Конспекты развлечений по музыке

Разделы: Работа с дошкольниками


В Древней Руси август величали «серпень» – в эту пору жали серпами хлеба. Еще он  – «собериха-припасиха» в честь сбора урожая, а также «хлебосол», «разносол» и «хлебовин». К тому же август – «живень»: горячий месяц жатвы. И «ленорост» – потому как припасает холст. И «ленораст» – расстилает лен по росной траве. Он же – «межник», «межа»: граница между летом и осенью.
Борис Пастернак писал об августе:

Как обещало, не обманывая,
Проникло солнце утром рано.
Косою полосой шафрановою
От занавеси до дивана.
Вы шли толпою врозь и парами,
Вдруг кто-то вспомнил, что сегодня
Шестое августа по-старому,
Преображение Господне.
Обыкновенно свет без пламени
Исходит в этот день с Фавора,
И осень ясная, как знаменье,
К себе приковывает взоры.

В щедром плодоносном августе отмечаются три праздника, именуемые Спасами и вызывающие ассоциации с золотистым медом, сочными наливными яблоками и веселым хрустом разгрызаемых орехов. Народные названия Спасов – медовый, яблочный и ореховый.
Первый, медовый, Спас 14 августа называют еще и Спас на воде, так как по преданию в этот день произошло Крещение Руси.

Девятнадцатого августа празднуют преображение Господне. Установлен этот праздник в честь чудесного преображения Иисуса Христа. Народное название второго Спаса – яблочный. В это время в садах созревали все основные плоды и прихожане несли их в монастыри для освящения. Яблочный спас из трех Спасов – самый главный. До наступления этого дня не полагалось есть никаких плодов, кроме огурцов (ягоды – не в счет). Второй спас – встреча осени – первые осенины. «Пришел второй Спас – бери рукавицы про запас». «Второй Спас – всему час, шубу припас». Если на второй Спас сухой день – к сухой осени, мокрый – к сырой, а ясный – к суровой зиме. Со второго Спаса начинается самое изобильное урожайное время.

К третьему Спасу, 29 августа, обычно созревают орехи. Поэтому он и называется ореховым.

Солнышко, солнышко, подожди!
Приехали господа-бояре
Из Великого Новгорода
Да на Спасов день гулять-пировать.
Вы сходитесь-ка, люди добрые
На велик званый пир!
Мы тебе, крещеный мир,
Бьем челом да кланяемся.
Солнышко, солнышко, подожди!
Красное, ясное, подожди!

Также в третий Спас пекли пироги из нового хлеба: третий Спас хлеба припас.
В третий Спас – последний отлет ласточек. Все ближе и ближе осень…

Предварительная работа: заучивание стихов, песен о яблоках.

Дети под музыку входят в зал.

Ведущий:

Здравствуйте, мои друзья,
Всех вас рада видеть я!
Вот и август наступил,
Всем новый праздник подарил.

– Ребята, вы знаете, какой сегодня праздник? Правильно, 19 августа люди называют Яблочным спасом. Ежегодно в этот день в России люди угощают друг друга яблоками, пекут пироги, приносят яблоки в церковь для освящения. Наш праздник в детском саду тоже посвящен яблокам.

И вот для вас, ребятки,
Есть одна загадка:
Круглое, румяное, я расту на ветке,
Любят меня взрослые и маленькие детки.

Дети: Яблоко!

Ведущий (выносит блюдо с разными яблоками, проводит беседу о яблоках): Ребята, расскажите мне, какие бывают яблоки?

Дети: Вкусные, сладкие, ароматные, душистые, красные, зеленые, круглые, свежие и т.д.

Ведущий: На чем растут яблоки?

Дети: На яблоне.

Ведущий: Какие сорта яблок вы знаете?

Дети:  Апорт, Семеринка, Грин, Рубин и т.д.

