Цель: обобщить и углубить знания о рыбах; развить интерес и познавательную активность учащихся.
Оборудование: задания для конкурсов: « Филворд», «Удачливый рыболов»; «Кроссворд»; «Зоошутка»; «Шифровка»; бочонок и фишки с номерами от 1 до 9; секундомер.
Условия игры: в игре принимают участие 3 команды (по рядам парт). Каждый конкурс оценивается определённым количеством баллов. Побеждает команда, набравшая наибольшее количество баллов.
Оценки выставляются следующим образом: за 1 место – «5», за 2 место – «4», за 3 место – «3»; также выставляются дополнительные поощрительные оценки активно работающим детям из каждой команды.
«ЗАГАДОЧНЫЙ КОНКУРС»
Условия: команды по очереди отгадывают загадки, если отвечающая команда даёт неправильный ответ, команды противников могут дать свой вариант ответа и заработать дополнительные баллы.
Оценка: за каждый правильный ответ 1 балл.
Загадки для 1 команды:
- Он в самом омуте живёт, хозяин глубины. Имеет он огромный рот, а глазки чуть видны. (сом)
- Есть голова, да нет волос, есть глаза, да нет бровей, перья есть, да не летает, в холоде не зябнет и жары не боится. (рыба)
- С зубастой трёхметровой рыбкой знакомство было бы ошибкой. (акула)
Загадки для 2 команды:
- Дом шумит, хозяева молчат. Пришли люди, хозяев забрали, а дом в окошки ушёл. (рыба и сеть)
- Драчун и забияка, живёт в воде, когти на спине и щука не проглотит. (ёрш)
- Не человек, не зверь, а с усами. (сом)
Загадки для 3 команды:
- Закованный в бронзу с боков, он плыл в темноте колеи,
Мигая в лесах тростников копейками чешуи.
(карп) - У маленькой скотинки сто серебряных монет на спинке. (рыбы)
- У неё во рту пила, под водой она жила. Всех пугала, всех глотала, а теперь в котёл попала. (щука)
Конкурс «БЕГУЩАЯ ПО ВОЛНАМ»
Задание: каждый член команды по очереди пишет по одному признаку – особенности рыб, связанной с водной средой обитания.
Оценка: 1 балл за каждый правильный признак.
Конкурс «ФИЛВОРД 16 РЫБ»
Задание: за 5 минут найти спрятанные в филворде 16 названий рыб.
Оценка: 1 балл за каждое название.
О |
Б |
Е |
С |
А |
К |
С |
Е |
Р |
Т |
М |
С |
Ь |
Л |
А |
Ф |
Е |
К |
С |
М |
О |
Е |
Е |
Р |
Л |
О |
С |
О |
С |
Ь |
Й |
Т |
Н |
Т |
О |
И |
К |
Б |
Е |
О |
В |
Л |
И |
Г |
Р |
К |
О |
Л |
Л |
О |
А |
В |
В |
Е |
А |
Р |
У |
Б |
Ь |
Е |
А |
К |
Н |
Д |
А |
В |
И |
Н |
Д |
А |
Л |
Ш |
У |
Н |
Я |
Ь |
Ь |
Г |
Ь |
К |
А |
С |
Е |
Л |
Н |
Н |
С |
Р |
Л |
Т |
Б |
А |
А |
Н |
А |
А |
А |
Ь |
Е |
А |
М |
З |
Г |
О |
Л |
Р |
Р |
Р |
Р |
Б |
А |
А |
О |
Х |
И |
А |
А |
В |
О |
У |
К |
Н |
И |
К |
М |
Т |
К |
А |
Ф |
З |
ОТВЕТЫ: 1 - акула; 2 - мойва; 3 - налим; 4 - окунь; 5 - осётр; 6 - сазан; 7 - судак; 8 - карась; 9 - кефаль; 10 - лосось; 11 - сельдь; 12 - тарань; 13 - треска; 14 - форель; 15 - зубатка; 16 - камбала.
Конкурс «УДАЧЛИВЫЙ РЫБОЛОВ»
Задание: распределить представителей по систематическим группам.
«Пойманной» считается рыба, систематическое положение которой определено правильно.
Оценка: за каждую пойманную рыбу 1 балл.
Систематические группы:
А) Хрящевые:
Б) Костно-хрящевые:
В) Двоякодышащие:
Г) Кистепёрые:
Д) Костистые:
Представители:
1 - австралийский рогозуб; 2 - треска; 3 - морская лисица; 4 - камбала; 5 - африканский чешуйчатник; 6 - горбуша; 7 - латимерия; 8 - карась; 9 - акула – молот; 10 - белуга.
Ответы: А) 3; 9. Б)10. В)1; 5. Г)7. Д)2; 4; 6; 8.
Конкурс «КРОССВОРД»
Задание: по одному представителю от команды выходят к доске и заполняют кроссворд.
Оценка: за каждое название 1 балл.
Задание для 1 команды:
Ответы: килька; карась; камбала; колюшка
Задание для 2 команды:
Ответы: скат; сазан; сельдь; севрюга
Задание для 3 команды:
Ответы: сазан; сельдь; севрюга; ставрида;
Конкурс «ТЫ - МНЕ, Я – ТЕБЕ»
Условия: команды задают другим командам по 5 вопросов о рыбах. Если отвечающая команда даёт неправильный ответ, балл присуждается команде, задававшей вопрос.
Оценка: 1 балл за каждый правильный ответ.
Конкурс «РЫБЬИ ФАМИЛИИ»
Задание: написать наибольшее количество фамилий, произошедших от названий рыб.
Оценка: 1 балл за каждую реально существующую фамилию.
Конкурс «КТО БОЛЬШЕ»
Задание: первая команда называет рыбу, вторая команда называет рыбу, название которой начинается на последнюю букву предыдущей рыбы и так далее.
