Тема: Звук «К»
Цели: научить детей давать акустико-артикуляционную характеристику звука «К»; закрепить навыки четкого произношения звука «К» в слогах, словах, предложениях. Развивать фонематический и фонетический слух и восприятие; работать над голосом, дыханием, мимикой. Развивать внимание, зрительное восприятие, логическое мышление, общую моторику и мелкую моторику пальцев рук. Продолжать формировать навыки работы над предложением, самоконтроль за речью через оральный, тактильно-вибрационный, акустический контроль. Воспитывать чувство коллективизма, сопереживания «героям» занятия, усидчивость, трудолюбие.
Оборудование
- Демонстрационный материал: презентация занятия; мультимедийное оборудование.
- Раздаточный материал: зеркала по количеству детей; корзинки с набором символов гласных и согласных звуков (звуковые карточки) на каждого ребенка. Карточки со схемами слов разной слоговой сложности. Полоски для работы над схемой предложения.
Примечание: при просмотре презентации необходимо использовать левую кнопку “мыши” или стрелку «вправо» на клавиатуре. Внутри слайда переход от картинки к картинке по щелчку (описание в конспекте занятия).
Ход занятия
Логопед.
Он испекся в русской печке,
Покатился за крылечко.
У него румяный бок.
Кто же это?
(Колобок.)
Логопед. Изобразите толстощекого Колобка (надуть щеки). Покажите руками, как катится Колобок. Дыхательные упражнения: вдох - живот стал как бочок у Колобка, медленный выдох - расслабление. Изобразите веселого, грустного Колобка. Мы еще встретимся с Колобком, а сейчас послушайте загадку.
(Слайд 2, загадка с отгадкой.)
Логопед. Что же это? Ответы детей.
(Слайд 3, аудиозапись дождя.)
Логопед. Это дождь, а назовите ласково. Ответы детей.
(Слайд 4)
Логопед. Послушайте, как капают капли дождя: к-к-к-к (аудиозапись звука падающих капель). Произнесите песенку дождя, наблюдая в зеркале за артикуляцией. Что делают губы, язык, зубы? Ответы детей. Вы догадались, с каким звуком сегодня будем знакомиться? Ответы детей.
(Слайд 5)
Логопед. Посмотрите на экран. Когда произносим звук «к», губы разомкнуты, кончик языка опущен и отодвинут от нижних зубов, задняя часть спинки языка смыкается с нёбом, воздушная струя разрывает эту преграду, голос не включается.
(Слайд 6)
Логопед. Звук «к» будем обозначать вот такой картинкой. Каблучок туфельки стучит при ходьбе и поет такую же песенку, что и дождь: к-к-к-к. Повторите.
(Слайд 7, аудиозапись капель.)
Логопед. Покажите голосом, как сердито капают капли дождя. Сначала мальчики (один щелчок, последовательно от капли к капле увеличивается в размере символ звука «к», мальчики произносят к-к-к-к-к-к-к). Теперь девочки (один щелчок, последовательно символ звука «к» «падает» из каждой капли, девочки произносят к-к-к-к-к-к-к).
(Слайд 8)
Логопед. Кто мокнет под дождем? Ответы детей. Послушайте, как о них рассказано в стихотворении (один щелчок, стихотворение).
Дождь по листьям: Кап-кап-кап!
Разбудил лягушку.
А лягушка: Ква-ква-ква!
Позвала кукушку.
А кукушка: Ку-ку-ку!
Закричала на суку.
Целый день по лесу:
Кап-кап-кап!
Ква-ква-ква!
Ку-ку-ку!
Расскажем стихотворение вместе. Покажем пальчиками звуки дождя, кукушки и лягушки.
Дождь - стучать подушечками пальцев по столу; лягушка - ритмично соединять большой палец с остальными сомкнутыми вместе пальцами; кукушка - ритмично соединять большой палец с указательным пальцем.
(Слайд 9)
Логопед. Расскажите, какой звук «к»? Ответы детей.
Три щелчка – три картинки, обозначающие понятия: согласный, твердый, глухой звук.
Логопед. Почему согласный, твердый, глухой звук? Ответы детей.
(Слайд 10)
Логопед. Добавьте к звуку «к» гласные звуки, и песенка дождя зазвучит по другому.
На каждый щелчок появляется звуковая картинка. Дети произносят последовательно слоги сначала с левой стороны: ак, ык, ок, ук; потом с правой стороны: ка, кы, ко, ку.
