Цели:
- Продолжать учить составлять и анализировать звуковую модель слова; различать звуки: гласные и согласные, твердые и мягкие, звонкие и глухие.
- Закреплять умение делить слова на слоги, определять количество слогов в слове, определять и изолированно произносить первый звук в слове.
- Развивать логическое мышление, внимание, речь детей.
- Воспитывать интерес к занятию, усидчивость у детей.
Словарная работа: познакомить детей с понятием идентификация – сравнение, установление совпадения.
Предварительная работа: дидактические игры «Слоговое лото», «Поиграем, почитаем»; дидактическое упражнение «Составь предложение»; беседа с детьми о космосе.
Оборудование: тюбики со слоговыми схемами, плакат с изображением продуктов питания, 10 предметных картинок, бортовой компьютер (собранный из конструктора «Лего»), конверт, карточки для составления звуковой схемы слова (раздаточные и демонстрационные), набор квадратов из цветного картона (на каждого ребёнка), музыкальное сопровождение.
ХОД ЗАНЯТИЯ
– Ребята, сегодня я вам предлагаю совершить
путешествие в космическое пространство,
побывать на неизвестных планетах. Согласны? На
чём мы можем совершить это путешествие? (Ответы
детей)
– Да, на космическом корабле (или ракете).
– Но прежде чем отправиться в полёт, я предлагаю
вам познакомиться с языком инопланетных
цивилизаций и собрать вещи, необходимые для
путешествия.
– Начнём с языка инопланетян. Наверняка он нам в
полёте пригодиться. Повторяйте за мной:
Чистоговорка:
Ли-лэ-ла
Ри-рэ-ра
Эни-бэни,
Рики-таки,
Шурба-урба,
Синти-бряки,
Дэо-дэо,
Шах-мадэо,
Вац!
– С языком ознакомились. Теперь, нужно собрать вещи, необходимые для полёта. Перед вами карточки с изображением предметов, выбирайте нужную и кладите в отсеки. У нас два отсека (синий и зелёный). В синий отсек – карточки с изображением предметов, название которых начинается с твёрдого согласного, в зелёный отсек – карточки с изображением предметов, название которых начинается с мягкого согласного. (Карточки: фонарик, часы, диски, носки и т. д.)
– Берём по одной карточке и объясняем, почему выбрали один из отсеков (Работа детей) (рис.1)
– Итак, с языком ознакомились, вещи собраны. К
путешествию готовы? (Ответы детей...)
– Тогда прошу пройти в космический корабль.
– Перед вами бортовой компьютер. Для того чтобы,
каждый смог управлять кораблём, бортовой
компьютер должен произвести идентификацию ваших
голосов.
– Сейчас каждому будет задан вопрос, ответ
должен быть полным.
Вопросы: (голос компьютера)
– Чем звук отличается от буквы?
– Звук б – это гласный или согласный?
– Звук а – это гласный или согласный?
– Назови 3 слова, которые начинаются с твёрдого
звука – к.
– Определи место звука [а] в слове матрёшка.
– Сколько слогов в слове машина?
– Составь предложение из 2-х слов
– Составь предложение из 3-х слов
– Звук [в] это глухой или звонкий согласный?
– Чем отличаются гласные от согласных звуков?
– Назови слова, состоящие из 1, 2 слогов.
– Идентификация ваших голосов завершена. Мы
отправляемся. Занимаем места в космическом
корабле, пристёгиваем ремни безопасности.
Начинаем обратный отсчёт: 5, 4, 3, 2, 1, 0 – пуск (включить
фонограмму). Полёт проходит успешно. Предлагаю
экипажу подкрепиться. Перед вами тюбики с
космической едой. А вместо названия, изображена
слоговая схема слова. У вас есть возможность
выбрать пищу самим, но названия её должны
состоять из того же количества слогов, что и на
вашем тюбике. Если будете затрудняться, перед
вами подсказка (плакат с изображением продуктов),
(мясо, курица, рыба, суп, сыр, колбаса, молоко,
груша, банан, каша, конфета). (рис. 2)
Например. В моём тюбике – курица, т.к. в слове
курица 3 слога и на тюбике схема слова из 3-х
слогов)
(Ответы детей)
– Ну вот мы и подкрепились.
Компьютер: Внимание! Внимание! Наш корабль совершил посадку на неизвестной планете. Предлагаю экипажу надеть космические скафандры и выйти на поверхность планеты. Воспитатель: Ребята, а вдруг жители этой планеты подумают, что мы прилетели с плохими намерениями. Давайте исполним мирный танец-приветствие, и они поймут, что мы желаем им добра.
Физкультминутка
Танец под музыку типа аэробики.
– Теперь нам нужно осмотреться. Как же называется эта планета? Посмотрите, какое-то письмо:
«Жителям планеты земля. От жителей планеты Грамотейка»
– Давайте вернёмся на космический корабль, (дети
рассаживаются на места) Что же находится
в конверте? (Картинки)
– Что же это может значить? Может быть, жители
планета Грамотейка что-то хотят нам сказать, с
помощью этих картинок?
– Давайте передадим их на землю, и учёные в
лаборатории во всём разберутся. Но бортовой
компьютер сможет передать только звуковую схему
слова. Вам нужно будет составить звуковую схему и
объяснить, после этого компьютер сможет передать
схему на Землю (рис. 3)
(Работа детей: один составляет у доски, остальные дети работают на местах)
– Схемы слова переданы на Землю. Путешествие наше подходит к концу. Предлагаю взять курс на планету Земля. Постойте, мы не сможем вернуться, панель управления не исправна. Мы должны устранить неполадки, исправить микросхему. Необходимо картинки соединить с нужной звуковой схемой, проводами, (рис. 4) (дети выполняют работу и объясняют, остальные проверяют)
– Ну вот, панель управления исправлена. Отправляемся на Землю. Начинаем обратный отсчёт: 5,4,3,2,1,0 пуск (включаем фонограмму)
Итог занятия
– Ребята, мы возвращаемся на Землю. Понравилось вам путешествие? Какие трудности мы встречали на своём пути? Что вам запомнилось? (Ответы детей)
Компьютер: Внимание! Внимание! Наш космический корабль совершил посадку на планете Земля. Желаю успехов и прощаюсь с вами!