Цели:
- повторить изученные орфограммы: парные согласные, безударные гласные;
- составление предложений, разбор предложения;
- подготовка к диктанту;
- формирование навыков грамотного письма;
- обобщение материала по теме “Орфограммы корня слова”;
- развитие грамотной речи учащихся;
- развивать творческие способности учащихся;
- формировать коммуникативные умения;
- развивать мыслительную деятельность учащихся;
- продолжить развивать умение работы с алгоритмом.
Оборудование урока:
- дидактический материал (карточки для составления алгоритма);
- карточки со словами.
Задачи:
а) образовательные:
- развивать умения распознавать проверяемые и непроверяемые гласные в безударных слогах;
- совершенствовать умения находить проверочное слово путём изменения формы слова;
- расширить знания учащихся о правописании словарных слов.
б) развивающие:
- совершенствовать умения самостоятельной работы;
- совершенствовать умения самопроверки и взаимопроверки;
- расширить словарный запас учащихся;
в) воспитательные:
- воспитывать чувство коллективизма, ответственности друг за друга;
- прививать интерес к предмету.
1. Оргмомент. Тема урока. Мотивация. Повторение изученных орфограмм. Скоро пишем диктант и надо подготовиться к нему.
2. Орфографическое чтение (учитель читает, ребенок повторяет, произнося вслух, но орфографическим чтением). Ученики записывают на доске и в тетради первые буквы.
1. Бегемот разинул рот:
Булки просит бегемот.
Запись на доске: Б Д Г З Ж В
6. Воробей просил ворону
Вызвать волка к телефону.
3. Гриб растет среди дорожки, -
Голова на тонкой ножке.
2. Дятел жил в дупле пустом,
Дуб долбил, как долотом.
5. Жук упал и встать не может.
Ждет он, кто ему поможет.
4. Звезды видели мы днем
За рекою, над Кремлем...
- Что объединяет буквы, которые мы записали? (Это парные звонкие согласные)
3. Чистописание и повторение - парные согласные.
Запишите строчные буквы в алфавитном порядке, а для этого вспомним алфавит (ответ цепочкой):
б в г д ж з - 1 (ученик на доске)
Что объединяет все эти буквы? (Согл., парные, звонкие)
Напишем к ним пару (1 уч. на доске):
п-ф-к-т-ш-с.
В каких позициях парная звонкая оглушается? (На конце слова, в середине перед -к)
4. Работа со словами. Запись и проверка парных согласных.
Придумайте слова на это правило (запись на доске учеником и проверка с объяснением).
Обед - обеды, нож - ножи, сказка - сказы, мостки - мосты, и. т. д.
- Какой алгоритм проверки? (Учащиеся выводят алгоритм проверки, выставляя на доске карточки.)
1. Произносим
2. Находим орфограмму - парный по глухости и звонкости
3. Ищем проверочное:
- меняем форму слова,
- находим однокоренное слово такое, чтобы после согласной стояла гласная.
5. Безударные гласные.
- Какая еще орфограмма встретилась в написанных словах? (Безударная гласная в словах мостки - мосты)
- А как её проверить?
- Какое мы знаем правило – стихотворение?
Хором:
Если буква гласная вызвала сомнение,
Ты её немедленно поставь под ударение.
- А для этого… (Ребята отвечают и на доске выкладывают алгоритм)
1. Произносим с ударением.
2. Находим безударную гласную.
3. Ищем проверочное слово:
- меняем форму слова,
- находим однокоренное слово такое, чтобы на гласный падало ударение.
- Чем похожи алгоритмы? (Для поиска проверочного слова, мы меняем форму слова или ищем однокоренное)
6. Самостоятельная работа.
Учитель произносит слова или показывает карточки со словами с пустым местом вместо безударных гласных. (Учащиеся смотрят на карточку и записывают проверочное слово. Один ученик за ширмой.)
Ст лы – стол, д ма – дом,
м сты – мост, л са –
лес, м чи – мяч, ш ры –
шар, гр бы – гриб, сл ны
– слон. (Взаимопроверка и оценивание)
7. Вывод о проверке безударных гласных. (Повторение алгоритма)
- Какие орфограммы повторили?
8. Физкультминутка
Мы топаем ногами,
Мы хлопаем руками,
Киваем головой.
Мы руки поднимаем,
Мы руки опускаем
И вновь писать начнем.
9. Работа с предложениями.
- Мы вспомнили, как пишутся слова, а для чего нам это нужно? (Быть грамотными, правильно писать диктанты, ведь из слов состоят предложения)
- На доске слова: канки лду скалзят по Мишыны глаткому. Исправить ошибки. Кто найдёт больше?
Составим предложения. Записываем с комментированием и повторяем орфограммы.
Мишины коньки скользят по гладкому льду. (Запись на доске. Устно разбор предложения (по цели высказ. повеств., по инт. невоскл., полное, распр.)). Отметить члены предложение и части речи, начертить схему предложения.
10. Самостоятельная работа. Подбирается упражнения из учебника.
Дети делают его самостоятельно.
Взаимопроверка или самопроверка.
11. Итог. Рефлексия.
- Какие орфограммы повторили? Какой алгоритм проверки?
- Какие задания вам понравились больше всего?
- С какими заданиями вы справились лучше всего?
- За что вы можете себя похвалить?
Я надеюсь, что диктант вы напишите на “5”! Молодцы!