На каждый щелчок две картинки с одинаковыми гласными звуками одновременно увеличиваются в размере, и дети произносят хором, индивидуально: ака, ыкы, око, уку.
(Слайд 11)
Логопед. Назовите предметы, в названии которых слышится звук «к». Назовите еще дождливые слова. Найдите в каждом слове «капельки дождя»: звук «к». Назовите только слова-предметы, слова-действия, слова-признаки. Ответы детей.
Один щелчок, одна за другой появляются четыре картинки. Дети называют картинки, находят лишнюю картинку (лужа, нет звука «к»), и по щелчку она исчезает
(Слайд 12, прочитать стихотворение)
Дождик прошел, вот и солнце сияет.
С бабкою дед урожай собирают.
Надо им все по машинам грузить.
Из огорода все увозить.
Вы, ребята, не зевайте,
Садоводам помогайте!
(Слайд 13)
Логопед. У деда с бабкой выросли в огороде только те овощи, в названии которых слышится звук «к», назовите. Ответы детей.
Один щелчок, одна за другой появляются картинки, дети еще раз проговаривают название овощей.
(Слайд 14)
Логопед. Овощи надо погрузить в машины. На количество слогов в слове указывают квадраты над машинами. Грузим картофель, редьку, капусту, лук, чеснок, морковь, баклажан, свеклу, кабачок.
Дети называют овощи, определяют количество частей в слове и выбирают машину. Щелчок по картинке показывает, правильно дети сделали выбор машины или нет. Ошибки разбираются.
(Слайд 15)
Логопед. Овощи привезли в магазин, надо их выгрузить в мешки. Позиция звука «к» в словах обозначена под каждым мешком. Выгружаем картофель, лук, редьку, свеклу, баклажан, капусту, морковь, чеснок, кабачок.
Дети определяют позицию звука «к» в каждом слове и выбирают мешок. Щелчок по каждой картинке показывает, правильно дети сделали выбор мешка или нет. В слове кабачок звук «к» слышится в начале и в конце слова, поэтому дети могут выбрать два мешка. Если дети допустили ошибку, позиция звука в слове уточняется.
(Слайд 16)
Логопед. У деда с бабкой жил кот Васятка. Определите, где слышится звук «к» в слове «кот» и в слове «Васятка». Дети работают на местах с раздаточным материалом. Посмотрите на экран. Один щелчок, позиция звука «к» в словах. Ошибки разбираются.
(Слайд 17)
Логопед. Кот Васятка любит загадывать загадки. После каждой загадки по щелчку появляется картинка. Найдите лишние картинки (в словах нет звука «к»). Один щелчок, лишние картинки исчезают. Какие картинки остались? Называют.
(Слайд 18)
Логопед. Составьте предложение со словами «кукла» и «коляска». Называют. «Куклу положили в коляску», сосчитайте слова и выложите схему предложения. Дети работают с раздаточным материалом.
Логопед. Посмотрите на экран, (щелчок – графическая схема предложения), кто выполнил задание правильно? Ошибки исправляются.
Логопед. Найдите в схеме предложения слова со звуком «к» и определите позицию звука. Дети работают на местах.
Щелчок, позиция звука в словах «кукла» и «коляске». Если дети допустили ошибки, позиция звука в словах уточняется. Щелчок, схема предложения в картинках.
Логопед. Добавьте слово-признак к слову «кукла» и составьте новое предложение. Называют. Сосчитайте слова и выложите схему предложения: «Красивую куклу катают в коляске». Дети работают с раздаточным материалом. Щелчок, графическая схема. Проверка.
Логопед. Определите позицию звука «к» в словах «красивую» и «катают». Щелчок – позиция звука в словах. Проверка, исправление ошибок.
(Сайд 19)
Логопед. Испекли однажды дед с бабкой Колобок. Определите позицию звука «к» в слове «Колобок». Дети работают с раздаточным материалом.
Щелчок, позиция звука в слове. Проверка, исправление ошибок.
Щелчок, стихи.
Покатился Колобок, а на дороге коробок.
Удивился Колобок, закатился в коробок.
А в коробке лежит письмо.
Логопед. Давайте немного отдохнем, а потом узнаем, что было написано в письме.
(Слайд 20, появляется строчка за строчкой, логопед читает.)
Физминутка
С Колобком и мы шагали
И немножечко устали.
А сейчас мы дружно встанем,
Отдохнём все на привале.
Влево, вправо повернись,
Наклонись и поднимись!
Ручки вверх и ручки в бок,
И на месте прыг да скок.