Ведущий: Теперь проверим, кто из вас самый внимательный. Слушайте задание: На березе росло пять яблок, одно яблоко упало. Сколько яблок осталось висеть на ветке?

Дети предлагают разные версии. Правильный ответ: на березе яблоки не растут.

Ведущий:

О яблоках стихи вы, наверное, все знаете,
Кто смелый – выходите, стихи нам почитаете.

1 ребенок:

Я нарисовала яблоневый сад,
Там такие спелые яблоки висят.
Там трава желтеет, ива у ручья, у забора будка, знаешь это чья?
В ней живет огромный пес сторожевой.
Он хоть нарисованный, но совсем живой.

2 ребенок:

Пора настала ясная, в саду созрели яблоки.
Висят они на яблонях красивые и сладкие.
Мы яблоки душистые снимаем с веток бережно,
Кладем в траву росистую румяные и свежие.

Звучит музыка, в центре зала ставится макет яблони.

Дети исполняют хоровод «Яблонька»

1. Мы в обиду яблоньку не дадим, не дадим.
Мы от ветра яблоньку оградим, оградим.
Станем ветер северный отгонять, отгонять.
Будем нашу яблоньку охранять, охранять.

2. Мы в обиду яблоньку не дадим, не дадим.
Мы за нашей яблонькой приглядим, приглядим.
Станем серых зайчиков отгонять, отгонять.
Будем нашу яблоньку охранять, охранять.

3. Маленькая яблонька подрастет, подрастет.
Маленькая яблонька расцветет, расцветет.
Солнышко лучистое жарче грей, жарче грей.
Зрейте, зрейте яблоки поскорей, поскорей.

Ведущий: А теперь пришла пора поиграть нам, детвора!

Проводится подвижная игра «Лето золотое»

Лето, лето золотое, в круг вставай, (дети идут хороводом и говорят хором слова)
И скорее вместе с нами поиграй.

Ведущий:   Яблокам здесь каждый рад?

Дети: Да, да, да!

Ведущий:   Любите вы виноград?

Дети: Да, да, да!

Ведущий:  А грибочки белые?

Дети: Да, да, да!

Ведущий:  А арбузы спелые?

Дети: Да, да, да!

Ведущий: Ну а дождик проливной?

Дети: Убежим скорей домой (разбегаются)

Проводится игра «Найди яблоко по цвету»

В зале на полу раскладывают три обруча красного, желтого и зеленого цвета. Каждый ребенок берет по одному цветному бумажному яблоку. Под музыку дети «гуляют по саду» – ходят по залу в разных направлениях. По окончании звучания музыки дети быстро должны занять муста в обруче соответствующего цвета.

Проводится игра «Яблоня»

Дети идут по кругу, взявшись за руки. В центре круга стоит один ребенок – «Яблоня».

Дети: Яблоня, яблоня, где же твои яблоки? Заморозил их мороз?

Яблоня: Нет, нет, нет!
Дети: Или ветер их унес?
Яблоня: Нет, нет, нет!
Дети: Или молния спалила?
Яблоня: Нет, нет, нет!
Дети: Или градом их побило?
Яблоня: Нет, нет, нет!
Дети: Или птицы поклевали? Так куда они пропали?

Яблоня:

Не морозил их мороз и не ветер их унес,
Не спалило их огнем, града не было с дождем.
Птицы их не поклевали. Это дети оборвали!

Дети разбегаются, ребенок «яблоня» их ловит. Кого задел – садится на место.

Ведущий:

Песни пели и играли,
Дружно здесь стихи читали,
Пришла пора нам посидеть
И дружно сказку посмотреть.

Педагоги показывают детям кукольный спектакль по мотивам сказки В. Сутеева «Мешок яблок».

Ведущий:

Вот и кончилась отлично
Наша сказка-невеличка.
С Яблочным спасом детей поздравляем,
И вкусными яблоками всех угощаем!

Педагоги угощают всех детей яблоками.

