Урок по теме "Обобщение знаний о глаголе"

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Цели урока:

  • обобщить и систематизировать знания учащихся о глаголе как части речи;
  • закреплять навык правописания личных безударных окончаний глаголов;
  • закреплять умение определять спряжение глаголов, умение распознавать временные формы глагола;
  • развивать орфографическую зоркость, умение обобщать и абстрагировать, навык самостоятельной работы, коммуникативные способности;
  • воспитывать чувство взаимопомощи, активизировать интерес к предмету посредством применения информационно-компьютерных технологий.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран-доска, кластер-плакат с изображением ракеты, презентация.

Ход урока

I. Организационный момент.

Посадка.

Проверка готовности.

Запись в тетрадях даты урока.

II. Мотивационный этап.

– Сегодня у нас необычный урок русского языка. Он проходит у нас в кабинете информатики. Главным нашим помощником на уроке сегодня будет компьютер. Перед вами кластер, на котором изображена ракета.

– Но ракета необычная, все её детали представляют собой основные понятия, по теме которую мы завершили. Вам необходимо узнать тему нашего обобщения, расшифровав название ракеты. Для этого вы должны исключить из данного слова все глухие согласные.

слайды 1, 2

ГСЛШАГОКЛ

– Что у вас получилось?

III. Постановка темы, целей урока.

– Мы немало потрудились над данной темой. Сегодня у нас завершающий урок по теме «Глагол».

– Какие цели вы поставите перед собой на уроке?

– Сегодня нам предстоит систематизировать все наши знания о глаголе.

Итогом нашего урока станет заполненный нами кластер-ракета.

Детали ракеты представляют собой основные понятия по теме «Глагол».

IV. Обобщение знаний.

– Кто управляет ракетой?

– За его здоровьем тщательно следят врачи. Представьте, что вы космонавты и вам необходимо медосмотр. Сейчас я буду снимать с вас кардиограмму. Прочитайте утверждения, которые отражают основные понятия по теме «Глагол», если вы не согласны с предложенным утверждением, ставите значок – Λ, а если согласны – значок V.

слайд 3

  1. Глагол обозначает действие предмета.
  2. Глаголы изменяются по падежам.
  3. Не с глаголами пишется раздельно.
  4. Глаголы имеют три спряжения.
  5. Глаголы прошедшего времени изменяются по родам.
  6. Глаголы в н.ф., оканчивающиеся на -ить, относятся ко ΙΙ спряжению.
  7. В предложении глагол чаще всего выполняет роль подлежащего.
  8. Инфинитив – это начальная форма глагола.

– А теперь проверим, кто из вас «здоров» и готов лететь в космос.

слайд 4

Самопроверка.

V. Закрепление знаний.

  • А теперь внимательно рассмотрите нашу ракету. Каких деталей в ней три по счёту?
  • Подумайте, а в теме глагол, какое понятие имеет три разновидности?
  • Какие три времени может иметь глагол? (в кластер вписываются названия временных форм глагола)
  • Поиграем в игру «Четвёртый лишний». В каждой строке найдите лишнее слов

слайд 5

Трещит, скрипит, заскулит, воет.
Встречает, визжал, поскрипывал, дул.
Прочитает, удивить, запишет, нарисует.

Взаимопроверка.

– Какие ошибки вы чаще всего допускаете при написании глаголов?

– От чего зависит окончание глагола?

– Что вам известно о спряжении? Отобразим это на нашем кластере-ракете.

– Следующее задание проверит ваше умение определять спряжение глагола.

слайд 6

– Прочитайте словосочетания. Что вы можете о них сказать?

Игра…т в прятки, мороч..т голову, сид..т сложа руки, плюёт в потолок, счита…т ворон, леж…т на печи, обвод…т вокруг пальца, вод…т за нос, втира…т очки, валя…т дурака, заговарива…т зубы.

– Верно это фразеологические обороты.

– Прочитайте и объясните значение их друг другу.

– А теперь вам необходимо списать их в тетрадь, вставляя пропущенные буквы в окончания глаголов и распределяя фразеологические обороты на две группы в зависимости от спряжения.

слайд 7

Самопроверка.

Ι спряжение ΙΙ спряжение
играет в прятки морочит голову
плюёт в потолок сидит сложа руки
считает ворон лежит на печи
втирает очки обводит вокруг пальца
валяет дурака водит за нос

– Что общего у всех написанных глаголов?

– Как определить вид глагола?

– Докажите, что всё это глаголы несовершенного вида.

– Отобразим категорию вида на нашем кластере.

– Ответьте, в каких случаях у глагола невозможно определить время, лицо и род?

– Прочтём текст на слайде.

слайд 8

Как стать здоровым?
Необходимо соблюдать режим дня, заниматься спортом. Зимой кататься на коньках, бегать на лыжах. Летом купаться в реке. Всегда вовремя ложиться спать.

– Что вы можете сказать о глаголах данного текста?

– Почему все глаголы написаны с Ь знаком?

– Спишите текст в тетрадь, поставив глаголы в форму будущего времени.

– Проверим свои работы.

слайд 9

Самопроверка.

Как стать здоровым?
Соблюдай режим дня, занимайся спортом. Зимой катайся на коньках, бегай на лыжах. Летом купайся в реке. Всегда вовремя ложись спать.

– При изучении темы «Глагол» мы познакомились с отрицательной частицей не. Как она пишется с глаголом?

– А сейчас поиграем в игру «Не может». На экране представлены несколько картинок с животными, вы должны написать, что эти животные делать не могут. Например: Свинья не летает. Предложения запишите в тетрадь.

слайд 10

Взаимопроверка.

VI. Обобщение знаний.

– А теперь выберите утверждение, которое отражает ваши знания по теме «Глагол».

слайд 11

  1. Я не могу определять спряжение глагола.
  2. Я не могу определять вид глагола.
  3. Я не могу определять время глагола.
  4. Я не испытываю затруднений по теме « Глагол».

– Кто выбрал первое утверждение?

– Второе?

– Третье?

– А кто не испытывал трудности при изучении глагола?

VII. Контрольно-оценочный этап.

– Объективно оценить ваши знания нам поможет тест.

Тест напечатан в программе Word.

(приложение 1)

Самопроверка.

слайд 12

Ключ

  1. Б
  2. В
  3. Б
  4. В
  5. А
  6. В

Оценивание.

Оценки:

  • Нет ошибок – «5»;
  • 1-2 ошибки – «4»;
  • 3 ошибки – «3»;
  • Больше 3-х ошибок – «2».

VIII. Рефлексия.

– Где вы допустили ошибки при выполнении теста?

– Тест показал, что на итоговом повторении в конце учебного года нам нужно уделить внимание теме…

– А теперь посмотрите на наш кластер-ракету. Давайте закрасим на нём темы, требующие доработки красным цветом, а темы не вызывающие трудностей – зелёным.

– Кто управляет ракетой?

– Верно, космонавт.

Работа на компьютерах в программе Paint.

– Откройте файл «Рисунок космонавта». Нарисуйте космонавту улыбку. Пусть она отобразит ваше настроение, которое вы сегодня получили от нашего урока.

слайд 13

IX. Домашнее задание.

Домашнее задание выберите в зависимости от темы, которая требует у вас доработки.

Тема «Спряжение» – упр. 597 с. 177

Тема «Время» – упр. 598 с. 178

Тема «Вид глаголов» – упр. 628 с.186

слайд 14

Приложение.