Урок математики в 3-м классе по теме "Сложение, вычитание в пределах 100 без перехода через десяток"

Разделы: Математика, Начальная школа, Коррекционная педагогика


Цели: через решение примеров и задач повторить и закрепить все ранее пройденные случаи сложения, вычитания в пределах 100 без перехода через десяток. Развивать логическое мышление, мыслительные операции анализа и синтеза, познавательные интересы. Активизировать и пополнять словарный запас. Прививать навыки само и взаимоконтроля, навыки аккуратности при работе в тетради.

Оборудование. Иллюстрации с изображением птиц.

Ход урока

1. Оргмомент.

- Назовите число, состоящее из 4 дес.5 ед.              45 п

- Какое число больше? 72 или 27. Докажите это.         72 т

- Если из 80 вычесть 1, то сколько получится?          79 и

- 69. Назовите следующее число.          70 ц

92. Назовите число, которое меньше на 10.      82 ы

- Если вы правильно назвали все числа, то перевернув карточки, которые я прикрепляла к доске, узнаете о чём пойдет речь сегодня на уроке.

2. Сообщение темы урока.

- Сегодня на уроке мы повторим и закрепим сложение, вычитание в пределах 100, а заодно узнаем много нового о птицах.

3. Устный счёт.

- Когда у человека всего много, то говорят, что у него не хватает только птичьего молока.

- А есть ли у птиц молоко?

- Чем птицы выкармливают своих птенцов?

Оказывается, есть птицы, которые выкармливают птенцов молоком. Если устно решите примеры, написанные на доске, то узнаете как называются эти птицы .

85 – 72 = 13 п   32 +35 = в
38 – 37 = 11 и   42 + 6 = и
57 – 7 = 50 н   57 + 40 = н
62 – 52 =10 г   39 + 1 = ы

- Расскажите, как решали подчёркнутые примеры. Учитель демонстрирует иллюстрацию пингвина.

- А что вы знаете про пингвинов?

- Пингвины – морские птицы. Они хорошо ныряют и плавают, добывая себе пищу.

Пингвины не умеют летать, поэтому вместо крыльев у них лапы – ласты, которые помогают им плавать. В

В самый разгар морозов пингвин откладывает одно яйцо. Пингвин – отец будет держать его на лапах – ластах 2 месяца, стоя на трескучем морозе и сильном ветре почти не двигаясь. И почти ничего не ест. Но вот появляется малыш, и теперь его воспитанием занимается мама. Но не долго. Как только пингвинёнок встал на ножки, его отправляют в пингвиний детский сад, где он будет находится среди других пингвинят под присмотром взрослых пингвинов. А родители в это время уходят в море за пищей для малышей.

4. Закрепление полученных знаний.

1) Решение примеров с доски.

57 – (15 + 12) = 30 с   48 – (2 + 40) =6 ф
83 – (72 – 11) = 22 т   36 – (3 + 23) =10 и
46 – (23 +21) = 2 р   99 – (70 + 7) = 22 л
99 – (3 + 90) = 6 и   37 – (61 – 31) =7 и
85 – (80 + 4) = 1 ж   93 – (94 -12) = 2 н

- Прежде чем решать вспомните, порядок действий при решении примеров со скобками.

1 гр – решает все примеры.

2 гр – 1 столбик. Индивидуально: Олегу Г. дать примеры в 1 действие с такими же ответами, как в 1 столбике.

Проверка: при проверке примеров называются только ответы.

- Если вы правильно решили и эти примеры, то ответите на такие вопросы,

- Какая птица никогда не садится на землю?

- Какая птица в лесу ухает, как разбойник?

- У стрижей очень длинные крылья, которые не позволяют ему взлететь с земли. Поэтому стрижи никогда не садятся на землю.

- Кто живёт в лесу и ухает, как разбойник?

2) Решение задачи из учебника. Стр 141 № 12 (а).

В магазин привезли 45 ящиков яблок, груш на 21 ящик меньше, а слив на 4 ящика больше, чем груш.

Сколько ящиков слив привезли в магазин?

- Прочитайте данную задачу глазами.

- А теперь прочитайте её ещё раз в слух. (Читает ученик 1 группы).

- Про что будем решать задачу?

- Куда привезли фрукты?

- В чём привезли фрукты?

- Составим краткую запись, и по ней ещё раз расскажем условие задачи.

- И так, в магазин привезли 45 ящиков яблок, груш на 21 ящик меньше.

- Что мы можем найти по этим данным?

- Как найдём, сколько ящиков груш привезли в магазин?

- Почему мы отнимаем?

Так сколько ящиков груш привезли в магазин?

Теперь мы знаем, что в магазин привезли 24 ящика груш, а слив на 4 ящика больше.

- Что можно найти по этим данным?

- Как найти, сколько ящиков слив привезли в магазин?

Почему мы прибавляем?

- Так сколько ящиков слив привезли в магазин?

- Решили мы задачу?

- Давайте ещё раз восстановим решение.

1 группа решает задачу самостоятельно.

2 группе дать пояснения к задаче на карточке.

Олегу Г. - дать схему решения. Задачу решает без пояснений с кратким ответом.

Проверка: Если вы правильно решили задачу, то узнаете, как в народе ласково называют ласточек.

20, 24, 28 – касатка.

Ласточку называют касаткой. Так люди выразили свою любовь к этой птичке. Считалось, если ласточка поселилась под крышей дома, то это к счастью.

5. Работа с геометрическим материалом.

Геометрический диктант

Весной птицы возвращаются к себе на родину из тёплых стран. Путь нелёгкий и долгий. Давайте вычертим им путь домой.

Поставьте точку с левой стороны тетради и отмерьте 3 см в правую сторону. Теперь 1 см вниз и снова 2 см вправо. А теперь 2 см вверх. Вот птицы и дома. А наш урок подошёл к концу.

6. Итог урока.

- Что нового вы узнали про данных птиц? Учитель демонстрирует иллюстрации с изображением птиц.

- А какую тему повторили?

Домашнее задание.

Примеры даны на карточках в виде контуров фигурки птички.

1 группе 12 примеров в 2 действия.

2 группе 8 примеров в 2 действия.

Олегу Г. 8 примеров в 1 действие.