Роль интеграции в духовно-нравственном воспитании дошкольников

Разделы: Работа с дошкольниками


Не секрет, что искусство, как специфическая форма познания действительности, вызывает сильный эмоциональный отклик. Происходит это благодаря ярким средствам выразительности, используемым мастерами. Произведения искусства неизменно вызывают у человека радость от их восприятия, стремление любоваться ими, внимательно вслушиваться, вглядываться. Искусство осваивает и, вместе с тем, представляет человеку богатство окружающего мира, позволяет ему увидеть новое в этом мире, открывать незнакомое в том, к чему он давно привык.

Ребенок формируется на основе эстетического восприятия, образных представлений. Впоследствии это обеспечивает ему успешное владение учением и спокойную адаптацию к переходу из детского сада в школу.

Искусство, оказывая сильное воздействие на ребенка, позволяет развивать психические процессы, необходимые для успешного освоения разнообразных видов деятельности. Особое значение, в связи с этим, имеет интегрирование искусства и разнообразных видов художественной деятельности детей дошкольного возраста.

Механизмом интеграции является именно образ, созданный средствами разных видов искусства и созерцаемый детьми в разных идах художественной деятельности:

  • в литературе – слово (образные представления, определения, эпитеты, сравнения, метафора, ритм);
  • театрализованной деятельности – движения, жесты, мимика, голос, интонация, позы;
  • изобразительном искусстве – рисунок (форма, величина, цвет, композиция, ритм);
  • музыке – мелодия, ритм, гармония, динамика, интонация и др.

Нужно подчеркнуть, что немалое значение для эстетического, духовного формирования личности ребенка-дошкольника средствами интеграции заключается в том, то важнейшей составляющей интегрированных занятий есть искусство (изобразительное, музыкальное, театральное, литература, и др.) как классическое, так и народное.

При интеграции разных видов искусства все содержание включается в процесс разработки и создания образа практически на равных основаниях. Вместе с тем какое-то тематическое содержание всегда выступает в роли стержневого. Именно вокруг этого стержня объединяются и другие формы работы, виды искусства и художественной деятельности. Для меня таким “стержнем” является музыка.

Эта тема так богата и разнообразна, что каждый педагог может включить в свою работу этот компонент. Поэтому все виды деятельности в детском саду проводятся в сотворчестве с другими педагогами.

В своей работе я стараюсь приблизить детей к пониманию и осмыслению христианских православных праздников и обрядов. Основную задачу в проведении таких праздников и бесед я вижу в приобщении детей к православной культурной христианской традиции, вере в Иисуса Христа, в утверждение высоких духовных ценностей – любви, доброты, сострадания и душевной чистоты. Для создания атмосферы духовности и возвышенности на православных праздниках и беседах используются отрывки церковных песнопений в записи.

Итак, православная культура, сопряженная со всей культурой русского народа, должна занять важное место в образовании. Замечу, что соединение народной и церковной традиций воспитания с педагогической наукой, теорией и методикой благотворно влияет на реальный педагогический процесс, спасая его от омертвения, преображая в духе неповторимой живой русской культуры.

Опираясь на вышесказанное, были разработаны методические рекомендации по теме: “Духовно-нравственная модель воспитания дошкольников на основе слушания музыки. Приобщение детей к народным и православным традициям”.

Приобщение детей к истокам русской культуры и лучшим образцам мировой музыки является важнейшим фактором, помогающим оградить ребенка от пагубных влияний современной массовой эрзац – культуры.

Свою работу я разделила на 3 части:

I часть

Воспитание в ребенке человека, способного ценить, творчески усваивать, сохранять и приумножать ценности родной народной культуры.

Целью подобных занятий являются:

  • дополнение объективных представлений и понятий о прекрасном,
  • формирование эстетического вкуса,
  • развитие и закрепление национально – эстетических взглядов, ценностей и убеждений.

