Урок русского языка. 3-й класс. "Правописание качественных, относительных и притяжательных имен прилагательных"

Разделы: Русский язык, Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 3


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Продолжительность урока: 45 минут.

Класс: третий.

Учебно-методическое обеспечение: С.В. Иванов, А.О. Евдокимова Русский язык. Учебник для 3 класса, часть 2. Москва. Издательский центр «Вентана-Граф», 2008.

Авторский медиапродукт: презентация 26 слайдов (среда Power Point, Word).

Медиапродукт:

1. Среда: программа для создания презентаций Microsoft Power Point , текстовый редактор Microsoft Word.

2. Структура презентации:

№, п/п Структурные элементы Временная реализация № кадра
1. Организационный момент 2 минуты 1–2
2. Чистописание 3 минуты 3–5
3. Целевая установка 1 минута 6–7
4. Актуализация опорных знаний 10 минут 8–14
5. Релаксация 1 минута 15
6. Закрепление в нестандартных ситуациях 19 минут 16–22
7. Творческая работа 5 минуты 23–24
8. Итог урока 2 минута 25
9. Домашнее задание 2 минута 26

3. Содержание кадров:

  1. Организационный момент. Тема урока.
  2. Задачи урока.
  3. «Лесовичок».
  4. Угадай…
  5. Чистописание.
  6. Эпиграф урока.
  7. Ответь на вопросы.
  8. Словарная работа.
  9. Проверь себя!
  10. Правописание суффиксов и окончаний.
  11. Суффиксы -ан,-ян (-янн) в относительных имёнах прилагательных.
  12. Проверь себя.
  13. Качественные и относительные прилагательные..
  14. «Пьедестал» качественных и относительных прилагательных.
  15. Физкультминутка.
  16. Работа в печатной тетради.
  17. Составь предложения.
  18. Найдите словосочетания.
  19. Устная работа по определению разряда имён прилагательных.
  20. Проверь себя.
  21. Определите падеж прилагательных.
  22. Ответь на вопросы. Работа в парах.
  23. Творческая работа.
  24. Творческая работа.
  25. Итог урока.
  26. Домашнее задание. 

Цели: повторить и обобщить знания учащихся об имени прилагательном как части речи; развивать умения подбирать и распознавать имена прилагательные (качественные, относительные и притяжательные), развивать умения наблюдать, сравнивать, делать выводы; воспитывать любовь к природе, родному краю.

Оборудование: таблица «Имя прилагательное», раскладушка «Имя прилагательное», опорная схема: 1, 2 место, выставка «Дары природы», индивидуальный набор для словарной работы, магнитофонная запись «Отчего так в России берёзы шумят», проектор, компьютер.

Тип урока: повторно-обобщающий с наглядной презентацией.

Ход урока

I. Организационный момент

(Слайды 1–2)

II. Минутка чистописания.

(Слайд 3). «Лесовичок» принёс нам листья деревьев, если отгадаем названия деревьев, с которых прилетели эти листья, (Слайд 4) нам откроются слова для чистописания. (Слайд 5).

III. Тема урока. Правописание качественных, относительных и притяжательных имён прилагательных.

Эпиграф урока (Слайд 6)

Здесь, в зарослях лесных,
Где всё нам с детства мило,
Где чистым воздухом приятно так дышать,
Есть в травах и деревьях целительная сила –
Для всех, умеющих
Их тайну разгадать.

План урока (Слайд 7)

Сегодня на уроке мы вспомним всё, что знаем об имени прилагательном, но и откроем для себя что-то ещё новое. Ответьте на вопросы:

  1. Что обозначает имя прилагательное?
  2. На какие вопросы отвечает?
  3. С какой частью речи согласуется?
  4. Как изменяется?
  5. Каким членом предложения является?
  6. Какие разряды имеет?

Словарная работа. (индивидуальные карточки) (Слайд 8) .

Лес не только для нашей забавы,
Он – б …гатство с…ветской страны.
Все д …ревья в нём, яг…ды, травы
Нам на пользу, друзья взращены.
А уж сколько …рехов и яг…д,
Так пожалуй считать – не сочтёшь,
Сер…цу любо, коль знаешь, что за го…
В с…сняк… разрослась м...л…дё… .

Почему автор стихотворения говорит:

«Лес не только для нашей забавы.
Он богатство нашей страны»?

Дети: Потому что лес даёт человеку много грибов, ягод, кислорода, дерева.

Самопроверка. (Слайд 9).

Проверьте свою работу.

