Цель.
- Формировать умение определять состав числа в пределах 10, решать примеры на сложение и вычитание.
- Закреплять навык измерения с помощью условной мерки.
- Упражнять в делении плоских геометрических фигур на равные части.
- Развивать логическое мышление детей.
Материал.
- Лист бумаги с примером на сложение и вычитание (например, 2+4-0+ 1+3-2), в результате решения которого получается 7 (или 8); геометрическая фигура, вырезанная из цветной бумаги, - на каждого ребенка.
- Фишки.
- Ножницы, бумажная лента, дощечка, копилка - на каждую команду.
- Серии картинок "Кто тяжелее?" (слон, медведь, тигр, лиса, заяц, еж, мышь, кузнечик) и "Кто быстрее?" (леопард, олень, заяц, мышь, лягушка, черепаха, гусеница).
- Лоты: два школьных ранца (рюкзака), пенал, ручка, набор цветных карандашей, альбом для рисования, тетрадь, энциклопедия, акварельные краски, набор ластиков, игрушечная машинка, кукла, мяч.
Ход занятия
Воспитатель. Вы знаете, что такое аукцион? (Там продают разные вещи. Кто даст больше денег, тот получит понравившийся предмет.) Сегодня проводится аукцион школьных принадлежностей.
Хотите там побывать? (Да, хотим.) Только вот беда - денег у нас нет. Что будем делать?
(Высказывания детей.) Предлагаю самим заработать на покупки, используя ум, сообразительность и взаимовыручку. Согласны? (Да, согласны.) Сейчас каждый из вас получит арифметический при мер, который надо решить. Те, у кого в ответе получится 7, сядут за правый стол, у кого 8 - за левый. Так вы разделитесь на две команды - "Семь" и "Восемь".
Каждая команда выберет капитана. Он должен хорошо и быстро считать, так как будет проверять решения примеров у своих игроков. За каждый правильный ответ получаете одну фишку. Это ваши деньги. Дети получают листы с примерами, выполняют задание. Фишки складывают в командную копилку .
Воспитатель. Я купила четыре кувшина. В каждый вмещается 10 стаканов жидкости. В первый кувшин я налила 5 стаканов сока, во второй - 3 стакана киселя, в третий - 7 стаканов сока и в четвертый - б стаканов киселя. Команда "Семь" отгадывает, сколько жидкости можно долить в первый и второй кувшины. Команда "Восемь" отгадывает, сколько жидкости можно долить в третий и четвертый кувшины. Правильный ответ оценивается тремя фишками.
Повторяет условие задачи. Дети решают. Складывают фишки в копилки.
Следующее задание "сказочное". Вопрос для команды "Семь": сколько лет рыбачил дед в сказке А.С. Пушкина, пока в его сети не попалась золотая рыбка?
(Тридцать три года.)
Вопрос для команды "Восемь":, в какой еще сказке А.С. Пушкина упоминается число ЗЗ? (В "Сказке о царе Салтане".) Правильный ответ оценивается тремя фишками.
На полу перед каждой командой лежит дощечка. Нужно отрезать от бумажной ленты кусок такой же длины, как дощечка. Условие - дощечку брать в руки нельзя.
Дети выполняют задание. Команды/ получают по одной фишке
Команда "Семь" должна назвать пять объектов живой при роды, команда "Восемь" пять объектов неживой природы. Каждый правильный ответ оценивается одной фишкой.
Разложите картинки по порядку. Команда "Семь" - картинки из серии "Кто тяжелее?" (начиная с самого легкого), команда "Восемь" - из серии "Кто быстрее?" (начиная с самого быстрого). За правильное решение - три фишки.
Перед каждым - геометрическая фигура, ее нужно разделить на четыре части.
Дети выполняют задание.
Теперь каждая команда должна выложить из этих частей красочную картину. За коллективную работу получаете три фишки.
Воспитатель. Вот вы и накопили необходимые суммы для посещения аукциона школьных принадлежностей. Закройте глаза и про себя сосчитайте до пяти. Теперь откройте глаза.
Вот мы и на аукционе. Я буду аукционистом, вы - покупателями.
Итак, первый лот - школьный ранец стоимостью три условные единицы (фишки). Кто больше?
Выставляются лоты. Идет торг. На аукционе продаются также предметы, которые не нужны для учебной деятельности; дети должны самостоятельно выбрать из предложенных товаров те, которые считают нужным купить. Аукцион заканчивается, когда все лоты распроданы.