Урок по теме "Правописание мягкого знака в существительных после шипящих"

Разделы: Русский язык


Цели урока.

Образовательные: формировать умение правильно писать мягкий знак у существительных после шипящих, уметь осознанно применять это правило на практике.

Коррекционно-развивающие: развивать речь, мышление, орфографическую зоркость.

Воспитательные: воспитывать познавательную активность учащихся.

Оборудование: интерактивная доска, ноутбук, презентация, карточки для индивидуальной работы, офтальмотренажер Зевс.

Ход урока

I. Организационный момент.

Проверка готовности к уроку. Приветствие. Создание эмоционального настроя.

II. Актуализация знаний учащихся.

Работа на интерактивной доске.

Даны слова: дочь, глушь, врач, ночь, ковш, мелочь, меч, вещь, мышь, плащ.

Определите род существительных. Чем похожи эти слова? Чем отличаются? Сможем сформулировать тему урока.

III. Сообщение темы и цели урока.

Сегодня на уроке узнаем, почему разные написания у имен существительных с шипящей на конце. Тема урока “Правописание мягкого знака у существительных после шипящих”. Записали число, классная работа и тему урока.

IV. Изучение новой темы.

Упражнение 96. Поставьте имена существительные в единственном числе. Запишите в два столбика: существительные мужского рода и существительные женского рода. Подчеркните шипящие на конце слов.

Сторожа, вещи, борщи, мыши, мелочи, речи, ландыши, коржи, богачи, ночи, броши, циркачи..

Чем различаются на письме существительные мужского и женского рода с шипящей на конце?

Вывод: у существительных женского рода с шипящей на конце пишется мягкий знак (ь), у существительных мужского рода с шипящей на конце мягкий знак (ь) не пишется.

Чтение правила учащимися.

V. Физкультминутка. Работа с офтальмотреножером.

VI. Закрепление полученных знаний, умений и навыков.

1) Работа по группам (по карточкам)

1-2 группа. Списать словосочетания, определить род существительных, подчеркнуть шипящие на конце слов.

Рабочая молодежь, знаменитый силач, спелая рожь, мамина брошь, быстрокрылый стриж, непромокаемый плащ, нужная вещь, русская речь, густой камыш, жирный лещ.

(Взаимопроверка)

3 группа. Списать слова, подчеркнуть шипящие на конце слов.

Дрожь, сторож, тишь, ковш, печь, врач, помощь, клещ.

Скажите, у каких существительных после шипящих на конце пишется мягкий знак (ь), а у каких не пишется.

2) Разгадай кроссворд [1]:

По горизонтали:

1. Муыкант, играющий на трубе.

2. Молодые люди.

3. Мелкие деньги.

4. Глухое место в лесу.

По вертикали:

5. Вещи, собранные в дорогу

6. 12 часов ночи.

7. Колючая речная рыба.

VII. Подведение итогов урока. Рефлексия.

С какой новой орфограммой мы познакомились на уроке сегодня? Что нового мы узнали о Ь?

Что было интересно на уроке? Я ставлю оценку…

VIII. Домашнее задание.

1-2 гр.С.74, упражнение 98.

3 гр. С.74, упражнение 97.

Презентация

Список литературы

И.В. Веркеенко. Упражнения и проверочные задания по русскому языку: 6 кл.: тетрадь для учащихся 6 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: Владос, 2010. – 96 стр.