Цель: Разучить I часть украинской народной песни «Журавель», обработка В. Соколова.
Задачи:
Обучающие:
- закрепить с учащимися ЗУН о соблюдениях правил пения в хоре, охране здоровья, охране голоса;
- овладеть вокально-певческими навыками: чистого интонирования, певческой дикции, артикуляции и дыхания;
Развивающие:
- развивать интерес учащихся к хоровому пению;
- развивать гармонический слух, чувство ритма, строя, ансамбля;
Воспитывающие:
- воспитывать любовь к хоровому искусству;
- воспитывать активность и эмоциональную отзывчивость у учащихся;
- воспитывать толерантное отношение друг к другу.
Оборудование: музыкальный инструмент (фортепиано), нотный материал, партитуры хоровых произведений.
Тип урока: урок ознакомления с новым материалом.
Форма урока: практическая работа.
Формы работы с учащимися: коллективная, работа в парах, индивидуальная.
Характеристика класса: Хор «Камертон» - это коллектив учащихся 3-7 классов фортепианного отделения. Дети разные по возрасту (9-14 лет), своим физическим и психическим возможностям, обладающие разными знаниями, умениями и навыками хорового пения, разных национальностей, что создает определенные проблемы. Так, например, третьеклассники в нашем хоре занимаются первый год (до этого они занимались в младшей группе хора). Они не имеют навыков многоголосного пения, многие неточно интонируют. Другая проблема – дети часто болеют, много пропусков занятий по болезни. Однако большинство хористов имеет положительную мотивацию к учебной деятельности. Многие ощущают психологический комфорт именно при занятиях в хоровом коллективе, они понимают, что результат их труда зависит от вклада каждого, радуются каждому удачному выступлению.
Ход урока
I. Организационный момент
Приветствие учителя.
- Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас. Давайте поздороваемся с гостями, присутствующими на нашем уроке.
- Итак, вы готовы к работе?
- Тогда улыбнитесь друг другу и пожелайте удачи в работе на уроке.
II. Разминка
- В начале нашего урока я предлагаю вам заняться своим здоровьем. И в этом нам поможет разминка (разминка начинается с оздоровительного массажа, включающего в себя вращательные движения и энергичное постукивание зон гайморовых пазух, расположенных над бровями и по бокам от переносицы, где наблюдается скопление слизи во время насморка).
- А теперь «подпитаем» мозг кислородом.
(Выполнение дыхательных упражнений лечебной гимнастики А. Стрельниковой). (Приложение 2).
III. Распевание (Приложение 3)
Задача упражнений — подготовить голосовой аппарат к активной работе и довести до автоматизма основные вокально-хоровые навыки.
Повторение правил пения сидя и стоя:
- при пении поза должна быть неподвижной;
- правую ногу лучше слегка выдвинуть вперед (третья позиция);
- тяжесть тела можно время от времени переносить попеременно слева направо и справа налево;
- вредным является совершенно излишнее поднимание плеч;
- нужно представить себе, что все мускулы шеи вплоть до мускулов спины полностью расслаблены;
- нижняя челюсть должна быть освобождена от какого-то ни было напряжения.
(Учащиеся распеваются, педагог аккомпанирует).
- Вот теперь вы в порядке, живые глаза, красивые лица. Все готовы к работе!
IV. Повторение ранее изученного материала и проверка домашнего задания
- А сейчас я предлагаю вам обратиться к новому произведению, с которым мы познакомились на прошлом уроке. Украинская народная песня «Журавель» в обработке Владислава Соколова (Приложение 4). Мы подробно проанализировали это произведение. Давайте повторим основные этапы анализа.
- Песня относится к категории шуточных, игровых песен. Какой характер данного произведения?
