Задачи:
- Приобщать детей к социально-нравственным ценностям.
- Воспитывать понимание детьми нравственных качеств и поступков героев сказок, определить отношение к ним.
- Закрепить знания детей о своих правах.
- Учить детей рассуждать, сопоставлять, делать выводы.
Ход занятия
1-я часть.
В группу входит почтальон с письмом, воспитатель предлагает посмотреть, что это. В пакете большая красивая книга с волшебными сказками.
Вдруг появляется Кикимора и забирает книгу у детей:
– Малы вы еще книги-то изучать. Я эту книгу сама почитаю (уходит и прячется в домике)
Воспитатель: Ну и Кикимора! Отобрала нашу книгу и исчезла. Придется нам за ней в страну сказок отправляться. Полетим на облаке? Закрывайте глаза и полетели! (звучит музыка) Прилетели, а вот и избушка Кикиморы, постучимся?
Кикимора: Кто такие? Чего явились? Я гостей не жду
Воспитатель: Уважаемая Кикимора, какая же Вы сердитая, какой голос у Вас грубый, слова неприветливые
Кикимора: Хватит разговоры разговаривать, зачем явились-то?
Дети просят книгу, которую забрала Кикимора.
Кикимора: Ничего я у вас не забирала. Да и на энту книгу вы никаких правов не имеете. На все такое интересное имеют права только дети и внуки царя Салтана и Соловья-Разбойника, а еще дети, верящие в Бабу Ягу и Кощея Бессмертного, да, а еще одного цвета кожи и национальности со Змеем Горынычем. Так вот, яхонтовые мои.
Воспитатель: Ребята, а вы как считаете, Кикимора права? (ответы детей) Так что, уважаемая Кикимора, Вы не правы и верните нам книгу, пожалуйста!
Кикимора: Ой, ой, какие все умные! Ну-ка ты, первый, подойди ко мне..
Воспитатель: А почему это Вы так странно детей называете, у них имена есть.
Кикимора: Имена, а зачем это? Ребята все маленькие, одинаковые, номерами обойдутся.
Воспитатель: Ребята, вы согласны, что все дети одинаковые? (ответы детей)
Убедили Вас дети, теперь вы понимаете, что каждый ребенок имеет право на собственное имя?
Кикимора: Ну хорошо, признаю теперь за ними такое право.
Воспитатель: А чтобы Кикимора со всеми познакомилась, давайте поиграем в игру «Эхо».
Проводится игра «Эхо» – дети встают в круг, по очереди называют свои имена, остальные хором повторяют. После игры дети снова просят вернуть книгу.
Кикимора: Верну, драгоценные вы мои, если у кого-то мама в библиотеке работает.
Воспитатель: А это почему?
Кикимора: Потому, что книги имеют право читать только дети библиотекарей, в домах имеют право жить только дети строителей, а лечиться- только дети врачей.
Воспитатель: Ребята, а вы как считаете, справедливо это? (ответы детей)
А мне почему-то жалко Кикимору, а вам, ребята? Почему она плохие поступки совершает? (ответы детей) И правда, никто ее не любит, не заботится о ней. А ведь все имеют право на любовь и заботу. А Кикимору никто никогда и с днем рождения не поздравлял, давайте подарим ей цветочек волшебный с нашими именами на память, пусть она порадуется, может добрей станет.
Дети собираются у столов, подписывают разноцветные лепестки, собирают цветок и дарят Кикиморе (звучит музыка). Кикимора благодарит детей и возвращает книгу сказок, прощается с детьми.
Воспитатель: Наконец-то мы сказки почитаем, возвращаемся в детский сад. 1, 2, 3, 4, 5 – вот и дома мы опять. Присаживайтесь ко мне поближе.
2-я часть. Сказочная викторина.
Проводится сказочная викторина по сказкам Пушкина, воспитатель читает отрывок сказки, дети- артисты показывают мини-сценки, остальные отгадывают, какая это сказка.
-
Пошел он ко своей землянке, а землянки нет уж и следа, перед ним изба со светелкой, с кирпичною беленою трубою, с дубовыми, тесовыми вороты, старуха сидит под окошком, на чем свет стоит мужа ругает: «Дурачина ты, прямой простофиля! Выпросил, простофиля, избу! Воротись, поклонися рыбке, не хочу быть черной крестьянкой, хочу быть столбовою дворянкой.»
-
Жил-был поп, толоконный лоб.
Пошел поп по базару, посмотреть кой-какого товару.
Навстречу ему Балда идет, сам не зная куда.
«Что, батька, так рано поднялся? Чего ты взыскался?
Поп ему в ответ: «Нужен мне работник: повар, конюх, плотник.
А где найти мне такого служителя не слишком дорогого?» -
Три девицы под окном, пряли поздно вечерком,
Говорит одна девица: Кабы я была царица,
То на весь бы мир одна наткала я полотна.
Если б я была царица, говорит ее сестрица,
То на весь крещенный мир приготовила б я пир
Если б я была царица, третья молвила сестрица,
Я б для батюшки царя родила богатыря. -
На девичник собираясь, вот царица, наряжаясь,
Перед зеркальцем своим, перемолвилася с ним:
«Я ль скажи мне, всех милее, всех румяней и белее?»
Что же зеркальце в ответ? «Ты прекрасна, спору нет,
Но царевна всех милее, всех румяней и белее»
3-я часть. Подведение итогов, рефлексия.
Воспитатель благодарит детей-артистов и задает вопросы детям по сказкам А.С. Пушкина:
– Какие сказки мы сегодня вспомнили?
– Какие желания старухи исполнила золотая рыбка, а какое нет?
– За какую плату согласился работать Балда у попа?
– Какие чудеса увидели купцы на острове князя Гвидона?
– У кого просил помощи царевич Елисей в поисках своей невесты?
Воспитатель: Молодцы, ребята. А теперь давайте вспомним, что мы сегодня сделали? А что вам больше всего понравилось? (ответы детей)