В произведениях народного творчества материализована народная память, народная мудрость и вечные чаяния о торжестве гармонии. Огромную роль в развитии народной культуры имели праздники. Соприкосновение, познание и погружение в мир народного искусства и творчества формирует эстетические и нравственные идеалы. Через народные сказки и песни, обряды и художественные предметы быта передаются и сохраняются эстетические воззрения и дух народа, осуществляется связь между поколениями.

К первому направлению следует отнести средства эмоционального воздействия на детей в рамках детских фольклорных праздников. Использование этих средств на детскую аудиторию в процессе мероприятия имеет некоторую специфику. Рассмотрим широко известные и наиболее доступные средства, используемые в ходе проведения праздников.

Музыка в фольклорном празднике непосредственно воздействует на чувства дошкольников. Обладая большой силой эмоционального воздействия, музыкальное искусство создает у воспитанников соответствующее настроение: торжественно-приподнятое или веселое, трагическое или спокойное.

Для музыкальных номеров могут быть использованы такие жанры, как песня, ансамбль, фонограммы с записями оркестра народных инструментов, звучание народных мелодий на различных музыкальных инструментах.

Песня и танец на празднике – это средство общения и единения детей. Исполнители с помощью пляски, мимики, жестов создают различные образы и характеры героев. В музыкально-ритмической деятельности дети с большим удовольствием придумывают, комбинируют танцевальные движения, напевая и двигаясь под музыку. Танец, песня, пантомима и музыкально-игровая драматизация пробуждают у них потребность изобразить картину жизни в предлагаемых обстоятельствах, охарактеризовать персонажей, используя слово и движение. Все это создает необходимые условия для эмоционально-праздничного восприятия детьми фольклорного праздника.

Слово как средство информации имеет дополнительную функцию. Звучащее в пословицах, загадках, поговорках, колядках и т.п., оно воодушевляет участников фольклорного праздника. Важно донести до детей красоту, емкость фольклорного слова, закрепить в их сознании то, что всегда имело живое хождение в народе, выражало интересы, использовалось в определенных целях.

Особый смысл заложен в поэзии обрядовых праздников, которые часто бывают подкреплены действиями, символическими образами. Известно что святки праздновались всеми, но в основе своей это был праздник молодежи с играми, песнями, хождениями по домам, посиделками и гаданиями. Обрядовые песни заклинали, описывали благополучие и изобилие, а сопровождавшие их действия изображали желаемое.

Колядовщики исполняли колядки – пожелания, величания, воспевая в них неправдоподобное, сказочное богатство.

Иванов-то двор виноградьем оброс.

У Ивана-сударя высок терем,

У Прасковьи на дворе полным-полно.

Гуси-лебеди летели!

Мы, младешеньки колядовщички,

Мы пришли прославлять, хозяев величать!

Игра на детском фольклорном празднике выступает как прием активизации аудитории, и как важнейшая форма освоения народного творчества и традиций. Игра формирует особое игровое настроение во время праздника. Коллективные игры характеризуются сюжетностью, действием, образностью. Важно в игре увлечь детей. Впечатления детей от игры часто зависит не только от ее динамики, но и от развязки. Огромная роль отводиться ведущему, который должен уметь импровизировать, искать элементы неожиданности и эффективности праздничного общения в любом игровом действии.

Итак, основными и наиболее доступными средствами эмоционального воздействия в рамках детского фольклорного праздника являются музыка, слово и игра. Кроме того, могут быть использованы такие жанры фольклора как перепевы, переплясы, частушки, состязания в разгадывании загадок, проговаривании скороговорок на скорость, “распутывание” пословиц и поговорок, объяснение примет. Эти виды традиционного народного фольклора выступают действенными средствами эмоционального воздействия и выразительности. Таким образом, через интеграцию различных видов искусства ребенок получает знания о народных традициях.

II часть

Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе слушания музыки.

Основными целями этого раздела являются:

  • воспитание патриотических чувств на начальном этапе формирования личности ребенка;
  • воспитание человека, способного ценить, творчески усваивать, сохранять и приумножать ценности родной и мировой культуры;
  • освоение культурного наследия прошлого, формирование интереса к нему;
  • формирование индивидуальной музыкальной культуры ребенка и общей духовной культуры;
  • воспитание духовно-богатой личности.