Кукольный спектакль по мотивам сказки В. Сутеева «Мешок яблок»

По лесу идет Заяц, поет.

Заяц:

Я зайчик, зайчик, зайчик, скачу, скачу, скачу.
Для маленьких зайчишек ягодки ищу. (оглядывается по сторонам)
Целый день в лесу хожу, ничего не нахожу.
Нет ни ягод, ни грибов. Ох, беда, и нету слов. (стукается лбом о яблоню)
Ой, задумался и вот…(поднимает голову) В лесу яблоня растет!
Яблочки ну просто диво: и румяны, и красивы!
Чудесный меда аромат – накормлю своих зайчат.

Появляется Ворона.

Ворона:

Кар-кар-кар, тут кто у нас хулиганит в этот раз?
Будет каждый прибегать, в лесу яблоки срывать?

Заяц:

Зря, ворона, не сердись, лучше просто улыбнись!
Здесь яблок столько, что весь лес просто их не сможет съесть!
Дома ждут меня детишки, хотят кушать ребятишки.
Мешочек яблок я возьму и домой скорей пойду.

Заяц тащит мешок на спине, потом по дороге.

Ох, тяжелый же мешок, отдохну я здесь чуток.

Появляется медведь, принюхивается.

Медведь: Что за чудный аромат? Где тут яблоки висят?

Заяц:

Дядя Миша, это я, яблочки принес сюда. (открывает мешок)
Яблоки вот, угощайтесь, берите больше, не стесняйтесь!

Медведь берет горсть яблок, пробует.

Ай, да яблочко, хрустит, поднимает аппетит.
Что ж, спасибо и пока, дальше мне идти пора.(медведь уходит)

Заяц:

Пойду дальше… Ой, тут белки
Скачут, прыгают в горелки.

Белки:

Дядя Заяц, не жалей, угости своих друзей.
Каждой яблочко ты дай, вместе с нами поиграй.

Заяц и белки прыгают на полянке.

Заяц: С вами весело играть, но пора домой шагать! (белки убегают)

Заяц идет по дороге и поет.

Я домой, домой иду, мешок яблок я несу.
Вкусные и сладкие, очень ароматные.

Навстречу зайцу выходит ёж.

Ёж:

Здравствуй, зайчик, как дела?
Грибов не видел?

Заяц: Нет пока.

Ёж: Что же ты насобирал?

Заяц:

В лесу я яблочек нарвал.
Давай корзинку, не стесняйся,
Бери вот яблок, угощайся!

Ёж: Спасибо, зайчик! (ёж уходит)

Заяц:

Ну, пока! Меня ждет дома детвора!
Я домой, домой иду, мешок яблок я несу.
Вкусные и сладкие, очень ароматные.

Заяц видит играющих козлят, подходит к ним.

Заяц:

Ой, какие тут козлятки, с мамою играют в прятки!
У зайца яблочки возьмите и к мамочке скорей бегите!

Козлята: Зайку мы благодарим и «Спасибо» говорим! (козлята убегают)

Заяц:

Я домой, домой иду, мешок яблок я несу.
Вкусные и сладкие, очень ароматные. (останавливается)
Какой-то вижу бугорок, сяду, отдохну чуток.

Заяц присаживается, бугорок начинает шевелиться, заяц падает. Появляется крот в шляпе.

Крот:

Фу-фу-фу, кто ж тут такой
Сел мне на шляпу с головой?

Заяц:

Вы, дядя Крот, меня простите, возьмите яблок, извините!
Я – зайчик, по лесу шагал и немножечко устал.
Отдохнуть хотел и вот… Оказалось – это крот!

Крот: Ладно, зайчик, извиняю, а теперь уползаю. (крот прячется в нору)

Дом Зайца.

Зайчиха: В заячьем домике плачут зайчата.

Зайчик: Кушать хотим!

