Подлинное знание нельзя подарить
человеку,
оно должно быть приобретено им только
ценой самостоятельных усилий”.
Франц Хофман
В силу специфичности обществознания как учебного предмета перед каждым учителем стоит задача осмысления его целей и задач, особенностей их выражения в требованиях, предъявляемых к выпускнику школы.
Система требований, предъявляемых к уровню знаний, умений, навыков выпускников по обществознанию предполагает, что накопление знания (понятий, определений и т.д.) не должно являться определяющей целью при изучении обществознания. Знание рассматривается как необходимая база для развития критического мышления личности, способности формулировать и аргументировать свою позицию с опорой, как на научное знание, так и на собственный опыт. Основные требования предполагают овладение учеником на основе усвоенных обществоведческих знаний приемами интеллектуальной деятельности:
- сравнивать изученные социальные объекты, т.е. выявлять их отличия и сходства;
- характеризовать изученные социальные объекты и процессы, т.е. раскрывать свойственные им значимые признаки;
- объяснять изученные социальные явления и процессы, т.е. раскрывать их устойчивые существенные связи, как внутренние, так и внешние;
- приводить собственные примеры, т.е. пояснять, аргументировано раскрывать изученные теоретические положения и социальные нормы на соответствующих фактах;
- давать оценку изученных социальных объектов и процессов, т.е. высказывать суждения об их ценности, уровне или назначении.
Умения именно такого рода позволяют перевести обществоведческое знание из преимущественно теоретической плоскости в сферу практического осмысления, соотнесения с собственной позицией, имеющимся опытом.
С целью формирования научного мышления, развития интеллектуальных навыков и умений обучающихся применяю следующие методические приемы преподавания обществознания:
- построение структурно-логических схем;
- системно-функциональный анализ объекта;
- локальный и целостный анализ текста.
Выработанная система приемов может применяться на всех типах уроков, но более всего подходит для вводных и повторительно-обобщающих занятий.
Построение структурно-логических схем
Использование приема построения структурно-логических схем способным и хорошо успевающим школьникам помогает выстроить знания в систему, выделить и осознать главное в учебном материале; слабоуспевающим – служит логической опорой. Большинство обучающихся, освоивших этот прием, могут ориентироваться в учебной информации, структуре знаний и их систематизации, эффективно и прочно запоминать материал учебного предмета.
При построении схем ученикам на отдельных карточках предлагаются основные понятия, раскрывающие содержание темы и позволяющие представить логику изучения конкретного предмета. Школьникам необходимо установить внутреннюю или внешнюю связь между этими терминами и расположить их (на парте, магнитной доске) в необходимом порядке, указав стрелками имеющиеся связи. В данном случае отрабатываются умения синтезировать и устанавливать внутренние и внешние связи.
Пример построения структурно-логических схем по теме “Направления и формы развития общества”. (Приложение 1)
Основной формой познания при отработке данного приема является логическое мышление, позволяющее соединять понятия в суждения, находить связи между ними (закономерности) и делать умозаключения.
Систематическое использование приема нацелено на формирование у обучающихся умений:
- устанавливать внутренние и внешние связи между фактами, событиями, явлениями;
- синтезировать, т.е. создавать целостную схему из разрозненных блоков или элементов материала;
- обобщать материал для получения целостного представления об изучаемой теме.
Системно-функциональный анализ
Использование приема системно-функционального анализа можно рассмотреть на примере изучения деятельности органов государственной власти РФ, которое позволяет раскрыть смысловое значение политической сферы жизни общества. Классу, разделенному на группы, предлагается схема системы органов государственной власти РФ с четко определенными связями между ее элементами. Используя текст Конституции РФ, обучающиеся должны определить полномочия органов государственной власти РФ и механизм их взаимодействия. (Приложение 2)
Групповая форма работы оптимизирует деятельность, позволяет экономить время, т.к. каждая группа проводит функциональный анализ только одной ветви власти. В таком случае необходимо деление класса на четыре группы, одна из которых работает над выводами, касающимися взаимодействия властей, и совместно с учителем участвует в подведении итогов работы других.
Использование данного приема формирует умения:
- анализировать текст нормативно-правового акта;
- обобщать материал и формулировать его с использованием правовой терминологии;
- выявлять связи между элементами системы;
- сравнивать функции органов государственной власти РФ.
Локальный и целостный анализ текста
Использование приема локального и целостного анализа текста позволяет выработать навыки работы с текстовыми документами у обучающихся. Под локальным анализом понимается исследование либо отдельных частей текста (статей, разделов, глав), либо всего текста с целью создания обобщенного вывода по конкретной проблеме, которая задается учителем. Целостный анализ позволяет сделать вывод об общем значении текста, его месте в системе других документов. Для реализации данного приема обучающимся предлагаются алгоритмы, которые поэтапно определяют их деятельность, позволяют самостоятельно организовать работу и добиться необходимого результата.
Предполагаемый результат систематического использования приема выражается в формировании умений:
- сравнивать содержание нового документа с уже имеющимися знаниями;
- находить аналогии;
- устанавливать логическую связь между фактами;
- обобщать материал и самостоятельно делать выводы.
Опорные таблицы
Одной из методологических основ перечисленных приемов обучения является использование опорной таблицы, которая дает возможность ученику осознанно организовать свою деятельность, оценить ее результативность на каждом этапе отработки приема, получить помощь, приблизиться к решению задачи. Ученик сознательно оценивает:
- что он изучает (предмет исследования);
- что он ищет (истина, пути, ведущие к ней);
- о чем он думает (относительно содержания и способов деятельности);
- с кем сотрудничает (сам с собой, с учениками в группе, с учителем);
- что он делает (конкретные виды деятельности);
- что он осознает в отношении своего “Я” (рефлексия).
В заголовках опорной таблицы отмечаются различные виды предметной или умственной деятельности (таблица). Они определяют объем того, что нужно выполнить в ходе реализации методологического приема, и позволяют ученику определить для себя индивидуальный вариант выполнения работы.
Изучать | Искать | Думать | Сотрудничать | Делать | Рефлексировать |
… | … | … | … | … | … |
Каждый может самостоятельно трактовать, что он может сделать на уроке, где сегодня находится предел его творческих возможностей, например при заполнении в таблице колонки “Изучать” ученик может использовать одно из утверждений: “Я должен изучать”, “Я могу изучать”, “Я хочу изучать”, “Мне необходимо изучать” и т.п.
Опорная таблица является способом рефлексии, который применяется не только в конце урока, но и на всех его этапах. Ведь цель каждого учителя, стремящегося достичь результата, должна сводиться к тому, чтобы сознание ученика не выходило из актуальной зоны урока ни на одну секунду.
В современных условиях использование продуктивных технологий является неотъемлемой частью процесса модернизации. Применяемые технологии должны базироваться на продуктивности, креативности, мобильности и опираться на научное мышление, формирование которого становится основной задачей образовательного процесса.