(Веселый, живой, легкий, подвижный, яркий, образный)
- Размер (2/4)
- Тональность (си бемоль мажор (B-dur) с отклонениями в доминантовую тональность фа мажор (F-dur))
- Темп (быстрый)
- Динамика (от пиано (p) до форте (f), в соответствии с фразировкой)
- Штрихи (нон легато (non legato))
- Форма (сложная трехчастная со вступлением)
- Строение I части ( период из 4-х четырехтактовых фраз с окончанием)
- Фактура (во вступлении и I части – гомофонно-гармоническая (главная мелодия находится в партии 1 сопрано (S I), остальные голоса ее гармонически поддерживают), во II части – канон)
- Ваше домашнее задание заключалось в проставлении цезур во вступлении и в I части.
- В каких тактах вы проставили цезуры? (в 6, 14, 22 и 26 тактах)
- А теперь я предлагаю вам разделиться по парам, обменяться партитурами и проверить друг у друга, правильно ли вы выполнили домашнее задание.
(Работа в парах, оценивание товарища)
V. Сообщение темы урока
- Ребята, теперь я предлагаю вам продолжить разбор песни «Журавель» и перейти к его разучиванию. Хотите продолжить эту работу? (да)
- Итак, тема нашего сегодняшнего урока – начальный этап разучивания хорового произведения на примере украинской народной песни «Журавель»
- Но для этого нам придется потрудиться и активно поработать на уроке. Готовы? (да)
VI. Разучивание I части песни «Журавель»
- Разбор этого произведения мы начнем с I части.
Задачи этого этапа работы: достижение точной интонации, взятие дыхания только в отмеченных цезурами местах, развитие гармонического слуха, чувства ритма, строя, ансамбля. (сольфеджирование)
- Разучивание всем хором партии альтов (A)
- Разучивание всем хором партии вторых сопрано (S II)
- Разучивание всем хором партии первых сопрано (S I)
-А теперь давайте отдохнем и поиграем в игру «Дирижер». Правила игры: певцы должны внимательно следить за жестами дирижера, исполнять все его требования. Дирижер дает задание, какую партию хор должен исполнить. (Ролевая игра «Дирижер». Ученик дирижирует, хор исполняет одну из разученных партий)
- Соединение партий альтов и вторых сопрано (при этом партию вторых сопрано исполняют все сопрано вместе)
- Каждая партия исполняет свою строчку
- Как вы считаете, с какими задачами мы справились, а с какими нет?
(Анализ выполненной работы)
VII. Итог
- Ну что же, пора подвести итог нашей сегодняшней работы. За время урока мы повторили основные этапы анализа нового произведения и разучили первую его часть. Цель нашего занятия успешно достигнута, со всеми задачами, поставленными на уроке, мы достойно справились. На следующем уроке мы продолжим работу над I частью песни «Журавель» и перейдем к вокализации своих партий. А также начнем разбор II части.
VIII. Рефлексия.
- Вам понравился сегодняшний урок? Какое настроение у вас после урока? Покажите цветные квадраты, которые соответствуют вашему настроению (красный – настроение хорошее, синий – безразличное, черный – негативное).
- Как вы физически чувствуете себя?
- Я бодр(а), чувствую себя хорошо (красный квадрат)
- Я не чувствую никаких изменений в своем самочувствии (синий квадрат)
- Я устал(а), мне плохо (черный квадрат)
-Что можете сказать об уроке:
- Мне было легко и интересно (красный квадрат)
- Мне было трудно, но интересно (синий квадрат)
- Мне было трудно, поэтому неинтересно (черный квадрат)
-Как вы оцениваете свою работу на уроке?
- 5 (красный квадрат)
- 4 (синий квадрат)
- 3 (черный квадрат)
Учитель оценивает работу учащихся на уроке.
IХ. Домашнее задание
Выучить наизусть свою партию в I части (сольфеджио). Проставить цезуры во II части. Уточнить форму произведения.
Список литературы
- Козлова М.Б. Вокальные упражнения как способ формирования певческих навыков у учащихся младшего и среднего возраста. https://urok.1sept.ru/articles/574865/
- Чуйкина С.В. Здоровьесберегающие технологии на уроках хорового пения. https://urok.1sept.ru/articles/419396/