Конспект урока информатики в 7-м классе по теме " Компьютерные вирусы и антивирусные программы"

Разделы: Информатика


Цели:

  • проверить знание учащимися основных названий диалоговых панелей и контекстных меню;
  • ввести понятие компьютерного вируса, рассмотреть типы вирусов, а также антивирусные программы;
  • развивать память, внимание, мышление;
  • формировать информационную компетентность через работу с дополнительным материалом.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, раздаточный материал.

ХОД УРОКА

I. Организационный  этап

Приветствие учащихся, целеполагание.

II. Актуализация знаний

– Повторение материала через просмотр презентации предыдущего урока.
– Опрос по диалоговым панелям и окнам (учащиеся должны написать названия к объектам, обозначенным стрелочками) (Приложение 1)

Листочки к опросу (Приложение 2) учащиеся сдают, после этого учитель устно проверяет, что должно было получиться.

Ответы
1 Вкладки
2 Командные кнопки
3 Список
4 Текстовое поле или текстовая строка
5 Переключатели
6 Счетчики
7 Ползунок
8 Флажок
9 Диалоговая панель свойств диска
10 Контекстное меню файла
11 Контекстное меню папки

3. Изучение нового материала

Объяснение учителя с использованием презентации (Приложение 3)

Компьютерные вирусы. Первая «эпидемия» компьютер­ного вируса произошла в 1986 году, когда вирус по имени Brain (англ. «мозг») «заражал» дискеты персональных компьютеров. В настоящее время известно несколько десят­ков тысяч вирусов, заражающих компьютеры и распростра­няющихся по компьютерным сетям.

Компьютерные вирусы являются программами, кото­рые могут «размножаться» (самокопироваться) и незаметно для пользователя внедрять свой программный код в файлы, документы, Web-страницы Всемирной паутины и сообще­ния электронной почты.

После заражения компьютера вирус может активизиро­ваться и начать выполнять вредные действия по уничтоже­нию программ и данных. Активизация вируса может быть связана с различными событиями: наступлением определен­ной даты или дня недели, запуском программы, открытием документа и некоторыми другими.

По «среде обитания» вирусы можно разделить на файло­вые вирусы, макровирусы и сетевые вирусы.

Файловые вирусы внедряются в программы и активи­зируются при их запуске. После запуска зараженной про­граммы вирусы находятся в оперативной памяти компью­тера и могут заражать другие файлы до момента выключения компьютера или перезагрузки операционной системы.

Макровирусы заражают файлы документов, например текстовых. После загрузки зараженного документа в тексто­вый редактор макровирус постоянно присутствует в опера­тивной памяти компьютера и может заражать другие доку­менты. Угроза заражения прекращается только после закрытия текстового редактора.

Сетевые вирусы могут передавать по компьютерным се­тям свой программный код и запускать его на компьютерах, подключенных к этой сети. Заражение сетевым вирусом мо­жет произойти при работе с электронной почтой или при «путешествиях» по Всемирной паутине.

Наибольшую опасность создают почтовые сетевые виру­сы, которые распространяются по компьютерным сетям во вложенных в почтовое сообщение файлах. Активизация почтового вируса и заражение компьютера может произойти при просмотре сообщения электронной почты.

Лавинообразная цепная реакция распространения поч­товых вирусов заключается в том, что вирус после зараже­ния компьютера начинает рассылать себя по всем адресам электронной почты, которые имеются в электронной адрес­ной книге пользователя.

Например, даже если в адресных книгах некоторых пользователей имеются только по два адреса, то почтовый вирус, заразивший компьютер одного пользователя, через три рассылки поразит компьютеры уже восьми пользовате­лей (рис. 1).

Всемирная эпидемия заражения почтовым вирусом на­чалась 5 мая 2000 года, когда десятки миллионов компьютеров, подключенных к глобальной компьютер­ной сети Интернет, получили почтовое сообщение с привлекательным названием ILOVEYOU (англ. «я люб­лю тебя»). Сообщение содержало вложенный файл, яв­ляющийся вирусом. После того, как получатель прочи­тывал это сообщение, вирус заражал компьютер и начинал разрушать файловую систему.

Антивирусные программы. В целях профилактической за­щиты от компьютерных вирусов не рекомендуется запускать программы, открывать документы и сообщения электронной почты, полученные из сомнительных источников и предвари­тельно не проверенные антивирусными программами.

Антивирусные программы наиболее эффективны в борь­бе с компьютерными вирусами. Такие программы исполь­зуют постоянно обновляемые списки известных вирусов, которые включают название вируса и его программный код. Если антивирусная программа обнаружит програм­мный код вируса в каком-либо файле, то файл считается зараженным вирусом и подлежит «лечению», то есть из него удаляется программный код вируса (рис. 2). Если лечение невозможно, то зараженный файл удаляется цели­ком.

Для периодической проверки компьютера используются антивирусные сканеры, которые после запуска проверяют файлы и оперативную память на наличие вирусов и обеспе­чивают нейтрализацию вирусов.

Антивирусные «сторожа» (мониторы) постоянно нахо­дятся в оперативной памяти компьютера и обеспечивают про­верку файлов в процессе их загрузки в оперативную память.

4. Первичное закрепление

Контрольные вопросы:

  • К каким последствиям может привести заражение компьютера компьютерными вирусами?
  • Какие типы компьютерных вирусов существуют, чем они отлича­ются друг от друга и какова должна быть профилактика зараже­ния?
  • Каким способом антивирусные программы обнаруживают компь­ютерные вирусы и обеспечивают их нейтрализацию?
  • Попробуйте подсчитать, какое количество компьютеров будет заражено после четвертой рас­сылки, если в адресных книгах всех пользователей содержит­ся по 10 адресов электронной почты.

5. Работа учащихся с дополнительным материалом (Приложение 4)

Прочитать материал (из раздаточных материалов) и составить схему (рис. 3):

6. Итог урока

– Проверка таблицы.
– Повторение основных моментов.

7. Домашнее задание

Запустите на вашем ПК антивирусную программу. Перенесите в тетрадь таблицу (рис. 4) и заполните ее.