А теперь бежим вприпрыжку.
Молодцы вы, ребятишки.
Замедляем все мы шаг,
И на месте стой! Вот так!
А сейчас мы сядем дружно.
Нам ещё работать нужно.
(Слайд 21, по одной строчке появляется текст письма, логопед читает.)
В лесной школе под сосной
Собрался народ честной.
Грамоте хотим учиться,
Я – Зайчонок и Лисенок.
Со звуками разными
Мы дружно играли
И новый звук «К»
На уроке узнали.
Мы учились его слышать
И придумывать слова,
Где находится он в слове.
Просто кругом голова.
Мы со звуком «К» играли
И ошибки допускали.
Помоги нам, Колобок,
В звуке «К» ты знаешь толк.
Помоги нам разобраться,
Чтобы впредь не ошибаться.
(Слайд 22)
Логопед. Ребята, вместе с Колобком и мы будем помогать Зайчонку и Лисенку. По первым звукам в названии картинок прочитайте слово. Ответы детей. По щелчку появляется картинка-паутина.
(Слайд 23)
Логопед. Зайчонок запутался в паутине, поможем его освободить? Назовите геометрические фигуры, в названии которых слышится звук «к». Называют. По щелчку верхняя картинка исчезает.
Логопед. Надо еще немного помочь Зайчонку. В названии каких игрушек слышится звук «к»? Называют. По щелчку вторая картинка исчезает. Молодцы, помогли Зайчонку!
(Слайд 24, логопед читает.)
У Зайчонка была книжка,
Но ее прогрызла мышка.
И непонятна стала книжка.
Игра «Отгадай слово», пропущен первый звук «к»: …ран, …арандаши, …атушка, …укла, …лючи, …убики, …астрюля, …лоун, …ниги, …онверт, …орова.
Дети называют слово (щелчок, появляется картинка).
(Слайд 25)
Логопед. А теперь поможем Лисенку отгадать ребусы.
По щелчку одна за другой появляются две картинки, дети отгадывают слово; второй щелчок – картинка отгадка. Аналогично дети отгадывают два других ребуса.
(Слайд 26, одна за другой появляются звуковые картинки.) Дети называют звуки.
Логопед. Назовите только гласные звуки, согласные звуки. Составьте слова из предложенных звуковых картинок. Составляют слова на местах. 4 щелчка – 4 слова, дети читают каждое. Определяют, кто из детей больше составил слов.
(Слайд 27)
Логопед. У Колобка был целый мешок игрушек. Он хотел их все отдать Лисенку и Зайчонку. Но они решили, что и Колобку надо оставить игрушки. Колобку достанутся игрушки, в названии которых 2 слога, и в каждом слышится звук «к». Зайчонку – игрушки, в названии которых 2 слога, и звук «к» слышится во втором слоге. Лисенку – игрушки, в названии которых 3 слога, и звук «к» слышится в третьем слоге.
По щелчку правила распределения игрушек. Дети сначала выбирают игрушки для Колобка, потом для Зайчонка, а затем для Лисенка. Щелчок по каждой картинке показывает, правильно сделан выбор или нет. Ошибки разбираются.
(Слайд 28)
Логопед. Колобок очень любит сочинять стихи. Я предлагаю сочинить стихи для него. У меня есть волшебный цветок. Он нам поможет. На каждом лепестке начало строчки.
Я начну, а вы кончайте,
Стихи дружно сочиняйте.
Строчка должна заканчиваться словом «Колобок».
Ок-ок-ок - наш помощник Колобок.
Ку-ку-ку - спасибо скажем Колобку.
Ку-ку-ку - все мы рады Колобку.
Ком-ком-ком - дружить мы будем с Колобком.
Ка-ка-ка - не дадим в обиду Колобка.
Ок-ок-ок - спой нам песню Колобок.
(Слайд 29, аудиозапись песни.) Дети танцуют.
Итог занятия
Логопед. Колобку пора возвращаться к деду с бабкой, Зайчонку с Лисенком обратно в лесную школу. А нам пришла пора с ними попрощаться. С каким звуком вы сегодня познакомились? Что вы узнали о звуке? (Ответы детей.) Какие запомнили слова со звуком «к»?
(Слайд 30)
Логопед. Зайчонок с Лисенком приготовили для вас подарок, он лежит в коробке. Отгадайте, что там? Это можно есть. В слове три части, есть звук «к», он слышится в начале слове. (Называют.) Угощаются конфетами.
Всем спасибо!