
- Что еще растет в лесу?
В природе можно увидеть закономерность расположения растительного мира.
На доске:
Верхний ярус - деревья
Ниже - кустарники и травы
Грибы - особая группа живых существ
Нижний ярус - мхи, лишайники, лесная подстилка – личинки, микробы, опавшие листья.
5. Закрепление нового материала:
Самостоятельное чтение стр. 87–91.
- Что помогает произрастанию в лесу пышной растительности?
- Какие виды трав вы знаете?
- Какие лекарственные растения вы знаете?
- Для чего нужны лекарственные растения?
Мы растенья эти знаем
Бережём и охраняем,
В книгу красную они
Уж давно занесены!
Мы их рвем не на потеху
Отнесем мы их в аптеку
Из даров лесного царства
Люди сделают лекарство!
- Кто знает, что такое красная книга?
- Ребята, мы с вами говорили о лекарственных растениях, но в лесу можно встретить и ядовитые растения.
- Какие это растения?
- Скажите, а нужно ли ядовитые растения охранять? Почему?
- В лесу не может быть тихо. Кто может нарушить покой леса своим пением?
- Звучит музыка - на фоне пения птиц. Ребята, чьи голоса вы услышали в лесу?
Конкурс загадок.
- Кто в беретке ярко – красной?
В черной шапочке атласной
На меня он не глядит
Все стучит, стучит, стучит! (Дятел) - Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели?
Голосистее, нежней?
Кто же это? (Соловей) - Гнездо свое он в поле вьет,
Где плещутся растения.
Его и песни, и полет
Вошли в стихотворения. (Жаворонок) - Угадайте, что за птица
Света яркого боится
Клюв крючком
Глаза пятачком,
Ушастая голова
Кто же это? (Сова)
- Теперь мы знаем, чьи голоса можем услышать в нашем лесу. Мы говорили о птицах, о разных трелях, которые раздаются то там, то тут.
- А какую пользу они нам приносят?
6. Итог урока.
- В заключение нашего путешествия мне хотелось бы сказать:
Природа – это наше богатство, а сберечь это богатство – наша задача и долг!
У природы живые краски, миллионы лучистых
созвездий.
Для чего чудеса из сказки, если в жизни их можно
встретить!
Берегите эту землю, эту воду! Даже милую
былиночку, любя,
Берегите всех зверей природы, убивайте лишь
зверей внутри себя!
7. Домашнее задание.
1 группа: прочитать о растении нашего края занесённом в Красную книгу.
2 группа: нарисовать лечебное растение нашего края.
Задание индивидуально – каждому ученику.