Лес не только для нашей забавы,
Он – богатство советской страны.
Все деревья в нём, ягоды, травы
Нам на пользу, друзья взращены.
А уж сколько орехов и ягод,
Так пожалуй считать – не сочтёшь,
Сердцу любо, коль знаешь, что за год
В сосняке разрослась молодёжь.

Правописание суффиксов и окончаний имён прилагательных (Слайд 10).

Задание: образуйте от данных существительных имена прилагательные, определите их род, разряд. Разберите по составу два прилагательных на выбор.

Образец: квас из рябины – рябиновый квас.

  • Морс из клюквы –
  • Веник из берёзы –
  • Посуда из бересты –
  • Лист осины –
  • Ложка из дерева –
  • Масло из пихты –

Вспомните суффиксы, при помощи которых образуются относительные имена прилагательные (Слайд 11).

Вспомни!

  1. Суффиксы -ин-, - ан-, -ян-. Исключение: оловянный, стеклянный, деревянный.
  2. -нн- Каменный

(в это время несколько ребят работают с аналогичным заданием по карточкам).

Карточка 1

Составь словосочетания по образцу. Выдели суффикс.

Ремень из кожи – кожаный ремень

  • Свитер из шерсти –
  • Замок из железа –
  • Дождь весной –
  • Пирог из капусты –
  • Погода осенью –

 

 

Самопроверка (Слайд 12)

  • Морс из клюквы – клюквенный морс
  • Посуда из бересты – берестяная посуда
  • Ложка из дерева – деревянная ложка
  • Веник из берёзы – берёзовый веник
  • Лист осины – осиновый лист
  • Масло из пихты – пихтовое масло

Проблемная задача. Можно ли к этим словосочетаниям подобрать ещё качественное имя прилагательное? Будут ли эти прилагательные однородными членами предложения? (Слайд 13).

Почему между качественными и относительными именами прилагательными запятая не ставится? (Слайд 14).

На каком месте должны стоять относительное и качественное прилагательное, если они относятся к одному существительному?

Физкультминутка (Слайд 15)

IV. Работа в печатной тетради.

(Слайд 16) – стр. 39, упр. 3.

V. Составьте предложение.

(Слайд 17)

Из данных слов составьте и запишите предложение, помните на каком месте стоит качественное прилагательное, а не каком притяжательное.

Солнце, над лесом, поднимается, летнее, густым, утром, горячее.

Дети: Утром над густым лесом поднимается горячее летнее солнце.

VI. Закрепление.

Выборочное письмо (выберите прилагательное плюс существительное. Определите разряд, придумайте прилагательное другого разряда (Слайд 18)

(Звучит магнитофонная запись «Отчего так в России берёзы шумят» , выходит девочка , одетая в костюм «берёзки», читает стихотворение)

Чуть солнце пригрело откосы
И стало в лесу потеплей.
Берёзка зелёные косы
Развесила с тонких ветвей.
Вся в белое платье одета,
В серёжках, в листве кружевной,
Встречаю горячее лето
Я на опушке лесной.
(В. Рождественский)

Работа с сигнальными карточками, работа по вариантам. (Слайд 19)

1 вариант: спишите слова левого столбика, в скобках укажите разряд,

2 вариант: слова правого столбика, приготовьте сигнальные карточки.

Просигнальте. И проверьте свою работу. (Слайд 20)

Определение падежа. (Запишите предложение – на выбор. Разберите по членам предложения, определите падеж прилагательных (Слайд 21).

  1. Ласковое весеннее солнце согревает всё кругом.
  2. Стройные белоствольные берёзы росли на поляне.
  3. Ребята спрятались от жары в тенистом берёзовом лесу.

VII. Работа в парах.

Ответьте на вопросы (Слайд 22)

VIII. Творческая работа в группах.

(Слайды 24)

К данным предметам: дом, роза, шляпа, карандаши, лев, стол, шары придумайте качественное и относительное имена прилагательные, например: дорога

Длинная асфальтированная дорога
Короткая просёлочная дорога

X. Итог урока.

(Слайд 25). О чём сегодня вспоминали?

  1. Что обозначает имя прилагательное?
  2. На какие вопросы отвечает?
  3. С какой частью речи согласуется?
  4. Как изменяется?
  5. Каким членом предложения является?
  6. Какие разряды имеет?

А что нового узнали?

Выставление оценок.

XI. Домашнее задание.

работа в печатной тетради №2, стр. 45 упр. 1 или стр. 47 упр. 7 (по выбору) (Слайд 26).