Оценка: 1 балл за каждое название.
Конкурс «ЗООШУТКА»
Задание: определить, из частей каких рыб составлена фантастическая рыба.
Оценка: 12 баллов.
Ответы: голова – щуки; тело – леща; хвост – вуалехвоста; спина и анальный плавник – ерша; грудные и брюшные плавники – рыбы-ласточки.
Конкурс «ШИФРОВКА»
Задание: из океана от Нептуна пришли шифровки. Буквы в словах перепутаны. Переставьте буквы так, чтобы получились названия рыб, которых можно употреблять в пищу.
Оценка: 1 балл за каждую шифровку.
Шифровки для 1 команды:
Т А П В О Л (плотва)
С Е К Р А Т (треска)
Д У К С А (судак)
Д Ь С Т Р Е Я Л (стерлядь)
Шифровки для 2 команды:
З Н А А С (сазан)
Т О Р Е С (осётр)
М Л И Н А (налим)
Л А Т И М Е Р И Я (латимерия)
Шифровки для 3 команды:
Т А М Н И Й (минтай)
Р Ф Ь Л Е О (форель)
А Е У Г Л Б (белуга)
У Б О Р Г А Ш (горбуша)
Конкурс «ЗАМОРОЧКИ ИЗ БОЧКИ»
Условия: команды по очереди вытаскивают из бочонка номерки и отвечают на вопрос под этим номером. Если отвечающая команда даёт неправильный ответ, другие команды могут ответить и заработать дополнительные баллы.
Оценка: 2 балла за каждый ответ.
- Почему трудно держать в руках живую рыбу? (тело покрыто слизью)
- Почему даже в мутной воде рыба не натыкается на препятствия? (за счёт боковой линии)
- Почему не тонут акулы, хотя у них нет плавательного пузыря? (в печени находится запас жира)
- Горчак, тиляпия, колюшка, пинагор. Что всех этих рыб объединяет? (забота о потомстве)
- Чешуя рыб – «паспорт» и «медицинская книжка» одновременно. Почему? (по чешуе можно определить возраст и состояние здоровья рыбы)
- В аквариум к слепой щуке пустили рыб. Не видя их, щука бросилась и без промаха переловила всех. Каким образом она их обнаружила? (за счёт боковой линии)
- Почему зимой может происходить замор рыбы? (недостаток кислорода)
- У налима «всё наоборот» - говорят бывалые рыбаки. Почему? (нерестится зимой)
- Народное название вьюна – пискун. Почему он получил такое название? (выводит воздух через анальное отверстие с характерным звуком)
Конкурс «ГОНКА ЗА ЛИДЕРОМ»
Условия: команды по очереди должны ответить на максимальное количество вопросов за 1 минуту.
Оценка: 1 балл за каждый правильный ответ.
Вопросы для 1 команды:
- Сколько кругов кровообращения у рыб? (1)
- Ответная реакция организма на раздражение. (рефлекс)
- Где накапливается желчь у рыб? (в желчном пузыре)
- Из каких отделов состоит сердце рыб? (предсердие и желудочек)
- Какая кровь в сердце рыбы? (венозная)
- Бывают ли прозрачные рыбы? (да, малёк угря)
- Почему жабры рыб ярко – красного цвета? (там находится кровь)
- Какая из пресноводных рыб самая большая? (сом)
- Где расположены глаза у камбалы? (на спине)
- В какое время года рыбы мечут икру? (весной)
- Эта рыба по форме напоминает шахматную фигуру. (морской конёк)
- Эту светящуюся мелкую рыбку можно встретить в реках Амазонии, в собственном аквариуме и даже в таблице Менделеева. (неон)
- Среди них встречаются меч, сабля, пила, молот,….(акула)
Вопросы для 2 команды:
- Сосуд, приносящий кровь к сердцу (вена)
- Все ли рыбы откладывают икру? (нет, есть живородящие)
- Чем прикрыты жабры рыбы снаружи? (жаберными крышками)
- Где вымётывает икру речной угорь? (в Саргассовом море)
- Какие рыбы называются проходными? (которые совершают в период нереста миграции)
- Какая известная рыба меняет окраску под цвет дна? (камбала)
- Какая рыба откладывает икру в раковины моллюсков? (горчак)
- Что у рыбы в «паспорте» написано? (возраст)
- Различают ли рыбы цвета? (да)
- Какие рыбы называются живородящими? (рождающие живых детёнышей)
- Эта рыба – самый крупный хищник в реках нашей страны (сом)
- Именно её русский писатель Виктор Астафьев назвал Царь – рыбой. (осётр)
- Ловом именно этой рыбы с успехом занимался Костя – моряк из знаменитой песни (кефаль)
Вопросы для 3 команды:
- Органы выделения у рыб (почки)
- Какие рыбы носят название небесных тел? (луна, солнце)
- Как называется кровь, насыщенная кислородом? (артериальная)
- Какие рыбы имеют оружие на голове? (рыба-пила; рыба-меч; рыба-молот)
- От чего зависит количество вымётываемых рыбами икринок? (от заботы о потомстве)
- Какие рыбы вынуждены плавать даже во сне, иначе они утонут? (акулы)
- А кто такой хвостокол? (скат)
- Какая рыба вверх брюхом плавает? (дохлая)
- Ощущают ли рыбы запахи? (да)
- Какие рыбы вынашивают икру во рту? (тиляпия; пинагор)
- Так называется и аквариумная рыбка, и астрономический прибор. (телескоп)
- В системе знаков Зодиака они занимают двенадцатое место (рыбы)
- 13. Именно с помощью этой рыболовной снасти старик из пушкинской сказки выловил золотую рыбку (невод)
Подведение итогов урока и выставление оценок.