Пояснительная записка:
Данная работа представляет собой конспекты уроков по составлению ментальной таблицы (схемы) по теме “Части речи”. Что такое ментальная таблица (схема) – это удобный инструмент процесса мышления и структурирования информации в визуальной форме.
Почему я выбрала составление ментальной таблицы? Проработав несколько лет в коррекционной школе VII вида, для детей ЗПР, я задалась вопросом, а как же детям помочь запомнить тему части речи? Мне самой стало интересно, как можно такой большой объём материала отобразить с помощью таблицы (схемы).
Данный конспект рассчитан на 3 года обучения (3 класс, 3 доп. класс, 4 класс).
В 3 классе дети только знакомятся с понятиями части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол. В 3 доп. классе, 4 классе части речи изучаются более подробно, углубленно. Из-за того, что формат фестиваля “Открытый урок” предусматривает ограничение в количестве страниц, то конспект (связующего звена составления ментальной таблицы) в 4 классе не включён.
Изучив тему части речи, дети постепенно будут заполнять данную таблицу.
Цель составления ментальной таблицы (схемы): создать наглядную основу по теме части речи. Для того чтобы в средней школе дети имели опору, шпаргалку по данной теме т.к. наши детки, в данной школе, очень сложные, слабые. У всех разный уровень развития, слабо развиты все психологические процессы. А данная таблица поможет детям вспомнить материал начальной школы, быстро ориентироваться в правилах.
Составление ментальной таблицы можно проводить и на дополнительных коррекционных занятиях.
Конспект урока
“Составление ментальной таблице по частям речи
в начальной школе”
(на примере уроков в 3, 3 доп., 4 классах).
Цели урока: Воспроизвести имеющиеся знания о частях речи, закрепить и обобщить, систематизировать эти знания.
Задачи урока: Закрепить знания учащихся по частям речи; развить диалогическую речь учащихся; формировать способность к длительному вниманию, долговременной памяти, образного и практического мышления; развить умение работать самостоятельно с таблицей; привить интерес к урокам русского языка.
1. Организационный момент.
Ну, ответь скорей, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте?
Все ли вместе?
Что ж, пора нам начинать
Тему новую узнать!
2. Установка на работу.
Учитель: Сегодня у нас необычный урок. Мы будем учиться составлять карту. Что такое карта?
Учащиеся. ….
Учитель: Мы постараемся составить свой путеводитель по теме части речи. Эту таблицу будем заполнять после изучения каждой и новой, для нас части речи. По ней вы будете работать в начальной школе и в средней школе.
3. Подготовка к заполнению таблицы.
Учитель: У вас у каждого должны быть фломастеры, лист бумаги формата А4, разноцветные ручки, а главное ваши знания и хороший творческий настрой.
4. Составление таблицы.
Итог:
Посмотрите на таблицу, которую мы заполняли 2 года. Сколько правил внесли в таблицу? Теперь мы можем легко повторять и рассказывать о них. С помощью таблицы нам легко ориентироваться по частям речи.
Вот и подошёл к концу учебный год. Заканчиваем мы с вами начальную школу. За 5 лет обучения в начальной школе мы выучили немало правил, которые нужно обязательно знать не только в старшей школе, а на всю жизнь, чтобы быть грамотными людьми.