Тип урока: урок совершенствования знаний по фразам и ритму.
Цель урока: вторичное осмысление навыков восприятия и анализа музыкального синтаксиса (определение на слух ритмических формул, восприятие и слуховой анализ музыкальной формы на примере простейших построений).
Задачи:
образовательная: повторить и закрепить полученные теоретические знания по построению предложения и фраз;
развивающая: развивать музыкальный слух, навыки восприятия ритмических рисунков. Развивать у учащихся мысленную деятельность, интерес к слушанию музыки;
воспитательная: создать условия для воспитания чувства формы и чувства ритма. Создать условия для мотивации занятия музыкой через игровые моменты.
Оборудование:
- учебный класс,
- фортепиано,
- доска.
- учебный комплекс: комплекс дидактических карточек на каждого ученика (по 4 карточек размером 10/10 сантиметров различных длительностей):
- дидактический материал для работы над фразами (5 квадратовразмером 5/5 сантиметров):
- ноты, большая детская пирамида.
Ход урока
- Приветствие. Настройка на урок.
- Опрос домашнего задания.
- Ритмический диктант.
- Работа над фразами и ритмом.
- Игра “Пирамида”.
- Обобщение и подведение итогов урока.
- Запись домашнего задания.
1. У: Поёт попевку “Прозвенел звонок, начался урок”.
Д: Здравствуйте.
У: Ребята, скажите, что такое ритм, фраза?
Д: Ритм – чередование разных длительностей. Фраза – это часть предложения, содержащая объединение нескольких мотивов.
У: на наших уроках сольфеджио мы развиваем ритм, учимся слушать и определять фразы.
И тема нашего урока “Фразы. Ритм”.
Цель урока: закрепить полученные знания, научиться слышать и записывать ритм по слуху, определять фразы в произведениях.
2. Опрос домашнего задания.
№ 187 – спеть с ритмическим аккомпанементом.
3. Ритмический диктант (используются дидактические материалы карточек).
Играется диктант с использованием длительностей восьмые, четверти, шестнадцатые.
Задача детей: прослушать мелодию, простучать ритм этой мелодии и выложить карточками на столе.
Диктант №1
Диктант №2
4. Работа над фразами и ритмом.
Прослушать музыкальный фрагмент “Ой ты, утка, утка”.
Определить количество фраз (их повторность) и выложить фразы на столе квадратами разных цветов.
Далее простучать ритм повторных фраз и выложить на столе этот ритм карточками длительностей. На последнем этапе дети пропевают и одновременно простукивают ритм повторных фраз с ритмослогами.
5. Игра “Пирамида”.
Дети становятся лицом друг к другу вокруг стола.На столе стоит большая детская пирамида. Играется музыкальное произведение. Задача детей начало каждой фразы прохлопать и просчитать их количество в данном произведении. Затем учащиеся отворачиваются (перед этим разбирается пирамида по кольцам – фразам и раздаётся детям - одновременно проговаривая какая фраза какому кольцу будет соответствовать). Пока звучит музыкальное произведение учащиеся должны сложить свои фразы - кольцав пирамиду. Когда закончится произведение дети поворачиваются друг к другу и смотрят, если пирамида собрана правильно, значит все фразы услышаны и построены верно. Если пирамида выстроена не правильно, разбирается каждая фраза и исправляются ошибки.
Для этой игры предлагаются произведения танцевального характера (польки, марши):
- “Полька” Л.Минеева.
- “Тирольская полька” аранжировка Л.Минеевой.
- “Австрийская полька” аранжировка Л.Минеевой.
- “Солдатский марш” Р.Шуман.
6. Обобщение урока:
У: Скажите, ребята, чем мы сегодня занимались?
Д: Работали над фразами и ритмом.
7. Домашнее задание:
1) № 187 - наизусть с ритмическим аккомпанементом,
2) карточка в тетради.
Литература
- Учебник по сольфеджио. 1 класс. А.А. Варламова, Л.В.Семченко.
- Сборник диктантов.
- Сборник “Музыка для ритмики”, издательство “Композитор” (Санкт-Петербург).
- Школа игры на фортепиано.
- Большая детская пирамида.