Цели:
- проверить знание учащимися основных названий диалоговых панелей и контекстных меню;
- ввести понятие компьютерного вируса, рассмотреть типы вирусов, а также антивирусные программы;
- развивать память, внимание, мышление;
- формировать информационную компетентность через работу с дополнительным материалом.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, раздаточный материал.
ХОД УРОКА
I. Организационный этап
Приветствие учащихся, целеполагание.
II. Актуализация знаний
– Повторение материала через просмотр
презентации предыдущего урока.
– Опрос по диалоговым панелям и окнам (учащиеся
должны написать названия к объектам,
обозначенным стрелочками) (Приложение
1)
Листочки к опросу (Приложение 2) учащиеся сдают, после этого учитель устно проверяет, что должно было получиться.
Ответы | |
1 | Вкладки |
2 | Командные кнопки |
3 | Список |
4 | Текстовое поле или текстовая строка |
5 | Переключатели |
6 | Счетчики |
7 | Ползунок |
8 | Флажок |
9 | Диалоговая панель свойств диска |
10 | Контекстное меню файла |
11 | Контекстное меню папки |
3. Изучение нового материала
Объяснение учителя с использованием презентации (Приложение 3)
Компьютерные вирусы. Первая «эпидемия» компьютерного вируса произошла в 1986 году, когда вирус по имени Brain (англ. «мозг») «заражал» дискеты персональных компьютеров. В настоящее время известно несколько десятков тысяч вирусов, заражающих компьютеры и распространяющихся по компьютерным сетям.
Компьютерные вирусы являются программами, которые могут «размножаться» (самокопироваться) и незаметно для пользователя внедрять свой программный код в файлы, документы, Web-страницы Всемирной паутины и сообщения электронной почты.
После заражения компьютера вирус может активизироваться и начать выполнять вредные действия по уничтожению программ и данных. Активизация вируса может быть связана с различными событиями: наступлением определенной даты или дня недели, запуском программы, открытием документа и некоторыми другими.
По «среде обитания» вирусы можно разделить на файловые вирусы, макровирусы и сетевые вирусы.
Файловые вирусы внедряются в программы и активизируются при их запуске. После запуска зараженной программы вирусы находятся в оперативной памяти компьютера и могут заражать другие файлы до момента выключения компьютера или перезагрузки операционной системы.
Макровирусы заражают файлы документов, например текстовых. После загрузки зараженного документа в текстовый редактор макровирус постоянно присутствует в оперативной памяти компьютера и может заражать другие документы. Угроза заражения прекращается только после закрытия текстового редактора.
Сетевые вирусы могут передавать по компьютерным сетям свой программный код и запускать его на компьютерах, подключенных к этой сети. Заражение сетевым вирусом может произойти при работе с электронной почтой или при «путешествиях» по Всемирной паутине.
Наибольшую опасность создают почтовые сетевые вирусы, которые распространяются по компьютерным сетям во вложенных в почтовое сообщение файлах. Активизация почтового вируса и заражение компьютера может произойти при просмотре сообщения электронной почты.
Лавинообразная цепная реакция распространения почтовых вирусов заключается в том, что вирус после заражения компьютера начинает рассылать себя по всем адресам электронной почты, которые имеются в электронной адресной книге пользователя.
Например, даже если в адресных книгах некоторых пользователей имеются только по два адреса, то почтовый вирус, заразивший компьютер одного пользователя, через три рассылки поразит компьютеры уже восьми пользователей (рис. 1).
Всемирная эпидемия заражения почтовым вирусом началась 5 мая 2000 года, когда десятки миллионов компьютеров, подключенных к глобальной компьютерной сети Интернет, получили почтовое сообщение с привлекательным названием ILOVEYOU (англ. «я люблю тебя»). Сообщение содержало вложенный файл, являющийся вирусом. После того, как получатель прочитывал это сообщение, вирус заражал компьютер и начинал разрушать файловую систему.
Антивирусные программы. В целях профилактической защиты от компьютерных вирусов не рекомендуется запускать программы, открывать документы и сообщения электронной почты, полученные из сомнительных источников и предварительно не проверенные антивирусными программами.
Антивирусные программы наиболее эффективны в борьбе с компьютерными вирусами. Такие программы используют постоянно обновляемые списки известных вирусов, которые включают название вируса и его программный код. Если антивирусная программа обнаружит программный код вируса в каком-либо файле, то файл считается зараженным вирусом и подлежит «лечению», то есть из него удаляется программный код вируса (рис. 2). Если лечение невозможно, то зараженный файл удаляется целиком.
Для периодической проверки компьютера используются антивирусные сканеры, которые после запуска проверяют файлы и оперативную память на наличие вирусов и обеспечивают нейтрализацию вирусов.
Антивирусные «сторожа» (мониторы) постоянно находятся в оперативной памяти компьютера и обеспечивают проверку файлов в процессе их загрузки в оперативную память.
4. Первичное закрепление
Контрольные вопросы:
- К каким последствиям может привести заражение компьютера компьютерными вирусами?
- Какие типы компьютерных вирусов существуют, чем они отличаются друг от друга и какова должна быть профилактика заражения?
- Каким способом антивирусные программы обнаруживают компьютерные вирусы и обеспечивают их нейтрализацию?
- Попробуйте подсчитать, какое количество компьютеров будет заражено после четвертой рассылки, если в адресных книгах всех пользователей содержится по 10 адресов электронной почты.
5. Работа учащихся с дополнительным материалом (Приложение 4)
Прочитать материал (из раздаточных материалов) и составить схему (рис. 3):
6. Итог урока
– Проверка таблицы.
– Повторение основных моментов.
7. Домашнее задание
Запустите на вашем ПК антивирусную программу. Перенесите в тетрадь таблицу (рис. 4) и заполните ее.