Урок музыки "Фразы. Ритм"

Разделы: Музыка


Тип урока: урок совершенствования знаний по фразам и ритму.

Цель урока: вторичное осмысление навыков восприятия и анализа музыкального синтаксиса (определение на слух ритмических формул, восприятие и слуховой анализ музыкальной формы на примере простейших построений).

Задачи:

образовательная: повторить и закрепить полученные теоретические знания по построению предложения и фраз;

развивающая: развивать музыкальный слух, навыки восприятия ритмических рисунков. Развивать у учащихся мысленную деятельность, интерес к слушанию музыки;

воспитательная: создать условия для воспитания чувства формы и чувства ритма. Создать условия для мотивации занятия музыкой через игровые моменты.

Оборудование:

  • учебный класс,
  • фортепиано,
  • доска.
  • учебный комплекс: комплекс дидактических карточек на каждого ученика (по 4 карточек размером 10/10 сантиметров различных длительностей):

  • дидактический материал для работы над фразами (5 квадратовразмером 5/5 сантиметров):

  • ноты, большая детская пирамида.

Ход урока

  1. Приветствие. Настройка на урок.
  2. Опрос домашнего задания.
  3. Ритмический диктант.
  4. Работа над фразами и ритмом.
  5. Игра “Пирамида”.
  6. Обобщение и подведение итогов урока.
  7. Запись домашнего задания.

1. У: Поёт попевку “Прозвенел звонок, начался урок”.

Д: Здравствуйте.

У: Ребята, скажите, что такое ритм, фраза?

Д: Ритм – чередование разных длительностей. Фраза – это часть предложения, содержащая объединение нескольких мотивов.

У: на наших уроках сольфеджио мы развиваем ритм, учимся слушать и определять фразы.

И тема нашего урока “Фразы. Ритм”.

Цель урока: закрепить полученные знания, научиться слышать и записывать ритм по слуху, определять фразы в произведениях.

2. Опрос домашнего задания.

№ 187 – спеть с ритмическим аккомпанементом.

3. Ритмический диктант (используются дидактические материалы карточек).

Играется диктант с использованием длительностей восьмые, четверти, шестнадцатые.

Задача детей: прослушать мелодию, простучать ритм этой мелодии и выложить карточками на столе.

Диктант №1

Диктант №2

4. Работа над фразами и ритмом.

Прослушать музыкальный фрагмент “Ой ты, утка, утка”.

Определить количество фраз (их повторность) и выложить фразы на столе квадратами разных цветов.

Далее простучать ритм повторных фраз и выложить на столе этот ритм карточками длительностей. На последнем этапе дети пропевают и одновременно простукивают ритм повторных фраз с ритмослогами.

5. Игра “Пирамида”.

Дети становятся лицом друг к другу вокруг стола.На столе стоит большая детская пирамида. Играется музыкальное произведение. Задача детей начало каждой фразы прохлопать и просчитать их количество в данном произведении. Затем учащиеся отворачиваются (перед этим разбирается пирамида по кольцам – фразам и раздаётся детям - одновременно проговаривая какая фраза какому кольцу будет соответствовать). Пока звучит музыкальное произведение учащиеся должны сложить свои фразы - кольцав пирамиду. Когда закончится произведение дети поворачиваются друг к другу и смотрят, если пирамида собрана правильно, значит все фразы услышаны и построены верно. Если пирамида выстроена не правильно, разбирается каждая фраза и исправляются ошибки.

Для этой игры предлагаются произведения танцевального характера (польки, марши):

  • “Полька” Л.Минеева.
  • “Тирольская полька” аранжировка Л.Минеевой.
  • “Австрийская полька” аранжировка Л.Минеевой.
  • “Солдатский марш” Р.Шуман.

6. Обобщение урока:

У: Скажите, ребята, чем мы сегодня занимались?

Д: Работали над фразами и ритмом.

7. Домашнее задание:

1) № 187 - наизусть с ритмическим аккомпанементом,

2) карточка в тетради.

Литература

  1. Учебник по сольфеджио. 1 класс. А.А. Варламова, Л.В.Семченко.
  2. Сборник диктантов.
  3. Сборник “Музыка для ритмики”, издательство “Композитор” (Санкт-Петербург).
  4. Школа игры на фортепиано.
  5. Большая детская пирамида.