Зайчиха:

Кричат мне ребята!
Нету морковки, капусты, петрушки…
Поникли у маленьких серые ушки.

Раздается стук в дверь.

Зайчиха:

Что за стук здесь? (появляются бельчата)
Ой, бельчата?! Что вам надо тут, ребята?

Бельчата:

Корзинка вам лесных орешков,
Очень вкусные, вы ешьте! (бельчата убегают)

Зайчиха:

Это просто чудеса! (раздается стук)
Кто-то вновь идет сюда! (появляется ёж)

Ёж:

А ну, зайчиха, не зевай, да грибочки принимай!
Зайцу от меня поклон.

Зайчиха: А где же он?

Ёж: Домой пошел! (Ёж уходит)

Раздается стук в дверь, входит Коза.

Коза:

Вот кувшинчик молока, да капусты два вилка.
Кушайте скорей, детишки вы капусты кочерыжки!

Зайчиха: Спасибо, тетушка Коза!

Коза: Ладно, мне домой пора! (коза уходит)

Зайчиха: Ой, скребется кто-то там!

Зайчиха показывает на пол, появляется Крот с овощами

Крот:

Сейчас и овощи вам дам!
Принес я картошки, морковки, петрушки.
Кушайте, детки – серые ушки!

Зайчиха: Спасибо, это чудеса!

Крот: На здоровье, детвора! (крот прячется в нору)

Зайчиха:

Где ж заяц мой, что с ним случилось?
Уж не беда ли приключилась?

Декорация дома меняется на лес.

Ворона: Карр! Всем яблоки раздал, а мне – хотя б одно достал!

Заяц: (трясет мешок) Вот как раз одно, бери! Ты, ворона, не шуми!

Ворона:

Терпеть я яблок не могу, я их только лишь клюю!
Зайчата кушать там хотят, от голода уже дрожат.
А он пустой мешок несет и яблоки всем раздает!

Заяц: Сейчас обратно побегу, мешочек яблок наберу!

Раздается звук грозы, грома.

Ворона:

Куда ж ты, глупенький, пойдешь?
В грозу в лесу ты пропадешь.

Заяц:

Я очень быстро побегу, зайчатам яблок наберу! (бежит по лесу)
Вот яблонька уже стоит, а там… ведь серый волк сидит!

Волк:

Ой, зайчик, рад тебе я рад. Люблю я вкусненьких зайчат!
Ко мне на ужин прискакал? Скажи, ты что в лесу искал?

Заяц: Хотел я яблочек нарвать, чтобы зайчаток угощать!

Волк: Ты любишь яблочки, тогда на ужин будешь у меня! (бросается на зайца)

Заяц: Мешочек, зайцу помогай, меня от волка ты спасай!

Заяц накидывает волку мешок на голову.

Темно вокруг, бегу, бегу. Когда я к дому прибегу?

Декорация меняется – появляется дом Зайца.

Зайчиха:

Накормлены и спят зайчата, набегались мои ребята.
Но где мой зайка? Не видать…

Заяц: (появляется) Не смог я ужин отыскать!

Раздается стук и грохот.

Заяц:

Волк стучится в нашу дверь,
Злой, сердитый, страшный зверь!

Зайчата дрожат, слышится голос медведя.

Медведь:

Мишке двери отворите и меня в свой дом впустите!
Меда вам принес бочонок – любит мед любой ребенок!

За окном появляются все звери.

Заяц:

За подарки всем «Спасибо» говорю я от души.
Мед, грибочки и орешки просто очень хороши!
Яблонька нам помогла, друзей здесь столько собрала!
В лесу мы будем дружно жить и чудо-яблоки растить!

Сценарии внекласных мероприятий:

«Сказка о том, как дети искали секреты здоровья» (Приложение 1)
«Новые приключения Фунтика» (Приложение 2)
«Три поросёнка и волк-буквоед» (Приложение 3)
«ЭКОЁЛКА» (Приложение 4)