Цель:
- Продолжать формировать у детей представление о днях недели, месяцах и числах.
- Продолжать обучать детей придумыванию задач по рассказу, картинке содержащих числа.
- Закрепить последовательность чисел второго десятка.
- Учить детей слушать и слышать воспитателя, отвечать полными предложениями на поставленный вопрос.
- Развивать речь, память, логику.
- Воспитывать взаимовыручку, желание помочь оказавшемуся в беде.
Словарь: день, неделя, месяц, задача, условие, решение, часть, целое.
Материал:
- Демонстрационный: полоски для построения моделей, знаки, цифры, конверты с письмами - заданиями, "кочки" с цифрами, почтовый ящик.
- Раздаточный: цифры для записи второго десятка. Полоски для построения моделей, знаки, цифры, картинки для составления задач.
Ход занятия
В приемной стоит почтовый ящик, в нем воспитатель вместе с детьми находят телеграмму.
Воспитатель: Я приглашаю всех пройти в группу, где мы с вами прочитаем телеграмму.
(ребята вместе с воспитателем проходят в группу, воспитатель начинает читать телеграмму)
"Здравствуйте, дорогие ребята, Карабас Барабас украл меня у папы Карло и запер в чулане. Я очень долго нахожусь у него и не знаю, сколько дней прошло и какое сегодня число. Но мне обязательно нужно попасть на театральное представление, которое состоится в эту субботу. Помогите, спасите меня от Карабаса Барабаса. Он коварный и злой человек и сделает все, чтобы вы не могли меня спасти". Буратино.
Воспитатель: Ребята, что же нам делать?
Дети: Нам нужно идти и спасать Буратино.
Воспитатель: Как мы можем спасти Буратино?
Дети: Можем попросить Барабаса Барабаса, чтобы он отпустил его.
Дети: Найти волшебника, что бы он мог освободить его.
Воспитатель: Можно попробовать. Но прежде, мы должны попасть в сказку. Я предлагаю вам произнести заклинание.
Дети: Вокруг себя повернись в сказке "Золотой ключик" очутись!
Воспитатель: Вот мы с вами попали в сказку, давайте и попробуем найти Буратино.
Дети: Давайте.
Воспитатель: Ой, посмотрите, куда же мы с вами попали?
Дети: Мы попали на болото.
Воспитатель: Попробуем пройти через болото, чтобы помочь Буратино, но посмотрите, даже на кочках нарисованные цифры и те не по порядку. Что нужно сделать?
Дети: Нужно цифры на кочках поставить в правильном порядке.
(пока ребята передвигают кочки, под одной из кочек они находят письмо с заданием)
Воспитатель: Ребята, как вы думаете от кого это послание? Да, я тоже думаю, что это послание спрятал Буратино, пока его нес Карабас Барабас. Давайте мы сейчас вместе с вами переберемся через болото на поляну, и прочитаем его.
Дети: Давайте.
(ребята вместе с воспитателем перепрыгивают с кочки на кочку, попадают на полянку)
Воспитатель: Посмотрите, мы с вами попали на сказочную полянку, вот тут мы и попробуем выполнить задание от Буратино.
Воспитатель читает письмо: "Ребята подскажите, какой сегодня день недели, месяц и число, какое число будет через два дня, какое число будет завтра"?
Дети: сегодня 12 апреля, четверг.
Дети: Через два дня будет 14 апреля, суббота.
Дети: завтра будет 13 число, пятница.
Воспитатель: Правильно, я предлагаю вам подойти к пенькам - столам и при помощи цифр выложить сегодняшнее число, число, которое будет завтра, и число которое будет через два дня. Если Буратино спасется от Карабаса Барабаса, то может, найдет наши подсказки.
(ребята подходят к столам и стоя выполняют задание)
Воспитатель: Молодцы! Правильно выполнили задание! Мы с вами долго шли устали и я предлагают выполнить физкультминутку от Буратино:
Физкультминутка
Буратино потянулся,
Раз - нагнулся,
Два - нагнулся,
Руки в стороны развел,
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
(Дети выполняют соответствующие движения.)
Воспитатель: Ой, к нам на полянку кто - то торопится. Да это же черепаха Тортила, давайте все поздороваемся с ней и узнаем, куда она держит путь.
Дети: Здравствуй, Тортила! Куда же ты держишь путь?
