Цели.
Лексика: активизация в речи названий овощей и фруктов.
Грамматика: закрепление умения образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, употреблять имена существительные во множественном числе, образовывать относительные прилагательные.
Фонетика: развитие фонематического слуха.
Развитие памяти, мышления, связной речи. Воспитание активности, дружелюбия. Создание хорошего настроения.
Материал: наглядное пособие “Собираем урожай”, маска кабачка, муляжи овощей и фруктов, корзина, ведро, мультимедиа-проектор, слайды, игрушка – зайчик.
Ход занятия
Воспитатель:
- Здравствуйте, дети, доброе утро!
Дети:
- Здравствуйте!
Воспитатель:
- Посмотрите в окошко: какая сегодня чудесная погода! Давайте поздороваемся с солнышком.
Дети:
- Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живём в одном краю,
Всех я вас приветствую!
Ребята садятся на свои места.
Воспитатель:
- Ой, ребята, тут кто-то есть. Кто это?
Дети:
- Это зайчик.
Воспитатель:
- Он какой?
Дети:
- Он хороший, пушистый.
Воспитатель:
- Давайте расскажем зайчику веселое стихотворение.
Дети:
Жили-были зайчики
На лесной опушке
Жили-были зайчики
В беленькой избушке
Мыли свои ушки
Мыли свои лапочки
Наряжались зайчики
Надевали тапочки.
Воспитатель:
- Ребята, а вы знаете, у зайчика есть большой огород и красивый сад. Давайте посмотрим, что там растёт?
Дети:
- Там растёт капуста, морковь, баклажан, перец, горох, помидор, репка, редиска, лук, чеснок, яблоко, груша, слива, вишня, малина.
Воспитатель:
- А зайчик такой ласковый, он все овощи и фрукты называет ласково. Давайте и мы с вами назовём их ласково.
Проводится игра “Назови ласково”.
(На проекторе показываются слайды с изображением овощей и фруктов)
Помидор – помидорчик.
Огурец – огурчик.
Баклажан – баклажанчик.
Яблоко – яблочко.
Малина – малинка.
Смородина – смородинка.
Воспитатель:
- У зайчика много овощей и фруктов. А как мы говорим, когда их много?
Проводится игра “Один-много”.
Помидор – помидоры.
Морковка – морковки.
Огурец – огурцы.
Репка – репки.
Яблоко – яблоки.
Слива – сливы.
Воспитатель:
- А теперь, ребята, давайте расскажем: какие овощи и фрукты растут у зайчика?
Рассказы детей по схеме.
Это яблоко. Яблоко - желтое, круглое, вкусное. Яблоко растёт в саду.
Это помидор. Помидор красный, круглый, вкусный. Помидор растёт в огороде.
Это огурец. Огурец не круглый. Огурец овальный. Он растёт в огороде.
Воспитатель:
- А теперь зайчик приглашает вас отдохнуть в свой сад
Проводится физкультминутка.
Заходите дети в сад
Там крыжовник, виноград
А в лесу растут черника,
Земляника и брусника
Варит бабушка варенья
Будет внукам угощенье
- Давайте заглянем и в огород.
У капусты есть кочан
Луковка у лука
Словно капля баклажан
И горох для внука
Дед сказал: “У перца
Вовсе форма сердца!”
- Ребята, зайчик просит, чтобы вы помогли ему собрать урожай. Поможем? (Ответы детей). Овощи соберем в ведро, а фрукты в корзину.
Проводится игра “В ведро или в корзину”.
- Помидор кладем в ведро. Яблоко кладём в корзину.
Воспитатель:
- Вот мы и помогли зайчику. В ведре что? (Овощи). А в корзине? (Фрукты). Ребята, а что можно сделать из овощей и фруктов?
Дети:
- Можно сделать салат, сок, компот, варенье.
Воспитатель:
- Наш зайчик делает соки. Давайте поможем ему назвать соки.
Проводится игра “Какой?”.
(На проекторе показываются слайды)
- Какой сок получится из арбуза?
- Арбузный,
из яблок - яблочный,
из груши - грушевый,
из слив - сливовый,
из вишни - вишневый,
из помидоров - томатный.
Воспитатель:
- Зайчик очень любит игру “Кабачок”. Давайте и мы поиграем.
Хороводная игра “Кабачок”.
Кабачок, кабачок
Тоненькие ножки
Мы тебя поили,
Мы тебя кормили.
На ноги поставили
Танцевать заставили
Танцуй, сколько хочешь
Выбирай, кого захочешь.
(Дети ходят по кругу, в середине - кабачок. Кабачок выбирает одного ребенка и танцует с ним.)
Воспитатель:
- Дети, зайчику очень понравилось с нами. А вам понравилось занятие. (Ответы детей) Зайчику пора домой. Давайте с ним попрощаемся.
- До свидания, зайчик! Приходи к нам ещё. На этом наше занятие окончено.