Продолжительность урока: 45 минут.
Класс: третий.
Учебно-методическое обеспечение: С.В. Иванов, А.О. Евдокимова Русский язык. Учебник для 3 класса, часть 2. Москва. Издательский центр «Вентана-Граф», 2008.
Авторский медиапродукт: презентация 26 слайдов (среда Power Point, Word).
Медиапродукт:
1. Среда: программа для создания презентаций Microsoft Power Point , текстовый редактор Microsoft Word.
2. Структура презентации:
№, п/п | Структурные элементы | Временная реализация | № кадра |
1. | Организационный момент | 2 минуты | 1–2 |
2. | Чистописание | 3 минуты | 3–5 |
3. | Целевая установка | 1 минута | 6–7 |
4. | Актуализация опорных знаний | 10 минут | 8–14 |
5. | Релаксация | 1 минута | 15 |
6. | Закрепление в нестандартных ситуациях | 19 минут | 16–22 |
7. | Творческая работа | 5 минуты | 23–24 |
8. | Итог урока | 2 минута | 25 |
9. | Домашнее задание | 2 минута | 26 |
3. Содержание кадров:
- Организационный момент. Тема урока.
- Задачи урока.
- «Лесовичок».
- Угадай…
- Чистописание.
- Эпиграф урока.
- Ответь на вопросы.
- Словарная работа.
- Проверь себя!
- Правописание суффиксов и окончаний.
- Суффиксы -ан,-ян (-янн) в относительных имёнах прилагательных.
- Проверь себя.
- Качественные и относительные прилагательные..
- «Пьедестал» качественных и относительных прилагательных.
- Физкультминутка.
- Работа в печатной тетради.
- Составь предложения.
- Найдите словосочетания.
- Устная работа по определению разряда имён прилагательных.
- Проверь себя.
- Определите падеж прилагательных.
- Ответь на вопросы. Работа в парах.
- Творческая работа.
- Творческая работа.
- Итог урока.
- Домашнее задание.
Цели: повторить и обобщить знания учащихся об имени прилагательном как части речи; развивать умения подбирать и распознавать имена прилагательные (качественные, относительные и притяжательные), развивать умения наблюдать, сравнивать, делать выводы; воспитывать любовь к природе, родному краю.
Оборудование: таблица «Имя прилагательное», раскладушка «Имя прилагательное», опорная схема: 1, 2 место, выставка «Дары природы», индивидуальный набор для словарной работы, магнитофонная запись «Отчего так в России берёзы шумят», проектор, компьютер.
Тип урока: повторно-обобщающий с наглядной презентацией.
Ход урока
I. Организационный момент
(Слайды 1–2)
II. Минутка чистописания.
(Слайд 3). «Лесовичок» принёс нам листья деревьев, если отгадаем названия деревьев, с которых прилетели эти листья, (Слайд 4) нам откроются слова для чистописания. (Слайд 5).
III. Тема урока. Правописание качественных, относительных и притяжательных имён прилагательных.
Эпиграф урока (Слайд 6)
Здесь, в зарослях лесных,
Где всё нам с детства мило,
Где чистым воздухом приятно так дышать,
Есть в травах и деревьях целительная сила –
Для всех, умеющих
Их тайну разгадать.
План урока (Слайд 7)
Сегодня на уроке мы вспомним всё, что знаем об имени прилагательном, но и откроем для себя что-то ещё новое. Ответьте на вопросы:
- Что обозначает имя прилагательное?
- На какие вопросы отвечает?
- С какой частью речи согласуется?
- Как изменяется?
- Каким членом предложения является?
- Какие разряды имеет?
Словарная работа. (индивидуальные карточки) (Слайд 8) .
Лес не только для нашей забавы,
Он – б …гатство с…ветской страны.
Все д …ревья в нём, яг…ды, травы
Нам на пользу, друзья взращены.
А уж сколько …рехов и яг…д,
Так пожалуй считать – не сочтёшь,
Сер…цу любо, коль знаешь, что за го…
В с…сняк… разрослась м...л…дё… .
Почему автор стихотворения говорит:
«Лес не только для нашей забавы.
Он богатство нашей страны»?
Дети: Потому что лес даёт человеку много грибов, ягод, кислорода, дерева.
Самопроверка. (Слайд 9).