Проблема воспитания активного слушателя – одна из актуальных проблем музыкальной педагогики. Наиболее точно и многогранно определил значение восприятия музыки в своей музыкально-педагогической концепции композитор Д.Б. Кабалевский. По его мнению, понятие “восприятие музыки” нельзя отождествлять с термином “слушание музыки”. “Восприятие музыки, - писал он, - нельзя сводить к одному из видов деятельности детей, как это обычно делается по отношению к слушанию музыки. Активное восприятие музыки – основа музыкального воспитания в целом, всех его звеньев. Только тогда музыка может выполнить эстетическую, познавательную и воспитательную роль, когда дети научатся по-настоящему слышать и размышлять о ней… Настоящее, прочувствованное и продуманное восприятие музыки - одна из самых активных форм приобщения к музыке, потому что при этом активизируется внутренний духовный мир детей, их чувства и мысли. Вне слышания музыка как искусства вообще не существует. Бессмысленно говорить о каком-либо воздействии музыки на духовный мир детей и подростков, если они не научились слышать музыку как содержательное искусство, несущее в себе чувства и мысли человека, жизненные идеи и образы”.

Слушание музыки обладает большой силой воздействия на детей. Дети духовно обогащаются, формируется их вкус, привязанности. Дети получают разнообразные и ценные впечатления, на основе которых развиваются музыкальные способности, формируется культура. Необычайно новые музыкальные впечатления обогащают детей, запоминаются надолго, способствует формированию интересов, чувств, воображения, мышления, оценок, вкусов, ценностного отношения к музыке.

Приведу некоторые методы и приемы музыкального воспитания детей дошкольного возраста на основе слушателей музыки

  • прием сравнения, который сочетает в себе различные методы (наглядно-слуховой, наглядно-зрительный, словесный, практический )
  • прием контрастного сопоставления музыкальных произведений который позволяет в проблемной форме показать музыкальное произведение , обостряет слуховое внимание, заинтересовывает детей

Остановимся на характеристике наглядного приема “цвет-настроение”. Он позволяет детям применять новое слово и в игровой форме высказываться о характере музыке. Кроме того, он помогает выявить реакции детей на музыку, закрепить представления о ее характере.

Определенный цвет (небольшие карточки из цветной бумаги) связывается с соответствующим настроением музыки: пастельные, светлые тона (голубой, розовый) – с нежным, спокойным характером музыки; темные, густые тона(темно-коричневый, темно-синий) – с мрачным, тревожным характером; интенсивные, яркие тона (красный) – с решительным, торжественным.

Незнакомые слова разъясняются: решительная – смелая, тревожная – беспокойная.

Предлагаю словарь, характеризующий эмоционально – образное содержание музыки, усвоенный детьми старшей группы. При его составлении использовался следующий принцип: слова сходного эмоционально – образного содержания объединялись в одну группу.

Слушая с детьми музыку, я стараюсь не оставлять детей пассивными. Задействую разные виды исполнительства и творческие задания: выражать переживания в образном слове, музыкально – ритмических движениях, подпевании ярких мелодий, игре на музыкальных инструментах, рисовании.

Можно ли понимать язык музыки в том же прямом смысле, как мы понимаем язык литературы или конкретные образы живописи? Музыка оперирует средствами чисто эмоционального воздействия, обращается преимущественно к чувствам и настроениям людей.

III часть

Приобщение детей к православным традициям.

Основными целями этого направления я считаю:

  • сохранение духовно-нравственного здоровья детей;
  • приобщение их к нравственным и духовным ценностям православной культуры
  • изучение православной культуры и народных традиций
  • формирование общей духовной культуры.

Особенность духовно-нравственного образования и воспитания в том, что оно содействует сохранению духовного здоровья детей, знакомит их с основами православной культуры.

Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно-нравственной личности показывают, что самым слабым местом в этой деятельности является семья.

Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому я в своей работе пытаюсь помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться нравственные и духовные обычаи ценности, созданные предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей.

Православная педагогика направляет воспитание на конкретную личность, которая должна быть ответственной не только за свою жизнь, но и за сохранение и развитие исторических и культурных традиций своего народа. Православная педагогика обогащала педагогику светскую цельностью миропонимания, опытом нравственного уклада жизни, развития гармоничной личности.

Проводя занятия, я знакомлю детей с историей православных праздников, традициями отечественной культуры, с тем, как встречают православные праздники в России. Помогают в подготовке и участвуют в праздниках родители детей. Дети вместе с родителями знакомятся с духовно-нравственными традициями и укладом жизни в православной семье, особенностями мужских и женских домашних трудов, традиционной подготовкой и проведением праздничных дней.

Представляется, что наиболее правильным в дошкольном возрасте должно стать изучение православной культуры в рамках главных православных праздников (православный литургический год) которые вводят детей в светлый, радостный и праздничный мир Православия.

“Рождество”, “Крещение”, “Сретение”, “Благовещение”, “Вербное воскресенье”, “Пасха”, “Троица, “Успение”, “Покров”.

Я уверена, что православный праздник для ребенка должен быть наполнен особым смыслом, поэтому в своей работе всегда стараюсь объяснить детям на доступном им языке, как празднуемое событие связано с сегодняшним днем. Ведь нередко в семьях все дело сводится к внешним символам и обрядам: Пасха – значит, куличи и яйца, Рождество – елка и подарки, Троица – березки в храме и панихида на кладбище. Сохраняя значимые для русских людей “преданья старины глубокой”, я старалась органично вплести в программу детских православных праздников глубинный смысл, предлагая и детям, и взрослым стать участниками Евангельских событий, причастниками Христа в православных праздниках.

При подготовке к празднику мы стараемся наполнить новым смыслом знакомы с детства мелодии и сказки. И это, оказывается, так здорово, когда тебя и здесь встречают знакомые герои. И те ценности, о которых они говорят, такие близкие и такие понятные: верность, дружба, искренность, уважение, доверие. В праздниках использованы не только стихи великих русских поэтов, но и стихи сочиненные педагогами, участниками праздников, потому что мы ставим своей целью привить русским детям любовь к Богу, Церкви, Родине и к родному слову, написанному столь талантливо, с верой и болью, слову, пропущенному через огонь сердца.

На занятиях я стараюсь познакомить, рассказать и показать детям все, что знаю о Православии, о его колоссальном эстетическом потенциале, который оно накопило за многие века своего существования. Православная культура – это литература, написанная сотнями авторов, это иконы, в том числе и Андрея Рублева, и фрески Дионисия, это богатейшие архитектурные традиции, это колокола и колокольные звоны, это наконец удивительная музыка, не сравнимая по красоте и целостности ни с какой другой.

Озвучивание пространства – необходимый компонент культового действия во время которого мир словно вновь и вновь рождается.

Звучание – это жизнь, безмолвие – это смерть. В христианском культовом действе музыка словно соединяет небо и землю, тело и душу.

Итак, православная культура представляет собой неисчерпаемую сокровищницу духовных ценностей. Как помочь детям заглянуть в нее, разобраться в огромном звуковом море, научиться отличать в музыкальном искусстве подлинное от подделки?

Совет один: научить наших детей “слушать” и “слышать” музыку, понимать ее. Только тогда музыка сможет выполнить эстетическую, познавательную и воспитательную роль.

В заключении мне хотелось бы сказать: потребность создать у ребенка целостную картину мира, где все находится в нерасторжимом единстве привела нас педагогов к использованию в своей работе интегрированных занятий. Сверхзадача для педагога в данном случае вывести детей за рамки их конкретного чувственного опыта в мир художественного воображения и ассоциаций, используя для этого выразительные средства музыки, пластики, поэзии и изобразительного искусства.