(черепаха Тортила рассказывает на ухо воспитателю, что она торопится к детям в детский сад "Золотой ключик" и несет им срочное письмо)
Воспитатель: Дети посмотрите, правда, у Тортилы на панцире какое-то письмо,
(Воспитатель отвязывает письмо и читает).
Воспитатель: Детям детского сада "Золотой ключик" от Карабаса Барабаса.
(В это же время черепаха шепчет на ухо воспитателю)
Воспитатель: Дети, черепаха мне подсказывает, что на том берегу озера у неё есть своя школа, куда нас она приглашает. Но прежде мы должны добраться до него, пройти по кочкам, пробраться через кусты и перепрыгнуть озеро.
(Ребята выполняют задание черепахи Тортилы)
Воспитатель: Предлагаю пройти в класс и сесть за парты. (Дети садятся за парты, воспитатель начинает читать письмо)
"Я знаю, что вы пришли в сказку спасать Буратино, но если вы не выполните мои задания, я вам не отдам Буратино".
Воспитатель: Первое задание от Карабаса Барабаса -- решите арифметическую задачу: " На поляне играли три зайца, они бегали друг за другом и веселились. Одному зайцу надоело играть, и он ушел к белкам. Сколько зайцев осталось?"
Воспитатель: Назовите, пожалуйста, условие задачи?
Дети: На поляне играли три зайца, они бегали друг за другом и веселились. Одному зайцу надоело играть, и он ушел к белкам.
Воспитатель: Правильно. Назовите вопрос задачи?
Дети: Сколько зайцев осталось?
Воспитатель: При помощи модели " часть - целое" решите эту задачу.
(дети самостоятельно строят модель Ц -Ч=Ч, воспитатель предлагает одному ребенку выйти к доске и построить модель, аргументировав свой ответ)
Ребенок: На поляне играли три зайца - это целое, один ушел к белкам - это часть, осталось два зайца - это часть.
Воспитатель: Правильно, а теперь при помощи цифр решите эту задачу.
(дети самостоятельно решают задачу, один ребенок работает у доски)
Ребенок: Три минус один равно два.
Воспитатель: Молодцы, правильно. Я вам предлагаю поработать парами. У вас на партах лежат картинки. Вам нужно будет придумать задачу и решить ее.
(дети самостоятельно придумывают задачи)
Воспитатель: Кто придумал задачу? Рассказывайте.
Ребенок: На кормушке сидело три птицы, к ним прилетело еще две. Сколько стало всего птиц?
Воспитатель: Решение этой задачи?
Дети: к трем птицам прибавить две равно пять.
Воспитатель: Правильно, кто желает задать свою задачу?
Ребенок: На лужайке играли пять медвежат, двое из них залезли на дерево. Сколько медвежат осталось на лужайке?
Дети: От пяти отнять два равно три.
Воспитатель: Правильно, ребята, но в конверте еще, что-то есть, давайте просмотрим.
Дети: Давайте!
Воспитатель: Посмотрите здесь еще одно задание. Называется это задание "Найди цифру". Вам нужно внимательно посмотреть на картинку найти цифры и раскрасить их.
(пока дети самостоятельно выполняют задание, через время на столе у воспитателя звонит телефон)
Воспитатель: Алло! Слушаю! Да вы действительно дозвонились в детский сад "Золотой ключик", в подготовительную группу. Верно, ребята нашей группы выполнили все задания от Карабаса Барабаса. Ах, это вы и есть Карабас Барабас и у вас есть приятное сообщение для нас, что в старшей группе нашего детского сада находится Буратино. Алло! Алло! Положили трубку. Ребята, давайте пойдем и проверим, действительно ли есть Буратино в старшей группе.
(ребята вместе с воспитателем идут в старшую группу и находят там Буратино)
Буратино: Ребята, большое спасибо вам, что вы спасли меня. Я вам очень благодарен. И у меня для вас есть сюрприз.
(Буратино дарит детям игру)
Воспитатель: Дети, расскажите Буратино, что мы сделали для того, что бы спасти его.
Дети: Мы пробирались через болото, решали арифметические задачи, искали и раскрашивали цифры на картинке.
Буратино: Ребята, я очень тороплюсь, в театр на репетицию, ведь у меня и моих друзей скоро спектакль. До свидания!
(Буратино уходит)
Воспитатель: Молодцы, что спасли Буратино, а теперь вас и наших гостей я приглашаю пить чай.