Проверьте свою работу.
Лес не только для нашей забавы,
Он – богатство советской страны.
Все деревья в нём, ягоды, травы
Нам на пользу, друзья взращены.
А уж сколько орехов и ягод,
Так пожалуй считать – не сочтёшь,
Сердцу любо, коль знаешь, что за год
В сосняке разрослась молодёжь.
Правописание суффиксов и окончаний имён прилагательных (Слайд 10).
Задание: образуйте от данных существительных имена прилагательные, определите их род, разряд. Разберите по составу два прилагательных на выбор.
Образец: квас из рябины – рябиновый квас.
- Морс из клюквы –
- Веник из берёзы –
- Посуда из бересты –
- Лист осины –
- Ложка из дерева –
- Масло из пихты –
Вспомните суффиксы, при помощи которых образуются относительные имена прилагательные (Слайд 11).
Вспомни!
- Суффиксы -ин-, - ан-, -ян-. Исключение: оловянный, стеклянный, деревянный.
- -нн- Каменный
(в это время несколько ребят работают с аналогичным заданием по карточкам).
Карточка 1 Составь словосочетания по образцу. Выдели суффикс.
|
Самопроверка (Слайд 12)
- Морс из клюквы – клюквенный морс
- Посуда из бересты – берестяная посуда
- Ложка из дерева – деревянная ложка
- Веник из берёзы – берёзовый веник
- Лист осины – осиновый лист
- Масло из пихты – пихтовое масло
Проблемная задача. Можно ли к этим словосочетаниям подобрать ещё качественное имя прилагательное? Будут ли эти прилагательные однородными членами предложения? (Слайд 13).
Почему между качественными и относительными именами прилагательными запятая не ставится? (Слайд 14).
На каком месте должны стоять относительное и качественное прилагательное, если они относятся к одному существительному?
Физкультминутка (Слайд 15)
IV. Работа в печатной тетради.
(Слайд 16) – стр. 39, упр. 3.
V. Составьте предложение.
(Слайд 17)
Из данных слов составьте и запишите предложение, помните на каком месте стоит качественное прилагательное, а не каком притяжательное.
Солнце, над лесом, поднимается, летнее, густым, утром, горячее.
Дети: Утром над густым лесом поднимается горячее летнее солнце.
VI. Закрепление.
Выборочное письмо (выберите прилагательное плюс существительное. Определите разряд, придумайте прилагательное другого разряда (Слайд 18)
(Звучит магнитофонная запись «Отчего так в России берёзы шумят» , выходит девочка , одетая в костюм «берёзки», читает стихотворение)
Чуть солнце пригрело откосы
И стало в лесу потеплей.
Берёзка зелёные косы
Развесила с тонких ветвей.
Вся в белое платье одета,
В серёжках, в листве кружевной,
Встречаю горячее лето
Я на опушке лесной.
(В. Рождественский)
Работа с сигнальными карточками, работа по вариантам. (Слайд 19)
1 вариант: спишите слова левого столбика, в скобках укажите разряд,
2 вариант: слова правого столбика, приготовьте сигнальные карточки.
Просигнальте. И проверьте свою работу. (Слайд 20)
Определение падежа. (Запишите предложение – на выбор. Разберите по членам предложения, определите падеж прилагательных (Слайд 21).
- Ласковое весеннее солнце согревает всё кругом.
- Стройные белоствольные берёзы росли на поляне.
- Ребята спрятались от жары в тенистом берёзовом лесу.
VII. Работа в парах.
Ответьте на вопросы (Слайд 22)
VIII. Творческая работа в группах.
(Слайды 24)
К данным предметам: дом, роза, шляпа, карандаши, лев, стол, шары придумайте качественное и относительное имена прилагательные, например: дорога
Длинная асфальтированная дорога
Короткая просёлочная дорога
X. Итог урока.
(Слайд 25). О чём сегодня вспоминали?
- Что обозначает имя прилагательное?
- На какие вопросы отвечает?
- С какой частью речи согласуется?
- Как изменяется?
- Каким членом предложения является?
- Какие разряды имеет?
А что нового узнали?
Выставление оценок.
XI. Домашнее задание.
работа в печатной тетради №2, стр. 45 упр. 1 или стр. 47 упр. 7 (по выбору) (Слайд 26).