Цель: cпособствовать укреплению здоровья детей, повышению умственной и физической работоспособности.
Задачи:
- Закрепить и уточнить знания детей об изменениях, которые происходят в природе ранней осенью.
- Способствовать развитию познавательного интереса, учить выслушивать ответы детей и давать обоснованные дополнения.
- Развивать связную речь, упражнять в употреблении глаголов и прилагательных, четко формировать свои ответы, составлять сложные предложения.
- Формировать умение выполнять закаливающие процедуры, дыхательные упражнения и различные виды двигательных упражнений, закрепить навык правильного дыхания, самомассажа, массажа.
- Развивать психические способности и эмоциональную сферу, проявлять творческую индивидуальность.
- Воспитывать интерес и потребность в систематических занятиях оздоровительными упражнениям, устойчивый интерес к своему здоровью.
Демонстрационный материал: большой зонт.
Раздаточный материал: осенние листочки.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Воспитатель предлагает отгадать загадку:
Плащ золотистый она надевает,
Теплое лето она провожает,
Птиц отправляет в дальние страны,
Нам оставляет дожди и туманы.
– Сегодня мы отправимся на прогулку в осенний лес, но сначала надо сделать разминку:
- «Глазки» – Глазки влево, глазки вправо, верх и вниз, и всё сначала.
- «Язычок» – Язычок вы покажите, на него все посмотрите.
- «Ротик» – Чтобы четче говорить, рот должен подвижным быть.
Открыть рот и нижней челюстью делать плавные движения слева-направо
- «Домик» – Мы построим крепкий дом, жить все вместе будем в нем –согнутыми пальцами правой руки с усилием нажать на ладонь левой руки.
- «Замок» – На двери висит замок, кто его открыть бы смог. Потянули, покрутили, постучали, не открыли, а подули и открыли.
– Дом открыт, можно отправляться, на прогулку в осенний лес.
Двигательные упражнения, «Прогулка в лес»
В осенний лес отправимся гулять, дети маршируют
Будем весело шагать.
На носочки встали и к лесу побежали. Бегут на носках
Ноги выше поднимаем, на кочки не наступаем. Ходят высоким шагом
И снова по дорожке мы весело шагаем. маршируют
– Вот и осенняя полянка. назовите признаки ранней осени. (Ответы детей)
– Сколько ветер листьев разбросал, пальчики помогут нам их сосчитать.
Пальчиковая гимнастика «Осенние листочки»:
1, 2, 3, 4, 5 – сжимают и разжимают кулачки
Будем листья собирать.
Листья берёзы, загибают мизинец
Листья осины , загибают безымянный палец
Листики тополя, загибают средний палец
Листья рябины, загибают указательный палец
Листики дуба мы соберём. Загибают большой палец
Маме осенний букет принесем. Соединить ладошки ,шевелить пальчиками
Д/игра «С какого дерева лист»
Релаксация, дыхательные упражнения:
1. «Деревья» – представьте, что вы деревья.
Деревья тянутся к солнышку каждой веточкой,
каждым листиком.(вытягивают руки вверх, встают
на носочки)
2. «Ветерок» – подул ветерок, веточки и листочки
шелестят и раскачиваются. (Дети раскачивают
вытянутые вверх руки вправо и влево)
3. «Листочки» – вокруг себя повернитесь и в
листочки превратитесь.
– Представьте, что каждый из вас висит на дереве. Подул ветер, оторвал их и понес. Я буду читать стихотворение, а вы кто как хочет, изображайте полёт листочков.
Мы – листочки осенние на дереве висели.
Дунул ветер – полетели и на землю тихо сели.
Снова ветер пробежал и листочки все поднял.
Закружились, полетели и на землю тихо сели. (Листочки положить на пол)
Ветер всё не утихает, расскажите какой он осенью бывает.
Логоритмическое упражнение «Ветер»
Осень листья золотит, ветер ими шелестит: ритмично потирают ладонью ладонь
Шур-шур-шур, шур-шур-шур.
Вверх поднимет, закружит делают круговые движения
И на месте завертит: у-у-у,у-у-у . указательными пальцами
То к земле прижмёт, погладит, скрестить руки,прижать ладони
Вдруг на веточки посадит: к плечам, погладить руки
Так-так-так, так-так-так. похлопать по плечам
Соберет в большую кучу, ритмично сжимают и разжимают руки.
Убежит и сядет в тучу.
– Осенний ветер нагнал тучу, что сейчас начнется? Но мы его не боимся, спрячемся в круг и под шум дождя будем делать массаж спины друг другу.
Массаж спины « Дождик»
Дождик бегает по крыше – похлопывают ладонями по спинкам друг другу
Бом! Бом! Бом!
По весёлой звонкой крыше – постукивают пальчиками
Бом! Бом! Бом!
Дома, дома посидите, – поколачивают кулачками
Бом! Бом! Бом!
Никуда не уходите, – растирают ребрами ладоней
Бом! Бом! Бом!
Почитайте, поиграйте – кладут ладони на плечи и большими пальцами
Бом! Бом! Бом! растирают плечи круговыми
А уйду – тогда гуляйте… поглаживают ладонями
Бом… бом… бом…
– Пока вы делали друг другу массаж, выглянуло солнышко. Солнышко предлагает поиграть в игру «Солнце, ветер, дождь» – на сигнал «солнце» –гуляем, «ветер» – раскачиваем руками, «дождь» – хлопаем в ладоши.
– Пора возвращаться в детский сад. Давайте попрощаемся с осенним лесом.
Стихотворения с движениями:
Осенний ветер гладит лица, поглаживание щёк
Лес шумит густой листвой. покачивание руками
Дуб нам хочет поклониться, наклоны туловища вперёд
Клен кивает головой. наклоны головы вправо влево
А кудрявая береза
провожает всех ребят, кружение на месте
До свиданья, лес осенний! Ходьба друг за другом
Мы уходим в детский сад.
Список литературы:
1. Алябьева Е.А. Коррекционно-развивающие
занятия для детей старшего дошкольного возраста.
М., 2004.
2. Алябьева Е.А. Логоритмические упражнения.
М., 2004
3. Алябьева Е.А. Тематические дни и недели
в детском саду. М., 2006.
4. Кудрявцев В.Т. Развивающая педагогика
оздоровления. Линка-пресс.М., 2000.
5. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в
логопедической группе для детей с ОНР. – СПб., 2003.