Урок русского языка в 1-м классе по теме "Большая буква в именах,отчествах, кличках животных, названиях городов, рек" (УМК "Перспективная школа")

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • познакомить учащихся с большой буквой в именах, отчествах, кличках животных, названиях городов, рек;
  • выяснить, что заглавная буква в начале слов помогает отличить их от слов, которые пишутся так же, но с маленькой буквы;
  • развивать речевые умения, внимание; воспитывать интерес к русскому языку, слову.

Оборудование: мультимедийный проектор, учебник, тетрадь, карточки.

Ход урока

1. Организационный момент

Вот и прозвенел звонок -
Начинается урок.
Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.

Презентация.Слайд 2

2. Сообщение темы, целей урока

Урок у нас будет необычным, мы отправимся на аукцион знаний.

Здесь у нас аукцион -
Подведёт итоги он.
Тот, кто больше, лучше знает,
Тот награду получает.

У детей на партах лежат номера. Желающие вступить в торг, должны поднять свою карточку с № и отвечать только тогда, когда назовут его номер.

(За каждый проданный товар учащиеся получают жетоны)

Слайд 3

3. Работа по теме урока

Слайд 4, 5

Сегодня на аукционе представлены следующие товары:

- ребусы,

- самостоятельность,

- учебник,

- рабочая тетрадь.

Слайд 6

 Торг начинается. Первый товар спрятан в ребусах, которые представлены нам на минутке Чистописания.

 - Найдите какие имена спрятались и как нужно правильно их записать?

Давайте придумаем и запишем ещё два имени.

Данный товар продан…

Слайд 7

Пальчиковая разминка

Пальчик к пальчику приходит,
Друга он себе находит.
Будут пальчики дружить,
В гости часто приходить.

(Дети сближают ладони и раздвигают пальцы. Затем мизинец соединяют с мизинцем, безымянный с безымянным и т.д. Потом упражнение выполняется в обратном порядке, начиная с большого пальца.)

4. Актуализация опорных знаний

Слайд 8

Торг продолжается и я прошу вас вспомнить:

- Какие секреты устной речи вам уже известны?

(Паузы в конце предложений, интонация, выделение слов голосом - логическое ударение, ударение в словах.)

Докажите это, выполнив самостоятельно аукционное задание по рядам.

1 ряд – составьте вопросительное предложение из данных слов: Бурёнка, молоко, корова, даёт.

2 ряд – найдите и запишите только предложение. Пришла. Кошка Мурка лакает сметану. Перелётные птицы.

3 ряд – спишите предложение, поставив в конце восклицательный знак. Шарик, зайди в будку!

- Как называются слова, которые пишутся с большой буквы?

Найдите и прочитайте об этом в учебнике (с. 27).

Товар продан…

5. Работа по учебнику

Слайд 9

На торг выставлено задание из учебника (с. 27).

Слайд 10

Посмотрите на рисунок. Это страна Больших букв, но его жители грустные и растерянные, оказывается, в стране Собственных имён из слов пропали большие буквы.

Теперь в стране нет порядка. Девочка и мальчик забыли свои имена, на какой улице живут.

Доктор ищет своего пациента-мужчину, имя у которого исчезло.

Собака и кот плачут от голода, хозяева не зовут их обедать.

Нужно обязательно помочь, но есть важное условие: нельзя ошибиться, иначе беспорядок останется в этой стране навсегда. Будьте внимательны и пользуйтесь правилом.

Слайд 11

- О каком правиле идёт речь? (Имена собственные пишутся с заглавной буквы)

- Что такое имена собственные?

Выполняется задание из учебника (с. 28).

Задание проверяется и товар продан самым внимательным ученикам.

6. Физминутка. Гимнастика для рук

Слайд 12

А у нашей внучки
Маленькие ручки,
А на ручках пальчики -
Девочки и мальчики.
Дружно пальчики живут,
Их по имени зовут:
Пальчик Саша,
Пальчик Маша,
Миша, Гриша и Степан,
Пальчик Женя,
Пальчик Феня,
Таня, Ваня и Роман.
Вот какие пальчики -
Девочки и мальчики.

7. Работа в тетради с печатной основой

Слайд 13

Наш аукцион продолжается с товарами из рабочей тетради на странице 18.

Вы помогли навести порядок в стране Собственных имён, а теперь отправимся на речку.

Рассмотрим картинку и запишем в тетрадь несколько предложений с именами людей и кличками животных.

- О каком правиле нужно помнить, чтобы выполнить работу без ошибок?

Лучшими на этом этапе аукциона были…

8. Закрепление изученного материала

Слайд 14

Послушайте стихотворение и скажите, какие слова в них произносятся одинаково, а пишутся по-разному. Почему? Объясните значение этих слов.

На виду честного люда
Трусит с горки съехать Люда.
А у Сани, а у Сани
С горки сами мчатся сани.
Май пришёл!
Снимай фуфайку!
Надевай-ка, Майка, майку!

9. Итог урока

Слайд 15

- Для чего нужны имена собственные?

- Какие секреты есть в письменной речи?

10. Рефлексивная деятельность

Слайд 16

Продолжите предложения:

Мне понравилось

Было трудно

Теперь я знаю

Теперь я умею

Я понял, что

Урок научил меня

Слайд 17

Оцените, на какой ступени знаний вы сейчас находитесь?

1. Пока испытываю трудности.

2. Хорошо, но могу лучше.

Все товары, представленные спонсорами на аукцион, нашли новых владельцев.

Их обладателями стали…

На этом наш аукцион закрывается. До новых встреч!

Слайд 18